Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монополистическая конкуренция на рынке мобильной связи






 

В настоящее время сотовая связь относится к одной из наиболее быстро развивающихся подотраслей экономики России. Крупнейшие сотовые операторы стоят за нефтегазодобывающими компаниями по прибыльности и объёмам налоговых платежей. По мнению Российских и международных аналитиков, развитие российских предприятий сотовой связи на мировом уровне, является самым масштабным и стремительным. За последние годы темпы роста подотрасли в России в 6-8 раз опережают показатели ведущих мировых держав.

Формирование подотрасли сотовой связи началось в период экономических реформ, разрушения основ централизованной экономики и начала формирования рыночных отношений.

В XX веке с момента своего возникновения, мобильная связь воспринималась в качестве важнейшего ресурса, и её использование находилось под строгим контролем государственных институтов. Первыми, кто начал использовать мобильную связь были военные. Вскоре она нашла своё применение в сфере институтов охраны правопорядка и спасательных служб.

На Западе первыми мобильными телефонами оснащали автомобили представителей крупного бизнеса, в СССР с 1960-х годов их стали использовать партийные и хозяйственные чиновники высокого ранга. Технология современной мобильной связи была передана в постсоветскую Россию в 1991 году. Мобильная связь существовала как как элитарная технология и не была доступна для населения, так продолжалось до 1998 года. В течение пяти лет она превратилась в широко распространённую систему дистанционной коммуникации. Пик строительства «общероссийских сотовых сетей» пришёлся на 2002 год. Это вызвало обострение конкуренции среди операторов и значительное расширение абонентской базы.

Мобильная связь, с момента своего появления, подразделялась на: пейджинговую, транкинговую и сотовую связь. В процессе появления новых технологий и стандартов связи, пейджинговая связь уступила свою лидирующую позицию сотовой связи и в настоящее время исчезла совсем.

Транкинговая связь не является широко используемой и применяется в основном в структурах правоохранительных органов, аварийных служб, пожарных служб, подразделений МЧС.

Сотовая связь стала бурно развиваться с момента своего появления. С каждым годом число пользователей увеличивается в несколько раз. На начальном этапе своего развития, сотовая связь считалась дорогостоящей и недоступной для основной части населения. Результатом процесса перехода сетей на новые стандарты стало удешевление услуг, предоставляемых сотовыми компаниями, в следствии, ситуация на рыке сотовой связи изменилась и мобильная связь стала более доступной для населения. Рост числа абонентов сотовой связи с 1998 года по 2008 год составил около 2, 1 млрд, то есть примерно в 40 раз больше.

Вместе с развитием сотовой связи, шло развитие технологии стандартов. Самым распространённым стандартом для российских компаний сотовой связи на сегодняшний день является стандарт GSM – 900/1800.

Наличие разнообразия стандартов способствует усилению конкурентной борьбы, а это даёт начало развитию рынка сотовой связи.

Стратегия компаний по захвату рынков проходит в двух направлениях:

1) Покупка контрольных пакетов существующих местных операторов;

2) Строительство в регионе собственных сетей.

 

Первой стратегии придерживаются такие сотовые операторы как: МТС и МагаФон, второй стратегии придерживается – Билайн. Но остаются операторы сотовой связи местного и регионального значения, но им никак не удастся существенно повлиять на ситуацию на рынке.

Факторы успеха на рынке сотовой связи:

1) Низкая стоимость услуг;

2) Высокий уровень качества связи;

3) Развитая дилерская сеть;

4) Дополнительные услуги связи;

5) Высокий уровень квалификации сотрудников;

6) Уровень технических знаний персонала;

7) Система технической помощи при использовании продукции;

8) Безукоризненное исполнение заказов потребителей;

9) Внушительное разнообразие тарифных планов;

10) Наличие гарантии для покупателей.[16]

 

Основные различия между операторами сотовой связи:

· Качество связи, которое охватывает как можно большую территорию;

· Доступность цены.

Развитие сотовой связи в России завершилось, теперь главной задачей, стоящей перед сотовыми операторами, является сохранение своих абонентов, предлагая ему как можно больше благоприятных услуг.

Можно с уверенностью утверждать, что Россия вступила на новый этап своего развития, этому свидетельствуют некоторые аспекты:

1) Массовый приток новых абонентов;

2) Крупные инвестиции в региональные проекты;

3) Строительство общенациональных сетей сотовой связи и другое.[17]

На всём протяжении своего существования российский рынок мобильной связи показывал впечатляющие темпы роста. На сегодняшний день сети мобильной связи развёрнуты во всех регионах России.

 

Табл.1.4 Индекс удовлетворенности потребителей операторов мобильной связи в России.[18]

Оператор мобильной связи Индекс удовлетворённости Изменение к 2012 году
МегаФон 78, 7 -3, 6
Билайн 73, 1 -8, 9
Tele2 75, 6 -6, 4
МТС 71, 4 -10, 3
Отрасль 74, 6 -7, 4

 

Проанализировав рынок сотовой связи, можно сказать, что он успешно развивался с момента своего возникновения и успешно показывал высокий темп роста. Количество абонентов сотовой связи будет меняться в зависимости от степени привлекательности услуг предоставляемых компанией абонентам.


 

Заключение

 

Проанализировав поведение конкуренции и монополии в рыночной экономике, можно сказать, что именно эти два процесса являются неотъемлемым элементом рыночной экономики и главным ценообразующим фактором.

В современном мире конкуренция занимает главную роль в рыночном хозяйстве нашей страны.

На основе проведённого анализа, можно сказать, что конкуренция– это соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее благоприятные условия производства и реализации товаров и услуг, их купли или продажи. Она характеризуется наличием своих специфических функций, форм и видов.

Монополия берёт своё начало, непосредственно, из конкуренции я является её полной противоположностью.

В своей работе я проанализировала ОАО «РЖД» как естественного монополиста. Благодаря этому анализу можно сказать, что источником монополии может быть как крупное, так и среднее предприятие или даже государство. Не всякий процесс ведёт к образованию монополий, в сегодняшних условиях нельзя говорить о существовании монополии в чистом виде.

На примере анализа рынка мобильной связи можно сказать, что способы достижения компаниями конкурентного преимущества и максимальной прибыли, являются самой сутью теории о конкуренции.

Глубокое знание структуры рынка необходимо для того, чтобы точно определить каков объём продаж при всевозможных уровнях цен и то, как могут себя повести предприятия-конкуренты под воздействием принимаемых мер. По таковому принципу выделяют следующие типы рынков: чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии.

Таким образом, исходя из моей курсовой работы, можно сделать вывод, что нельзя однозначно дать ответ какая ситуация на рынке сможет лучше обеспечить оптимальное распределение ресурсов, а также обеспечить равновесие на рынке.

 


 

Список использованной литературы

 

1. Федеральный закон Российской Федерации от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ г. Москва" О естественных монополиях"

2. Балацкий Е. Моделирование процессов межсекторальной конкуренции// Общество и экономика. 2008. № 5.

3. Базылев, Н.И. Курс микроэкономики в таблицах и схемах: Учебное пособие / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. - Мн.: Совр. школа, 2010.

4. Вечканов, Г.С. Микроэкономика: Учебник для вузов: Стандарт третьего поколения / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. - СПб.: Питер, 2012.

5. Воронин А.П. Микроэкономика. Экономическая теория в вопросах и ответах: Учеб. Пособие/А.П. Воронин. – М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2009.

6. Гальперин, В.М. Микроэкономика. В 3-х т. Т. 2. Микроэкономика / В.М. Гальперин. - СПб.: Эк. шк. ГУ ВШЭ, 2008

7. Журавлёва Г.П., Поздняков Н.А., Поздняков Ю.А. Экономическая теория. Микроэкономика: Учебник. ИНФА-М, 2010.

8. Ивасенко, А.Г. Микроэкономика: Учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. - М.: КноРус, 2013.

9. Курнышева И. Конкурентоспособность и проблемы структурной модернизации// Экономист. 2008. № 9.

10. Кучуков Р., Савка А. Проблемы конкурентоспособности народного хозяйства// Экономист. 2008. № 8.

11. Малкина, М.Ю. Микроэкономика: Учебник / М.Ю. Малкина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.

12. Меркулова Ю. О региональной и межрегиональной монополизации российской экономики// Общество и экономика. 2008. № 6.

13. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики.: Учебник / Р.М. Нуреев. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2012

14. Симкина, Л.Г. Микроэкономика: Учебное пособие / Л.Г. Симкина. - М.: КноРус, 2013.

15. Александров Н. Б. Моделирование путей развития виртуальных операторов сотовой связи // Вестник ИНЖЭКОНа. Вып. 2(11) - СПб.: СПбГИЭУ, 2009.

16. Алексеев А. М. Система инновационного развития операторов сотовой связи//, Межвузовский сборник научных трудов, № 6, Академия управления и экономики.- СПб, АУЭ, 2009.

17. Баженова (Третьякова) Е.В. Динамичное развитие сотовой связи в России // Коммуникация в современном мире. Материалы Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и студентов «Журналистика, реклама и связи с общественностью: новые подходы». - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2009.

18. ЭКО. Всероссийский экономический журнал. Главн. редактор Крюков В.А. 2013

 


[1] Журавлёва Г.П., Поздняков Н.А., Поздняков Ю.А. Экономическая теория. Микроэкономика: Учебник. – М.: ИНФА-М, 2010. – 440 с.

[2] Курнышева И. Конкурентоспособность и проблемы структурной модернизации// Экономист. 2008. № 9.

[3] Базылев, Н.И. Курс микроэкономики в таблицах и схемах: Учебное пособие / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. - Мн.: Совр. школа, 2010. - 144 c.

 

[4] Журавлёва Г.П., Поздняков Н.А., Поздняков Ю.А. Экономическая теория. Микроэкономика: Учебник. – М.: ИНФА-М, 2010. – 440 с.

[5] Журавлёва Г.П., Поздняков Н.А., Поздняков Ю.А. Экономическая теория. Микроэкономика: Учебник. – М.: ИНФА-М, 2010. – 440 с.

[6] Балацкий Е. Моделирование процессов межсекторальной конкуренции// Общество и экономика. 2008. № 5.

[7] Журавлёва Г.П., Поздняков Н.А., Поздняков Ю.А. Экономическая теория. Микроэкономика: Учебник. – М.: ИНФА-М, 2010. – 440 с.

[8] Вечканов, Г.С. Микроэкономика: Учебник для вузов: Стандарт третьего поколения / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. - СПб.: Питер, 2012.

[9] Федеральный закон Российской Федерации от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ г. Москва

" О естественных монополиях"

[10] Вечканов, Г.С. Микроэкономика: Учебник для вузов: Стандарт третьего поколения / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. - СПб.: Питер, 2012.

[11] Журавлёва Г.П., Поздняков Н.А., Поздняков Ю.А. Экономическая теория. Микроэкономика: Учебник. ИНФА-М, 2010.

[12] Симкина, Л.Г. Микроэкономика: Учебное пособие / Л.Г. Симкина. - М.: КноРус, 2013.

[13] ЭКО. Всероссийский экономический журнал. Главн. редактор Крюков В.А. 2013

[14] ЭКО. Всероссийский экономический журнал. Главн. редактор Крюков В.А. 2013

[15] ЭКО. Всероссийский экономический журнал. Главн. редактор Крюков В.А. 2013

[16] Алексеев А. М. Система инновационного развития операторов сотовой связи//, Межвузовский сборник научных трудов, № 6, Академия управления и экономики.- СПб, АУЭ, 2009.

[17] Александров Н. Б. Моделирование путей развития виртуальных операторов сотовой связи // Вестник ИНЖЭКОНа. Вып. 2(11) - СПб.: СПбГИЭУ, 2009.

[18] Баженова (Третьякова) Е.В. Динамичное развитие сотовой связи в России // Коммуникация в современном мире. Материалы Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и студентов «Журналистика, реклама и связи с общественностью: новые подходы». - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2009. - с.157-с.158






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.