Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Живопись Венеции






В силу специфических причин исторического развития культура Возрождения в Венеции сформировалась лишь во' второй половине 15 в., значительно позже, чем в других областях и го­родах Италии. Богатая торговая аристократиче­ская республика, тесно связанная с Византией, а также с государствами Западной Европы, вос­приняла и красочную декоративность Востока и традиции европейского готического искусства. В сложении собственно ренессансного искус­ства, и прежде всего живописи Венеции, особое место заняли художники семьи Беллини.

Беллини. Самым талантливым из них был Джованпи Беллини (ок. 1430—1516), который усовершенствовал технику масляной живописи и добился сочности и глубины тонов, их мягких переходов. Освобождаясь от детализации и ме­лочности, он сосредоточивает внимание на рас­крытии значительности нравственного мира че-

ловека. Он связывает образ человека с приро­дой, способствующей передаче настроения изо­бражаемого.

В искусстве Беллини намечаются черты пе­рехода от раннего к Высокому Возрождению. Его алтарный образ «Мадонна со святыми» (1480—1490, Венеция, галерея Академии, ил. 133) привлекает уравновешенной компози­цией, колористическим богатством, величествен­ностью и ясной просветленностью характеров героев, погруженных а задумчивость. Художник тонко улавливает портретное сходство, особен­но юношеских и старческих лиц, стремится к кра­сочной нарядности. В портрете дожа Лоредапа (ок. 1502 г., Лондон, Национальная галерея) он сочетает торжественную представительность с живописностью и конкретностью характеристи­ки. Это умный энергичный человек с вольным ха­рактером, сухощавым лицом, живым уверенным взглядом. Беллини был учителем великих вене­цианских живописцев Джорджоне и Тициана,

ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

(1480-е гг.— первая треть 16 в.)

Искусство Высокого Возрождения приходит­ся па конец 15 и первые три десятилетия Ifi в. «Золотой век» итальянского искусства хроноло­гически был очень кратким, и только в Венеции оп продлился дольше, вплоть до середины столетия. Но именно в это время были созданы замечательные творения титанов Воз­рождения.

Высочайший подъем культуры происходил, в сложнейший исторический период жизни Ита­лии, в условиях резкого экономического и поли­тического ослабления итальянских государств. Турецкие завоевания на Востоке, открытие Америки и нового морского пути в Индию ли­шают итальянские города их роли важнейших торговых центров; разобщенность и постоянная междоусобная вражда делают их легкой добы­чей крепнущих централизованных северо-за­падных государств. Перемещение внутри стра­ны капиталов из торговли и промышленности в земледелие и постепенное превращение буржуа­зии в сословие земельных собственников спо­собствовало распространению феодальной реак­ции. Вторжение французских войск в 1494 г., опустошительные войны первых десятилетий 16 в., разгром Рима чрезвычайно ослабили Ита­лию. Именно в это время, когда над страной на-

висла угроза ее полного порабощения иноземны­ми завоевателями, раскрываются силы парода, вступающего в борьбу за национальную незави­симость, за республиканскую форму правления, растет его национальное самосознание. Об атом свидетельствуют народные движения начала It) в. во многих итальянских городах, и в част­ности во Флоренции, где республиканское прав­ление устанавливалось дважды: с 1494 по 1512 и с 1527 но 1530 г. Огромный общественный подъем послужил основой расцвета мощной культуры Высокого Возрождения. В сложных условиях первых десятилетий 16 в. сформиро­вались принципы культуры и искусства нового стиля.

Отличительной особенностью культуры Вы­сокого Возрождения было необычайное расши­рение общественного кругозора ее создателей, масштабность их представлений о мире и кос­мосе. Меняется взгляд на ^шловека-и его отно­шение к миру. Сам тип'художника, его миро­воззрение, положение в обществе решительно отличаются от того, которое занимали мастера 15 в., еще во многом связанные с сословием ре­месленников. Художники Высокого Возрожде­ния — iig только люди огромной культуры, но творческие личности, свободные от рамок цехо-

вого устоя, заставляющие считаться со своими замыслами представителей правящих классов.

В центре их искусства, обобщенного по худ< н зиествсшюму языку, образ идеально прекрасно­го человека, совершенного физически и духов­но, не отвлеченный от действительности] но на­полненный жизнью, внутренней силой и значи­тельностью, титанической мощью самоутверж­дения. Важнейшими очагами нового искусства наряду с Флоренцией в начале 16 в. становятся папский Рим и патрицианская Венеция. С 30-х годов в Средней Италии нарастает феодально-католическая реакция, а вместо с пей распро­страняется упадочное направление и искусстве, получившее название маньеризма. И уже во второй половине 16 в. возникают тенденции ан-тимапьеристического искусства.

В этот поздний период, когда сохраняют свою роль лишь отдельные очаги ренессапспой куль­туры, именно они дают наиболее значительные по художественным достоинствам произведе­ния. Таковы поздние творения Мико.чаиджело, Палладио и великих венецианцев.

Архитектура. Зарождение и развитие прин­ципов архитектуры Высокого Возрождения про­исходит в Риме, где на почве искапий предгнест-иующего периода складывается единый обще­национальный стиль. Исполненный величествен­ности, монументальности и благородной сдер­жанности, он основывается на более смелом и свободном использовании классических ордеров античности. В Риме находит завершение архи­тектурный образ здания с центрально-осевой симметричной композицией, с простраистиом замкнутым и всесторонне развитым, этот образ как бы воплощает идеи героизма и величия страны.

Браманте. Основоположником нового стиля и крупнейшим его представителем в начале 10 в. был Допато д'Анджело Браманте (1444—1514). Он начал творческую деятельность в Милане, но только с переездом в Рим, после ознакомле­ния с памятниками античности, ему удалось придать своим сооружениям тот величаво-мону­ментальный облик, который характеризовал но­вые принципы в архитектуре.

Эти принципы проявились со всей ясностью в первой римской работе Браманте — малень­ком храме, так называемом Темпьетто (ил. 138), построенном в 1502 г. во дворе монастыря Сап-Пьетро ин Мопторио. Это круглое в плане купольное сооружение небольшого размера, с гармонически развитым объемом, с мягко круг­лящимся куполом. Три широких ступени слу­жат основанием храму. Окруженный колонна­дой римско-дорического ордера, поддерживаю-

щей антаблемент, Темпьетто производит впе­чатление монументального величественного зда­ния строгих пропорций и полнокровных форм.

Став главным архитектором папы Юлия II, Браманте проводит огромные работы по рекон­струкции Ватикана, объединяя отдельные раз­розненные постройки старого Ватикана и виллы Бельведер в единый монументальный комплекс. По его проекту возводятся длинные галереи, ко­торые замыкают два больших парадных двора, расположенных па разных уровнях, украшен­ных нишами-зкседрамн и соединенных между собой открытыми лестницами.

Главное создание Брамапте — проект собора св. Петра в Риме (1506), воплотивший замысел идеального центральнокумольного здания с сим­метричной композицией. И хотя заложенный по этому проекту собор в дальнейшем был пере­строен другими строителями, его идеи нашли распространение в сооружениях многих италь­янских зодчих. План собора представляет соче­тание квадрата с греческим равноконечным крестом. Большой купол, венчающий здание, вырастает из массы более мелких объемов, об­разующих пирамидально построенную компози­цию. Каждая часть ее имеет самостоятельное значение и в то же время подчинена целому. Браманте сыграл видную роль в развитии архи­тектуры палаццо. Он заканчивал сооружение палаццо Канчеллерия, заложенного в 1485 г. еще до приезда Брамапте в Рим зодчим Л. Бре-ньо. Главенствующую роль приобрели в этом палаццо стены, облицованные плоским рустом, расчлененные в двух верхних этажах парными пилястрами. Тонко отделанные горизонтальные пояса и карниз подчеркивают монументаль­ность и величественность здания.

АнТОНио да Сапгалло. В римской архитектуре эволюцию палаццо завершает Антопио да Сан-галло (1483— 1546). В палаццо Фарнезе он оставляет руст по углам и в оформлении парад­ного въезда, оштукатуренные степы декорирует горизонтальными поясами, дает различные об­рамления окон каждого этажа, сообщая зданию торжественность и нарядность.

К середине 16 в., когда Высокое Возрождение сменяется в ряде областей этаном позднего Воз­рождения, в Италии возникает ряд академий, в частности Вятруви некая академия (ок. 1530 г.),, деятели которой стремились теоретически обос­новать закономерности архитектуры античного Рима, изучали трактат Витрувня. К этому вре­мени относится создание таких теоретических трудов, как «Правила пяти архитектурных ор-. деров» (1562) Джакомо Виньолы и «-Четыре., книги но архитектуре» (1570) Андреа Палла-. дно. В это время рождаются черты академизма.

и канонизации основ римской античной архи­тектуры, проявляются тенденции к декоратив­ности и живописности, к пространственное™ решений, предвосхищаю! ни к архитектуру ба­рокко.

Палладио. Новые черты находят выражение в творчестве Аид pea Палладио (1508—1580), теоретика, исследователя и крупнейшего прак­тика-строителя второй половины 16 в. В отли­чие от Брамапте, искавшего в античном зодче­стве формы для переработки, Палладио видел в античности идеал, который стремился оживит!. в своих сооружениях.

Получив образование в кругу североиталъян-скнх гуманистов, Палладио пополнил его в Риме изучением памятников античности. У него по­является тяготение к классической норме, стро­гой симметрии фасадов и планов, но при этом его искусство остается жизнеутверждающим, полным исканий, проявляясь в богатстве кра­сочного и светотеневого решения. Палла­дио — мастер пластических и световых акцентов.

Он завершает начатый флорентийцами про­цесс переработки феодального дворца в город­ской дом. В его архитектуре дом становится частью улицы, элементом городского ансамбля. Палладио создает также новый тип загородной виллы, и которой объединяются парадные и жи­лые помещения с хозяйственными, он топко со­четает здание с окружающими его просторами сельской природы.

Торжественной монументальностью и благо­родной величавостью отличается сооруженная по его проекту беломраморная Базилика в Ни-ченце (1549 —1(314), служившая и городской ратушей и зданием суда. Используя основу по­стройки 15 в., Палладио окружил ее двухъярус­ной галереей, соединив античные римские эле­менты с традиционно венецианскими. Степы в таком решении как бы исчезают, растворяясь н сквозных аркадах и балюстрадах, насыщенных воздухом и сообщающих зданию приветлшшй, открытый и праздничный вид.

Наиболее значителен вклад Палладио в раз­витие архитектуры дворцов и вилл. В решении палаццо он вслед за Альберти применяет боль­шой ордер. Поднимая здание на высокий цо­коль и заканчивая его аттиком, он создает впе­чатление грандиозности (палаццо Вальмарана в Виченце. JSb'tiJ.B архитектуре Палладио уде­лено больше внимания разработке фасада, чем у его предшественников.

Из загородных вилл Палладио наиболее со­вершенное и законченное решение получила вилла Ротонда близ Виченцы (1551 — 1567, ил. 142). Это идеальная центрическая построй­ка, перекрытая куполом, квадратная в плане,

с четырьмя изящными ионическими портиками на каждой из сторон. Строгое благородство про­порций и форм этого сооружения великолепно гармонирует с окружающим пейзажем.

Творчество Палладио, возвышенная красота его образов, их благородное величие, их парад­ность, чувство меры, а также и теоретический трактат, им созданный, оказали огромное воз­действие на развитие архитектуры, во многом обусловив характер архитектуры классицизма в Англии, Франции и России.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.