Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОРТЕГА-И-ГАССЕТ Х. (1883-1955)






 

Крупнейший испанский философ. Испытал влияние Мигеля де Унамуно, что совершенно есте­ственно, творчеством этого философа-писателя совершенно невозможно не очароваться. Он был с ним дружен вел активную переписку с ним. Пре­подавал в Мадриде. В 1910 году занял кафедру метафизике на факультете философии и языка Мадридского университета. Как всякий порядочный философ и человек, не в пример М. Хайдеггеру, резко выступал против фашизма. Свою философию называл «рациовитализмом», философией «жизненного разума».

 

1. ПОНИМАНИЕ ФИЛОСОФИИ

 

2. МЫСЛИТЬ И ЖИТЬ

 

Хосе Ортега.и – Гассет: «Метафора – необходимое орудие мышления, форма научной мысли» (Ортега-и-Гассет х. Две великие метафоры \\ Метафора в языке и тексте. М., 1988. С.68)

Ортега-и- Гассет рассматривал два разных употребления метафоры. Первое состоит в употреблении метафоры для того, чтобы сделать описание явления понятным для дру­гих, второе, чтобы уловить суть исследуемого явления: «метафора нужна нам не только для того, чтобы сделать нашу мысль доступной для других людей; она необходима нам самим для того, чтобы объект стал доступен нашей мысли. Метафора не только средство выражения, метафора еще и важное орудие мышления» (Ортега-и-Гассет Х. Две великие метафоры \\ Метафора в языке и тексте. М., 1988. С.71)

 

«.. не все объекты легко доступны для нашего мышления, не обо всем мы можем соста­вить отдельное, ясное и четкое представление. Наш дух вынужден поэтому обращаться к легко доступным объектам, чтобы, приняв их за отправную точку, составить себе по­нятие об объектах сложных и трудноуловимых.

Итак, метафора служит тем орудием мысли, при помощи которого нам удается достигнуть самых отдаленных участков нашего концептуального поля. Объекты, к нам близкие, легко постигаемые, открывают мысли доступ к далеким и ускользающим от нас понятиям. Метафора удлиняет «руку» интеллекта; её роль в логике может быть уподоблена удочке или винтовке.

Из этого, впрочем, не следует, что она раздвигает границы мыслимого. Отнюдь нет. Она лишь обеспечивает доступ к тому, что смутно виднеется на его дальних рубежах. Без метафоры на нашем ментальном горизонте образовалась как бы целинная зона, формально подпадающая под юрисдикцию нашей мысли, но фактически неосвоенная и невозделанная.

Метафора лежит в основании поэзии, и её поэтическая функция хорошо изучена. В науке роль метафоры вспомогательна» (Ортега-и-Гассет Х. Две великие метафоры \\ Метафора в языке и тексте. М., 1988. С.72)

Как писал Х. Ортега-и-Гассет: «…каждый народ и всякая эпоха обладают своим типом души, т.е. сетью с определенными по размеру и конфигурации ячейками, которые за­дают близость одним истинам и неискоренимую неспособность к достижению других. Это означает, что все эпохи и все народы довольствовались соответствующими частными истинами, и нет смысла противопоставлять себя другим народам и эпохам, словно им одним выпало владение всею полнотой истины» (Ортега-и-Гассет Х. Что та­кое философия? М., 1991. С.46)

3. ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.