Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания и рекомендации.

ИСТОРИЯ.

Практические занятия.

Задания и рекомендации.

 

Практическое занятие №1

Древнерусское государство: IX –XI вв.

 

План занятия:

1. Становление Древнерусского государства. Основные точки зрения на истоки российской государственности.

2. Древняя Русь в системе международных отношений IX – XI вв.

3. Крещение Руси и его историческое значение.

4. «Русская правда» как отражение социально-экономической модели древнерусского общества.

 

Задание:

1. На основе рекомендуемой литературы составьте конспекты по каждому из пунктов плана.

2. Подготовьтесь к ответам на вопросы по теме.

3. Прочитайте текст Краткой и Пространной редакции “Русской правды”. Найдите и выпишите примеры хозяйственной деятельности и свидетельства социальной иерархии в Древней Руси.

4. На основе источника и литературы cоставьте словарь специфических терминов, упротребляемых в “Русской правде”.

 

При подготовке к занятию обратите внимание на дискуссии “норманистов” и “антинорманистов” по вопросу о происхождении русского государства. Подумайте, какова степень политической ангажированности данных теорий? Анализируя текст «Русской правды» старайтесь оперировать примерами из источника, цитируя документ дословно, с указанием номера статьи.

 

Источники:

1. «Русская правда» [электронный ресурс] // https://russkaya-pravda.ru

2. «Русская правда». Краткая редакция» [электронный ресурс] // https://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx? tabid=4946

3. «Русская правда». Пространная редакция» [электронный ресурс] // https://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx? tabid=4947

4. Хрестоматия по истории России /А.С. Орлов и др. М., 2004

Литература:

1. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 2004.

2. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). М., 1999.

3. Ключевский В.О. Курс русской истории. Т. 1. М., 1993.

4. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. М., 2011

5. Орлов А.С. История России М., 2006

6. Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968.

7. Седов В.В. У истоков восточнославянской государственности. М., 1999.

8. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси, историко-бытовые очерки XI-XIII вв. М.; Л., 1966.

9. Сахаров А.Н.. История России с древнейших времен до наших дней М., 2007

10. Фроянов И.Я. Киевская Русь. М., 1999.

 

Практическое занятие №2

Эпоха феодальной раздробенности в русских землях.

 

План занятия:

1. Феодальная раздробленность как закономерный этап исторического процесса. Предпосылки феодальной раздробленности в русском государстве.

2. Западная Европа и Киевская Русь в период феодальной раздробленности: общее и особенное.

3. Характеристика крупнейших русских княжеств в период феодальной раздробленности.

 

Задание:

1. На основе литературы составьте конспекты по каждому из пунктов плана.

2. Подготовьтесь к ответам на вопросы по теме.

3. Разделитесь на группы по 3 – 5 человек. Подготовьте презентацию одного из крупнейших русских княжеств на выбор:

- Киевское княжество

- Владимиро-Суздальское княжество

- Новгородская республика

- Псковская республика

- Галицко-Волынское княжество.

В презентации охарактеризуйте основные черты экономического, политического и культурного развития княжества. При подготовке презентации обратите внимания на яркие исторические фигуры, используйте визуальный ряд, примеры из русской архитектуры и живописи.

 

Литература:

1. Александров Д.Н. Феодальная раздробленность Руси. М., 2001

2. Валеров А.В. Новгород и Псков: очерки политической истории Северо-Западной Руси. XI – XIV вв. Спб., 2004.

3. Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Русские земли в XIII-XV вв. М., 1986.

4. Данилевский И.Н. Русские земли (XII-XVI вв.). М., 2001.

5. Дворниченко А.Ю. Города-государства Древней Руси. Л., 1988.

6. История Европы: в 8 т. М. Т. 2, 1993, Т. 3, 1993.

7. История России с древних времен до наших дней / под ред. Н.Д. Козлова. М., 2010.

8. Макаров Н.Б. Север и юг Древней Руси в X – I половине XIII века: факторы консолидации и обособления // Русь в IX – XIV вв: взаимодействие севера и юга. М., 2005.

9. Орлов А.С. История России М., 2006

10. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII – XIII вв. М., 1982.

11. Сахаров А.Н.. История России с древнейших времен до наших дней М., 2007

 

Практическое занятие № 3

Объединение русских земель вокруг Москвы: XIV-нач.XVI вв.

 

План занятия:

1. Социально-экономические предпосылки и специфика формирования единого Российского государства.

2. Взаимоотношения Руси и Орды: современные точки зрения на проблему. Историческое значение Куликовской битвы.

3. Борьба за лидерство в русских землях: основные участники, стратегии, итоги.

4. Становление централизованного русского государства при Иване III.

 

Задание:

1. На основе рекомендуемой литературы составьте конспект по каждому из пунктов плана.

2. Подготовьте ответы на вопросы по теме.

3. Подготовьте краткие исторические портреты Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III.

4. Составьте хронологическую таблицу объединения русских княжеств вокруг Москвы.

 

Литература:

1. Вернадский Г. В. История России. Монголы и Русь. М., 2000.

2. Данилевский И.Н. Русские земли (XII-XVI вв.). М., 2001.

3. Горский А.А. Москва и Орда. М., 2001.

4. Зимин А.А. Россия на рубеже XV – XVI столетий М., 1982.

5. История России с древних времен до наших дней / под ред. Н.Д. Козлова. М., 2010.

6. Похлебкин В.В. Татары и Русь. 360 лет отношений Руси с татарскими государствами в XIII – XVI вв, 1238 – 1598 гг. М., 2001.

7. Тихомиров М.Н. Древняя Москва XII – XV вв. М., 2000.

8. Шамбаров В. От Киева до Москвы: история княжеской Руси. М., 2010.

9. Широкорад А.Б. Альтернатива Москве: великие княжества Смоленское, Рязанское, Тверское. М., 2010.

10. Широкорад А.Б. Куликовская битва и рождение Московской Руси. М., 2005.

 

Практическое занятие № 4

Российское государство при Иване IV Грозном.

 

План занятия:

 

1. Правление Елены Глинской и воцарение Ивана IV.

2. Реформы “Избранной Рады”.

3. Оформление крепостного права в XVI веке.

4. Внешняя политика Ивана Грозного

5. Опричнина

6. Оценки личности и деятельности Ивана Грозного в истории и историографии.

 

Задание:

1. На основе рекомендуемой литературы составьте конспект по каждому из пунктов плана.

2. Подготовьтесь к ответам на вопросы по теме.

3. Подготовьтесь к дискуссии на тему “Иван Грозный: роль личности в истории”

 

При подготовке к занятию постарайтесь сформулировать собственную оценку деятельности Ивана Грозного и его роли в истории русского государства. Аргументируйте свою позицию.

 

Литература.

1. Аль Д. Иван Грозный. М., 2005.

2. Володихин Д.М. Иван Грозный. М., 2006.

3. Зимин А.А. Опричнинв. М, 2001.

4. Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного. М., 1982.

5. История России с древних времен до наших дней / под ред. Н.Д. Козлова. М., 2010.

6. Орлов А.С. История России М., 2006

7. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М., 2005.

8. Флоря Б. Иван Грозный. М., 2002.

9. Шмидт С.О. У истоков российского абсолютизма: Исследование социально-политической истории времени Ивана Грозного. М., 1996.

 

Практическое занятие № 5

Смутное время: социальная катастрофа и время альтернатив

План занятия:

1.Экономические, социальные и политические причины Смутного времени.

2.Правление Бориса Годунова. Оценки современников и потомков.

3.Истоки и причины самозванства на Руси. Приход к власти и правление Лжедмитрия I.

4. Правление Василия Шуйского. Польско-шведская интервенция.

5.Первое и второе народные ополчения.

6.Воцарение Михаила Романова.

Задание:

1. На основе рекомендуемой литературы составьте конспект по каждому из пунктов плана.

2. Подготовьтесь к ответам на вопросы по теме.

3. Подготовьте краткое сообщение на тему: «Роль Ярославля в период Смуты».

 

Литература:

 

1. Забелин Н.Е. Минин и Пожарский. Спб., 2005.

2. История России с древних времен до наших дней / под ред. Н.Д. Козлова. М., 2010.

3. Кобрин В.Б. Смутное время – утраченные возможности // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – нач. ХХ в. М., 1991.

4. Костомаров Н.И. Смутное время Московского государства в начале XVII века. М., 1994.

5. Курганов А. Б. Люди Смутного времени. М.: АСТ, Олимп, 2008.

6. Платонов С.Ф. Очерки по истории смуты в Московском государстве XVI-Х\/П в.: Опыт изучения общественного строя. М., 1995.

7. Павлов А.П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове. (1584-1605). СПб., 1992.

8. Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII века. Смута. М., 1988.

9. Скрынников Р.Г. Смута в России в начале XVII в. Иван Болотников. Л., 1988.

10. Шаброва О. Г., Шабанова О.М. Ярославль в XVII веке. Ярославль, 1999.

 

Практическое занятие № 6.

Эпоха Петра Великого: начало модернизации России.

План занятия:

1. Реформы Петра I: цели, сущность, методы.

А) Реформы государственного управления

Б). Финансово-податная реформа

В). Церковная реформа

Г). Реформы в области культуры

2. Внешняя политика Петра I.

3. Цивилизационный раскол. Человек и общество в петровскую эпоху.

 

Задание:

1. На основе рекомендуемой литературы составьте конспекты по каждому из пунктов плана.

2. Подготовьтесь к ответам на вопросы по теме.

3. Составьте таблицу положительных и отрицательных последствий петровских преобразований для истории России.

4. Подготовьтесь к ролевой игре «Суд истории». Продумайте свою позицию в оценке личности и деятельности Петра I, подготовьте аргументы для обвинения или защиты. Проанализируйте методы и последствия петровских реформ с точки зрения различных социальных групп России XVIII века (крестьянства, купечества, аристократии и т.д.) для выступления в роли «свидетелей» и экспертов.

 

Литература:

1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989.

2. Баггер Х. Реформы Петра Великого. Обзор исследований. М., 1991.

3. Буганов В.И. Петр Великий и его время. М., 1989

4. Возгрин В.Е. Россия и европейские страны в годы Северной войны. Л., 1986.

5. История России с древних времен до наших дней / под ред. Н.Д. Козлова. М., 2010.

6. Карпов Б.М. Петровская эпоха в Российской истории и культуре //Преподавание истории в школе. 1996-1997.

7. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи XVIII – начала XX века. Спб., 2003.

8. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра I. – М.2006

9. Павленко Н.И. Пётр Великий. М., 1998

10. Тарле Е.В. Русский флот и внешняя политика Петра I. – М., 1999

11. Шмидт С.О. Общественное сознание российского благородного сословия XVII – первой трети XIX века. М., 2002.

 

Практическое занятие № 7.

“Просвещенный абсолютизм” Екатерины II.

 

План занятия:

1. Политика «просвещенного абсолютизма» в России и Европе: общее и особенное. Работа “Уложенной комиссии”

2. Реформы Екатерины: секуляризация церковных земель, губернская, судебная.

3. Восстание Емельяна Пугачева

4. “Жалованные грамоты” Екатерины Великой.

5. Внешняя политика в эпоху Екатерины Великой.

 

Задание:

1. На основе рекомендованной литературы составьте конспекты по каждому из пунктов плана.

2. Подготовьтесь к ответам на вопросы по теме.

3. Составьте сравнительную таблицу мероприятий политики «просвещенного абсолютизма» в России и странах Западной Европы.

4. Аргументируйте выражение: «Эпоха Екатерины Великой – золотой век российского дворянства».

 

Литература:

1. Введенский Р.М. Екатерина II. // Великие государственные деятели России. Под ред. А.Ф. Киселева. М., 1996.

2. История России с древних времен до наших дней / под ред. Н.Д. Козлова. М., 2010.

3. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII века. Опыт целостного анализа. М., 1999.

4. Каменский А.Б. «Под сенью Екатерины…»: Вторая половина XVIII века. Спб., 1992.

5. Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций в 3-х книгах. Кн.2, 3. М., 1993.

6. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (18-19 веков). МПб., 1994.

7. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империй. СПб., 1999.

8. Павленко Н.И. Екатерина Великая (ЖЗЛ). М., 1999.

9. Платонов С.Ф. “Лекции по русской истории” М., 1993.

10. Тургенев А.И. Российский двор в XVIII веке. СПб., 2005.

 

Практическое задание № 8

Общественно-политическая мысль в России первой половины XIX века.

План занятия:

1. “Дней Александровых прекрасное начало”: Либеральные проекты начала XIX века. М. Сперанский. Н. Новосильцев.

2. Движение декабристов: реформаторы или революционеры?

3. Западники и славянофилы: два пути развития России

 

Задание:

1. На основе литературы и источников составьте конспекты по каждому из пунктов плана.

2. Подготовьтесь к ответам на вопросы по теме

3. Составьте сравнительную таблицу проектов “Конституции” Никиты Муравьева и “Русской правды” Павла Пестеля.

4. Подготовьтесь к ролевой игре “Дебаты” по теме “Западники и славянофилы: есть ли у России особый путь? ”

 

Источники:

1. Муравьев Н. М. Конституция. // Декабристы. Учебное пособие. - М, 1993.

2. “Конституция” Муравьева [интернет-ресурс] // dhttps://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5400/

3. Пестель П.И. Русская правда // Сборник документов по истории СССР для семинарских практических занятий/ Под ред.В.А. Федорова - М.: 1974.

4. “Русская правда” П.И. Пестеля [интернет - ресурс] // https://vivovoco.rsl.ru/VV/LAW/VV_PES_W.HTM

 

Литература:

1. Анненков П.В. Замечательное десятилетие. 1838 - 1848 // Анненков П. В. Литературные воспоминания. М., 1983.

2. Гордин Я. «Мятеж реформаторов: 14 декабря 1825 года». Спб., 2006.

3. Лосский Н. О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991

4. Ляшенко Л. Декабристы: Новый взгляд. — М.: АСТ-Пресс КНИГА, 2011.

5. Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия: Политическая история России первой половины XIX в. М.: 1990.

6. Нечкина М. В. Декабристы. — М.: Наука, 1982.

7. Орлов А.С. История России М., 2006

8. Сахаров А.Н. Александр I. М., 1998.

9. Славянофильство и современность. СПб., 1994.

10. Славянофильство: pro et contra. СПб., 2006.

11. Федоров, В. А. Декабристы и их время. - М.: Высш. шк., 1992.

12. Эйдельман Н. Грань веков. М., 2004.

 

Практическое задание № 9

Россия в период «Великих реформ»

 

План занятия:

 

1. Отмена крепостного права: суть реформы, ее прогрессивные и консервативные элементы, итоги.

2. Судебная реформа

3. Военная реформа

4. Реформы местного самоуправления: создание земств и “Городовое положение” 1870 г.

5. Реформы в сфере образования и культуры.

6. Общественно-политические движения в России в пореформенный период.

 

Задание:

1. На основе рекомендуемой литературы составьте конспект по каждому из пунктов плана.

2. Подготовьтесь к ответу на вопросы по теме.

3. Подготовьте краткое сообщение: “Социокультурная и хозяйственная деятельность земских органов на примере Ярославской губернии”.

4. Подготовьте краткое сообщение: “Народничество: идеология, направления, методы”

 

Литература:

1. Арсланов Р.А., Джангирян В.Г. Освободительное движение в России во второй половине XIX в. М., 1991.

2. Великие реформы в России 1856 – 1874. М., 1991.

3. Марасанова В. М. Ярославский край в XIX веке: Учеб. пособие. — Ярославль, 2001

4. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX вв.): генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. Т. 1 – 2. Спб., 2003.

5. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России. М., 2011.

6. Опыт российских модернизаций XVIII-ХХ вв. М., 2000.

7. Три века отечественных реформ // Pro et Сontra. 1999. № 3. Т.4.

 

Практическое занятие № 10.

Революция 1905 – 1907 гг. и становление русского парламентаризма.

 

План занятия:

1. Причины и предпосылки первой русской революции 1905 – 1907 гг.

2. Основные события и итоги первой русской революции.

3. Возникновение и деятельность российских политических партий в начале XX века.

 

Задание:

1. На основе рекомендованной литературы составьте конспект по каждому из пунктов плана.

2. Подготовьтесь к ответам на вопросы по теме.

3. Подготовьте краткие сообщения: “Рабочий вопрос в России на рубеже XIX – XX вв.”, “Русско-японская война 1904 – 1905 гг.”

4. Подготовьтесь к презентации основных политических партий и движений России начала XX вв. Разделитесь на группы по 3 – 5 человек, в каждой из групп подготовьте характеристику одной из политических партий: ПCР, РСДРП (большевики и меньшевики), Конституционно-демократическая партия, Союз 17 октября, монархические партии и движения. При подготовке заполните сравнительную таблицу “Политические партии в России начала XX века”.

 

Литература:

1. Ганелин Р.Ш. Российское самодержавие в 1905 г.: реформы и революция. Спб., 1991.

2. Селунская Н., Тоштендаль Р. Зарождение демократической культуры: Россия в начале XX века. М., 2005.

3. Логунов А.П. Революция 1905 – 1907 годов и российская социал-демократия. Ростов н/Д, 1992.

4. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России. М., 2011.

5. Тематический номер, посвященный столетию русской революции 1905 года; журнал «Неприкосновенный запас» 2005, № 6(44) [интернет-ресурс] // https://magazines.russ.ru/nz/2005/6/

6. Орлов А.С. История России М., 2006

7. Первая революция в России: взгляд через столетие. Под ред. А. П. Корелина, С. В. Тютюкина. — М.: Памятники исторической мысли, 2005.

8. Попов Э.А. Русский консерватизм. Идеология и социально-политическая практика. Ростов н/Д., 2005.

9. Сахаров А.Н.. История России с древнейших времен до наших дней М., 2007

 

Практическое занятие № 11

Революция 1917 года в России. Страна в послереволюционный период.

 

План занятия:

1. Причины, цели и характер революционных событий 1917 года

2. Февральская революция. Двоевластие.

3. Октябрь 1917 г.: переворот, восстание, революция?

4. II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты Советской власти.

5. Формирование советского правительства и чрезвычайных органов власти.

6. Конституция 1918 года.

 

Задание:

1. На основе источников и рекомендованной литературы составьте конспект по каждому из пунктов плана.

2. Подготовьтесь к ответам на вопросы по теме.

3. Подготовьтесь к фронтальной дискуссии по теме «Октябрь 1917 г.: переворот, восстание, революция?»

4. Подготовьте краткие сообщения по теме: «Личность в истории» (В.И. Ленин, А.Ф. Керенский)

 

Источники:

1. Ленин В.И. Большевики должны взять власть // Полн. собр. соч. Т. 34.

2. Октябрьский переворот: Революция 1917 года глазами ее руководителей. М., 1991.

3. Октябрьская революция: Мемуары. М., 1991.

 

Литература:

1. Архив русской революции (под ред. Г. В. Гессена). М.: Терра, 1991. В 12-ти томах.

2. Бугай Н.Ф. Чрезвычайные органы Советской власти. М., 1990.

3. Генрих Иоффе. «Почему Февраль? Почему Октябрь?» // Скепсис. https://scepsis.net/library/id_1503.html

4. Октябрьская революция. Народ: ее творец или заложник?: Сб. статей. М., 1992.

5. Октябрь 1917 г. и большевистский эксперимент в России. М., 1995.

6. Пайпс. Р. Русская революция. Кн. 1. Агония старого режима. М., 2005.

7. Первое советское правительство (октябрь 1917 – июль 1918 г.). М., 1991.

8. Солженицын А. И. Размышления над Февральской революцией // Ленин в Цюрихе. Рассказы. Крохотки. Публицистика. Екатеринбург: У-Фактория, 1999

 

Практическое занятие № 12

Становление советского государства в 1920-е гг.

 

План занятия:

1. Гражданская война и интервенция в России 1918 – 1921 гг.

2. “Военный коммунизм”.

3. НЭП.

4. Национально-государственное строительство в 1917 – 1924 гг.. Создание СССР.

5. Внешняя политика СССР в 1920-е. “Полоса признаний”.

 

Задание:

1. На основе рекомендованной литературы составьте конспект по каждому из пунктов плана.

2. Подготовьтесь к ответам на вопросы по теме.

3. Составьте сравнительную таблицу “Военный коммунизм и НЭП”.

 

Литература:

1. Верт Н. История советского государства. 1900 – 1991. М. 1992.

2. Галин В. В. Интервенция и Гражданская война. М.: Алгоритм, 2004.

3. Голанд Ю. М. Кризисы, разрушившие НЭП. — М.: 1991.

4. Драма российской истории: большевики и революция. М., 2002.

5. История России с древних времен до наших дней / под ред. Н.Д. Козлова. М., 2010.

6. Кручинин Андрей. Адмирал Колчак: жизнь, подвиг, память. М., 2010.

7. НЭП: взгляд со стороны. М., 1991.

8. Ратьковский И.С. Ходяков М.В. История Cоветской России. Спб., 2001.

9. Цакунов И.И. В лабиринте доктрины: из опыта разработки экономического курса страны в 20-е годы. М., 1994.

10. Шишкин В.А. Власть. Политика. Экономика. Послереволюционная Россия 1917 – 1928 гг. СПб., 1997.

 

Практическое занятие № 13.

СССР в сталинскую эпоху.

 

План занятия:

1. Индустриализация. Первые пятилетки.

2. Коллективизация сельского хозяйства.

3. Оформление советской политической системы в 1930-х гг.

4. Репрессии и массовый террор.

5. «Культурная революция» 1920 – 1930-х гг.

 

Задание:

1. На основе рекомедуемой литературы составьте конспект по каждому из пунктов плана.

2. Подготовьтесь отвечать на вопросы по теме.

3. Подготовьте краткое сообщение на тему: “И.В. Сталин. Культ личности”

 

Литература:

1. Верт Н. История советского государства. 1900 – 1991. М. 1992.

2. Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х годов). М, 1996.

3. История России с древних времен до наших дней / под ред. Н.Д. Козлова. М., 2010.

4. Карр Э. Русская революция от Ленина до Сталина. 1917 – 1929. М., 1990.

5. Лельчук В., Ильин А., Кошелева Л. Индустриализация СССР: стратегия и практика. М., 1989.

6. Трукан Г.А. Путь к тоталитаризму: 1917 – 1929 гг. М., 1994.

7. Хлевнюк О.В. 1937: Сталин, НКВД и советское общество. М., 1992.

8. Хлевнюк О.В. Политбюро. Механизмы политической власти в 30-е гг. М., 1993.

9. Сахаров А.Н.. История России с древнейших времен до наших дней М., 2007

 

Практическое занятие № 14.

СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне.

 

План занятия:

1. Внешняя политика СССР в 1930-е – 1941 гг.

2. Начало Второй мировой войны: причины, характер.

3. Великая Отечественная война: цели, характер, основные этапы.

4. Причины неудач Красной Армии в начальный период ВОВ.

5. Советский тыл.

6. Антигитлеровская коалиция.

7. Истоки Победы.

8. Завершение Второй мировой войны.

 

Задание:

1. На основе рекомендованной литературы составьте конспекты по каждому из пунктов плана.

2. Подготовьтесь к ответам на вопросы по теме.

3. Подготовьте краткие сообщения по темам: “Партизанская война в тылу врага”, “Оккупационный режим”, “Блокада Ленинграда”.

 

Литература:

1. Верт А. Россия в войне 1941-1945. М., 2001.

2. Война и общество. 1941-1945. В 2 кн. М.: Наука, 2004

3. Война и политика. 1939 – 1941 / отв. ред. А.О. Чубарьян, Г. Городецкий. М., 2001.

4. Кондакова Н.И. Война, государство, общество / Н.И. Кондакова. 1941 – 1945. М., 2002.

5. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России. М., 2011.

6. Россия в XX в.: Война 1941-1945 гг. Современные подходы. Под ред. А. Н. Сахаров. М., 2005.

7. Советская повседневность и массовое сознание. 1939 – 1945. М., 2003.

8. Таммер, Вяйне. Зимняя война. Дипломатическое противостояние Советского Союза и Финляндии. 1933-1940 гг. М., 2003.

9. Уткин А. Вторая мировая война. М., 2001.

Практическое занятие № 15.

СССР в годы “оттепели” и “застоя”.

 

План занятия:

1. XX съезд КПСС. Критика культа личности И.В. Сталина

2. Реформы Н. С. Хрущева: сущность и характер.

3. Общественно-политическое развитие и духовная жизнь СССР в 1960-1980-х. Диссидентское движение.

4. Противоречия экономики «развитого социализма» во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг.

5. Внешняя политика СССР в годы холодной войны»

 

Задание:

1. На основе рекомендованной литературы составьте конспекты по каждому из пунктов плана.

2. Подготовьтесь к ответам на вопросы по теме.

3. Подготовьте краткие сообщения по теме: “Личность в истории (Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев)”.

 

Литература:

1. Верт Н. История советского государства. 1900 – 1991. М. 1992.

2. Аксютин Ю.В., Волобуев О.В. XX съезд КПСС: новации и догмы. М., 1991.

3. Алексеева Л.М. История инакомыслия в СССР. Новейший период. М., 1992.

4. Зеленин И.Е. Аграрная политика Хрущева и сельское хозяйство. М., 2001.

5. Зубкова Е.Ю. Общество и реформы, 1945 – 1964. М., 1993.

6. Лавренов С., Попов И. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. М., 2008.

7. Пыжиков А.В. Хрущевская «оттепель». М., 2002.

8. Шубин А.В. Золотая осень, или Период застоя СССР в 1975 – 1985 гг. М., 2005.

9. Эггелинг В. Политика и культура при Хрущеве и Брежневе. 1953 – 1970. М., 1999.

Практическое занятие № 16.

«Перестройка» 1985-1991 гг.

 

План занятия:

1. “Так жить нельзя”: истоки и причины перестройки.

2. Перестройка в экономике

3. Политические реформы: новое мышление и гласность

4. Межнациональные отношения. “Парад суверенитетов”.

5. Августовский путч 1991 г.

6. Итоги перестройки.

 

Задание:

1. На основе учебной и рекомендованной научной литературы составьте конспект по каждому из пунктов плана.

2. Подготовьтесь к ответам на вопросы по теме

3. Подготовьтесь к фронтальной дискуссии. Продумайте и предложите 3 – 5 дискуссионных вопросов по теме.

4. Подготовьте краткое сообщение: “Личность в истории. М.С. Горбачев”

 

Литература:

1. Верт Н. История советского государства. 1900 – 1991. М. 1992.

2. Мигранян А. Россия в поисках идентичности. 1985 – 1995. М., 1997.

3. Медведев Рой. Советский Союз. Последние годы жизни. М., 2010.

4. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России. М., 2011.

5. Орлов А.С. История России М., 2006

6. Сахаров А.Н.. История России с древнейших времен до наших дней М., 2007

7. Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985 – 2001: от Горбачева до Путина. М., 2001.

 

Практическое занятие № 17.

Становление новой российской государственности: 1993-2000 гг.

 

План занятия:

1. Формирование новой российской государственности (первая половина 1990-х гг.)

2. Противостояние законодательной и исполнительной властей осенью 1993 г.

3. Экономическая политика 1990-х гг. и ее итоги.

4. Международное положение и внешняя политика России в 1990-е гг.

 

Задание:

1. На основе учебной и рекомендованной научной литературы составьте конспект по каждому из пунктов плана.

2. Подготовьтесь к ответам на вопросы по теме

3. Подготовьте краткое сообщение: “Личность в истории. Б.Н. Ельцин”.

 

Литература:

1. Александров Ю.Г. Переходная экономика: российская версия. М., 1999.

2. Вашоков Д.А. Демократическая Россия. Конец XX – начало XXI вв. М., 2007.

3. Верт Н. История советского государства. 1900 – 1991. М. 1992.

4. Заславская Т.И. Российское общество на социальном изломе: взгляд изнутри. М., 1997.

5. Мигранян А. Россия в поисках идентичности. 1985 – 1995. М., 1997.

6. Млечин Л. Борис Ельцин. Послесловие. М., 2007.

7. Орлов А.С. История России М., 2006

8. Румянцев А.Г. Основы конституционного строя России. М., 2008.

9. Сахаров А.Н.. История России с древнейших времен до наших дней М., 2007

10. Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985 – 2001: от Горбачева до Путина. М., 2001.

 

Рекомендуемая литература по курсу «История»

 

Учебные пособия:

1. Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до наших дней [Текст]: учебник. / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков - М.: Проспект, 2014. - 766 с.

 

Научная литература:

Основная:

1. Верт Н. Террор и беспорядок. Сталинизм как система [Текст]: [пер. с фр.]. / Н. Верт - М.: РОССПЭН, 2010. - 444, [3] с.

2. Вовина-Лебедева В. Г. История Древней Руси [Текст]: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования. / В. Г. Вовина-Лебедева - М.: Академия, 2011. - 253, [3] с.: ил.

3. Вовина-Лебедева В. Г. История России XVI - XVII вв. [Текст]: учебное пособие. / В. Г. Вовина-Лебедева - М.: Академия, 2012. - 239, [1] с.: ил.

4. Всемирная история: в 6 т. Т. 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока. / П. Ю. Уваров - М.: Наука, 2012. - 893, [1] с.: ил.

5. Глуховский В. Ф. История российского крестьянства [Текст]: [учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений]. / В. Ф. Глуховский - Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2009. - 402 с.

6. Данилов В. П. История крестьянства России в ХХ веке. / В. П. Данилов - М.: Б.и., 2011.

7. Зубок В. М. Неудавшаяся империя. Советский Союз в холодной войне от Сталина до Горбачева [Текст]. / В. М. Зубок - М.: РОССПЭН, 2011. - 669, [2] с.

8. Зуев М. Н. История России [Текст]: учебное пособие для бакалавров: по дисциплине " Отечественная история" для студентов высших учебных заведений неисторических специальностей. / М. Н. Зуев - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 655 с.

9. История отечества с древнейших времен до наших дней [Текст]: учеб.-метод. пособие. / [сост. А. В. Еремин] - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. - 64 с.

10. История сталинизма: итоги и проблемы изучения [Текст]: материалы международной научной конференции. Москва, 5-7 декабря 2008 г. - М.: РОССПЭН, 2011. - 789, [1] с.: ил.

11. Каррер д`Анкосс Э. Евразийская империя. История Российской империи с 1552 г. до наших дней [Текст]. / Э. Каррер д`Анкосс; [пер. с фр. А. А. Пешкова] - М.: РОССПЭН, 2010. - 431 с.

12. Кириллов В. В. История России [Текст]: учебное пособие для бакалавров, для студентов высших учебных заведений, обучающихся по неисторическим специальностям. / В. В. Кириллов - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 661 с.: ил.

13. Кривошеев М. В. История России [Текст]: краткий курс лекций. / М. В. Кривошеев, М. В. Ходяков - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 201, [1] с.

14. Никифоров Ю. С. История для будущих бакалавров неисторического направления обучения [Текст]: учебное пособие. / Ю. С. Никифоров - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. - 248 с.

15. Отечественная война 1812 года и Ярославский край [Текст]. / [авт.-сост. И. Ф. Ковалева] - Рыбинск: Медиарост, 2012. - 199 с.: ил.

16. Фирсов С. Л. История России. ХVIII - начало ХХ в. [Текст]: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. / С. Л. Фирсов - М.: Академия, 2012. - 281, [1] с.

17. Шамбаров В. От Киева до Москвы: история княжеской Руси. М., 2010

18. Экономическая история России с древнейших времен до 1917 г. [Текст]: энциклопедия: в 2 т.. Т. 2, Н-Я. / [Рос. акад. наук, Науч. совет по пробл. рос. и мир. экон. ист.]; редкол.:...Ю. А. Петров (рук. проекта, отв. ред.) [и др.] - М.: РОССПЭН, 2009. - 1286, [1] с.: XXXII с цв.ил., ил., портр.

 

Дополнительная литература по каждому разделу указана в практических рекомендациях к практическим занятиям.

 

Интернет-ресурсы:

1. Интернет-ресурс для преподавателей и студентов. Библиотека Гумер. Гуманитарные науки. Режим доступа: https://www.gumer.info/

2. Интернет-ресурс для преподавателей и студентов. Электронная библиотека исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Режим доступа: https://www.hish.msu.ru/ER/Etext/index/html

3. Интернет-ресурс для преподавателей и студентов. Электронная библиотека ЯГПУ им. К.Д Ушинского. Режим доступа: https://yspu.org/

4. Интернет-ресурс для преподавателей и студентов. Электронная библиотека «Нестор». Режим доступа: https://libelli.ru/library/tema/sc/hist/for/new_time.htm

Интернет-ресурс для преподавателей и студентов. Хронос. Всемирная история в Интернете. Режим доступа: https://www.hrono.ru/

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Новая Конституция




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.