Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Испания






Процесс укоренения готики на Пиренейском полуострове определили тесные географические и главным образом политические связи с Францией. Уже в XI в.. когда христианская Испания только начинала освобождаться от арабского владычества (воевать с мусульманскими областями на юге Пиренейского полуострова ей предстояло еще до 1492 г.), ориентация на французскую культуру стала для нее эффективным средством реинтеграции с христианским западом. Важную роль в этом процессе играл французский монастырь Клюни, поддерживавший тесные контакты с папским двором в Риме; клюнийские монахи, в свою очередь, воздвигли у себя в аббатстве огромную церковь на испанские средства, добытые в войне с арабами. Еще одним источником французского влияния был паломнический путь, ведший к Сантьяго-де-Компостелла.

Строительные работы в Сантьяго начались в 1168 г. Главный портал 1188 г., нервюрные своды и концепция архитектурного проекта в целом говорят о знакомстве с традициями Франции и особенно Бургундии. Но к готике его трудно отнести.

Только с конца 20-х г.г. 13 в. в Испании стали возводиться готические соборы в Бургосе и Толедо.

 

 

 

Собор в Бургосе.

В 1221 г. заложен камень в Бургосский собор –первоначально эта базилика с сильно вытянутым с севера на юг трансептом без боковых нефов была также оснащена деамбулаторием с шестилопастными сводами и маленькими капеллами, как в Бурже. Оттуда же был заимствован мотив опорных столбов в форме колонн, окруженных изящными пилястрами; стволы колонн поднимаются до самого верха стен центрального нефа. Восходят к модели собора в Бурже и такие мотивы, как высокий трифорий, увенчанный глухими арками, и небольшие сквозные отверстия в вершинах сводов над многоугольником хора. Однако назвать собор Бургоса точной копией собора в Бурже нельзя, поскольку испанский зодчий не смог воспроизвестисистему двойных боковых нефов, уступами поднимающихся к центральному, - в Бургосе боковые нефы одинарные.

 

 

 

Собор в Толедо.

Зато буржскую систему боковых нефов удалось повторить в конструкции архиепископского собора в Толедо, строительство которого началось сразу же вслед за основанием собора в Бургосе. Толедский собор ориентирован по преимуществу на ту же французскую модель, что и бургосский. В соответствии со статусом архиепископа Толедо, который носил титул примаса Испании, этот собор стал крупнейшей постройкой в Испании XIII столетия. Помимо центрального нефа, обрамленного двойными боковыми, он может по праву гордиться трансептом с боковыми нефами, благодаря которому превзошел не только французский образец, но и своего испанского собрата в Бургосе. Кроме того, двойной деамбулаторий в Толедо первоначально был окружен еще и дополнительным венцом из 15 капелл, в котором прямоугольные капеллы чередовались с полукруглыми, что превращало этот собор в настоящего рекордсмена среди готических храмов. Чтобы связать 6 опорных столбов внутренней части хора с 18 углами радиально расположенных капелл, была использована сложная система сводов, в которой, начиная от центра, за каждым столбом располагался треугольный свод, а внутри его – большой прямоугольный.

Мастер-каменщик, руководивший строительством собора (известно, что его звали Мартин), не мог в данном случае последовать буржской модели. Он ориентировался на структуру внешней части деамбулатория в недавно начавшем строиться хоре собора в Ле-Мане. А мотив увенчанного розетками трифория во внутренней части деамбулатория уже встречался во многих небольших церквях в окрестностях Парижа, в которых, как в Толедо, верхний ряд окон центрального нефа располагался слишком низко, что не позволяло поместить окна в стрельчатые арки.

Архиепископский собор в Толедо можно рассматривать не только как слегка модернизированную версию буржского типа, но и как попытку интегрировать в едином здании весь спектр новейших достижений французской архитектуры, при этом по-прежнему не исключая из репертуара исламские элементы. Не вызывает сомнений, что этот собор был призван стать главным религиозным центром всего Пиренейского полуострова, а потому должен был если не превзойти соборы за пределами Испании, то по крайней мере не уступать им в великолепии. Неудивительно, что столь амбициозный проект удалось завершить только к концу XV в.

 

 

 

Толедский собор, нач. строительных работ 1222-1223 г.г. План первого этажа.

 

 

 

Толедский собор. Деамбулаторий.

 

В Испании еще в романскую пору построили такое множество замков-крепостей, что целая область Кастилья, получила от них свое название. Это строительство было вызвано постоянными войнами. Но главная особенность испанского зодчества в другом. Почти вся Испания была завоевана мусульманами. Мавры имели свою художественную систему, притом очень высокую и утонченную. Арабская культура пронизывает европейскую культуру средневековья на Иберийском полуострове. Мавританская ажурная восьмиконечная звезда воцаряется на сводах христианских соборов над готическими нервюрами. Каркас не всегда торжествует над стеной. Роскошны фасады знаменитых соборов 13 в. в Бургосе и Толедо. Пятинефный Севильский собор, воздвигнутый в нач.16 в. на месте арабской мечети, с колокольней, перестроенной из минарета, больше разросшийся в ширину, чем ввысь, сам очень напоминает мечеть. Рождается особый стиль «мудэхар», в котором сочетается и готика, и искусство арабского Востока. При взаимной национальной и религиозной вражде – плодотворное переплетение культур. Мусульманские мастера приглашаются для строительства христианских церквей, не говоря уже о замках феодалов. Все это сыграет свою роль в становлении испанского художественного гения в эпоху Возрождения.

 

 

 

Собор в Леоне.

Собор в Леоне, строительство которого началось около 1255 г., представляет собой еще один шаг на пути укоренения французской готики на пиренейском полуострове. Выбор моделей для подражания в данном случае был не столь произвольным, как при проектировании собора в Толедо, однако леонские зодчие ориентировались преимущественно на те французские храмы, которые так или иначе были связаны с французской монархией. План хора здесь близок к реймскому образцу, а план западного фасада и фасадов трансептов с башнями, венчающими внешние боковые нефы, создан по модели фасадов трансептов королевской усыпальницы в Сен-Дени. Исключительное изящество интерьеров и большие окна, украшенные ажурной работой, снова напоминают о церкви Сен-Дени, хотя элегантность, с которой был воплощен декоративный замысел в Леоне, наводит на мысль о том, что моделью в данном случае послужила часовня сен-Шапель. Тип опорных столбов можно описать как промежуточный между реймскими piliers cantonnes, с одной стороны, и продолжением ребер нервюрных - сводов в виде протяженных пучков, как в Сен-Дени, - с другой.

Таким образом, зодчий этого собора намеревался объединить в одном здании элементы, которые во Франции были распределены между несколькими зданиями, имевшими особое значение для монарха. В то же время осуществить это притязание можно было лишь за счет декоративных формальных художественных средств, так как собор в Леоне не был ни местом поведения коронаций, ни усыпальницей святого покровителя всей нации, ни хранилищем каких-либо священных реликвий, игравших важную политическую роль.

Хотя готические соборы возводились по индивидуальным проектам, это творение народа-художника, для которого сам процесс титанического созидания был необходимой частью жизненного существования. В людях XIII в. словно бы проснулся инстинкт строителей Вавилонской башни.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.