Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Постмодернисты






 

ЛИТЕРАТУРА:

 

ГЛАВА 3 ФИЛОСОФИЯ ДЕЛЁЗА Ж. (1926-1995)

 

Жиль Делёз – крупнейший философ последней трети XX века, является ярким вы­ра­зи­телем кризисного состояния философии. Наиболее интересный фи­лософ постмодер­низма. Благодаря работам о Ницше: «Ницше и философия» (1962), «Ницше» (1965) был замечен М. Фуко и получил известность.

Автор мно­гих работ по философии и истории философии, многие из которых он на­писал в со­авторстве с психоаналитком Феликсом Гваттари (1930-1992). Из них выде­ляются: «Ницше и филосо­фия»(1962), «Различие и повторение»(1969), «Логика смысла»(1969), «Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип» (1972), «Кафка: К проблеме литературы» (1975), «Ризома» (1976), «Складка: Лейбниц и барокко» (1988), «Что такое философия?»(1991), «Фуко». Последнюю ра­боту «Ве­личие Маркса» он не закончил, покончив жизнь самоубийством 3 ноября 1995 г., вы­бросив­шись из окна своей парижской квартиры. Типичный философ.

«Эстетичность» его работ сочетается с достаточно высоким уровнем философствова­ния. На­сыщен­ность герменевтическими «штудиями» от­носительно философов про­шлого сочетается с определенной системностью мышления. Но его стиль, идущий от Ницше, часто раздражает. По моему мнению, философии современности нужен новый позитивный стиль «смысловой про­зрачности», а не туманной «постмодернистской» игры. Но пока мы – философы, имеем то, что имеем. Мы имеем тексты лишь этих «по­стмодернистских» философов, наслаждающихся гроте­скными фразами, обыгрываю­щими фал­лические аналогии (больной темой французских фило­софов, которые тя­го­теют к гомосексуа­лизму), образы шизо­идного сознания и т.п. Конечно, та­кого типа тек­сты привлекают широкую публику, их книги расходятся большими тиражами, но они не так уж много прибавляют к мно­говековому опыту философствования. Тем более, если снять всю эту внешнюю «мишуру» эпа­тажа, и гротескную «витиеватость» их мысли, - то сразу проявляется то, что большинство их мыслей – это переложение мыс­лей, которые вы­сказаны другими философами в прошлом. Как правильно пи­сала Н.Б.Маньковская: «Побудительным стимулом создания нового метода по­служило стремление сложить стереотип западного интел­лигента – пассивного пациента пси­хо­аналитика, «невротика на кушетке», и утвердить нетрадиционную модель активной личности – «прогуливающегося шизофреника». «Шизофре­ник» здесь не психиатриче­ское, а социально-по­литическое понятие. «Шизо» в данном случае – не еальный или потенциально психически больной человек (хотя и этот случай исследуется ав­торами), не контестант, тотально отвергающий капиталистический социум и живущий по зако­нам «желающего производства»» (Маньковская Н.Б. Структурно-психоаналитическая эстетика Ж. Делёза и Ф.Гваттари \\ Фило­софские науки 1989 №12 с.34-35)

При всей путаности постмодернистской философии, особо можно отметить последнюю их ра­боту «Что такое философия?» (1991), где они философствуют более трезво и сис­тематично. В ней действительно найдена «золотая середина» между про­странностью дискурсивных рассуждений и такой же пространностью неупорядоченных об­разных выражений. В этом смысле начинаешь соглашаться, что философия есть по­эзия, ибо этот поэтический строй языка позволяет «архивировать» информацию, сжи­мать её в не­скольких строчках. Именно это, в своей последней работе, Делез и Гваттари сумели сделать.

 

«ШИЗОАНАЛИЗ»

 

Для современных французских философов – взлетевших на волне майских событий 1968 года тяжело переживается их «маргинальность» и ненужность в современном мире «симулякров». От того периода, когда их философствование встречало интерес у широких слоев интеллиген­ции у них осталась ностальгическая тоска. Вполне вероятно, нежелание избавиться от этой «тоски» и привело Ж.Делёза к самоубийству. Хотя дело тут не в том, что философия «умерла», что «философ-пророк», коими они себя представляют больше не нужен. Умерла их «постмо­дернистская» философия и умерла «пророческая» философия. В XXI веке наступает время фи­лософии «размышления над итогами», наступает время не «пророческой», а «думающей» фи­лософии.

Тем не менее этот «разрыв» приводит к тому, что у постмодернистских философов воз­никает идеология «воинствующего маргинала», идеология «воинствующего шизофре­ника» как обви­нителя-аналитика существующего общества. Хотя не понятно чем это общество хуже или лучше прежних. Обычное общество со всем своим идиотизмом и грязью, и одновременно со всеми своими лучшими проявлениями – ра­зумностью, стремлением к справедливости и состра­данием к ближним.

Мир шизофреника противостоит миру мира власти, миру буржуазии. Это мир желания, мир реализации желания, мир свободы. Вот с этой точки зрения мира «свободы» и ана­лизируются все рациональный системы власти в ментальной, социальной и хозяйст­венной сферы. Концепция более всего «поэтическая», чем «теоретическая». Но в ос­нове, в «ядре» вполне ин­тересная, да и известная. Совершенно непонятно к чему эта «поэтическая» шелуха. Тем не ме­нее эта концепция, оформленная в работе Ж. Делеза и Ф. Гваттари «Капитализм и шизофре­ния» (1972), четко характери­зует весь стиль фило­софствования Ж.Делёза и постмодернистов. Это наслаждение бро­скими эпатирующими аналогиями, сексуальными символами, стремле­нием «диссоции­ровать» устойчивые об­разования в ментальности. Это им нравиться, но мало прибавляет в анализе действи­тельно синергически существующих реальных артефак­тов куль­туры.\\\

Книга вышла в 1994 в рус.пер. но её нигде нет…\\\\\

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.