Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Супружеские ссоры






Конфликты и ссоры возникают время от времени в каждой семье, и причины у каждой семьи свои. Разногласия, возникающие порой между супругами, — не преступление, учитывая различия между женской и мужской психикой и пониманием вещей. Однако разногласия не должны приводить к взаимным обвинениям, оскорблениям и скандалам, потому что ни для кого не секрет, что подобное поведение супругов отнюдь не способствует укреплению семьи и её сплочённости. И уж тем более дело не должно доходить до судебных разбирательств, которые в одночасье перечёркивают все прекрасные дни (а возможно и годы), которые были в супружеской жизни пары. А ведь нередко суды используются одним из супругов не для того, чтобы восстановить справедливость, а для того, чтобы за что-то отомстить второму и доставить ему хлопоты и неприятности или отобрать часть имущества. Человек поступает так, движимый накопившейся злобой, негативными эмоциями, которые ослепляют его и мешают адекватно воспринимать собственные действия и задумываться над тем, правильно ли он поступает и имеет ли право делать то, что делает. И он не думает о последствиях своих действий.

Ситуации бывают разные, но как грустно наблюдать за тем, как женщина — жена и хозяйка, — которая является главным источником тепла в своём доме, превращается в бушующее пламя, в котором дотла сгорает её семья.

Разногласия возникали и в семьях первых мусульманок, и, тем не менее, эти женщины сохраняли свои семьи и оберегали благополучие своих домов. Они не позволяли своим семьям распадаться и не превращали разногласия с супругом в повод для расторжения брака.

Когда между ними и их супругами возникали разногласия, первые мусульманки обращались за помощью к Посланнику Аллаха r, чтобы он рассудил их и поставил точку в этих разногласиях. Они спрашивали Пророка r о своих правах и обязанностях, не слушали сплетников и завистников и неуклонно следовали Шариату, с довольством и покорностью принимая любое его решение.

В некоторых случаях женщина оказывалась права, и Посланник Аллаха r выносил решение в её пользу. А в других случаях прав оказывался её муж, и тогда Посланник Аллаха r выносил решение в его пользу. Как бы там ни было, женщины обращались к Посланнику Аллаха r за решением и безропотно принимали его.

Так, жена одного из сподвижников по имени Рифа‘а, получив от него окончательный развод, вышла замуж за другого сподвижника, по имени ‘Абду-р-Рахман ибн аз-Забир аль-Курази, а через некоторое время пришла к Пророку r и пожаловалась на то, что её новый муж бессилен. Поговорив с ‘Абду-р-Рахманом и увидев двоих его сыновей от предыдущего брака, он понял, что на самом деле с ним всё в порядке и он исполняет свои супружеские обязанности должным образом, просто его жена всё ещё надеется вернуться к своему первому мужу, Рифа‘а, и, поддавшись своему желанию, она и сказала то, что сказала. Разобравшись, в чём дело, Посланник Аллаха r дал ей понять, что ему всё известно, и сказал: «Наверное, ты желаешь вернуться к Рифа‘а… Нет, пока он [новый муж] не вкусит сладость твою…» То есть Посланник Аллаха r сообщил ей о том, что к Рифа‘а она сможет вернуться только в том случае, если её новый брак будет браком в полном смысле этого слова, то есть будет иметь место половая близость между ней и новым супругом, а потом он даст ей развод или она останется вдовой. Только после этого они с Рифа‘а могут вступить в брак по обоюдному согласию[68].

Сказав это, Посланник Аллаха r вернул эту женщину на правильный путь, от которого она отклонилась, выдвинув несправедливое обвинение против своего нового мужа.

Фатыма бинт Кайс g передаёт, что Абу ‘Амр ибн Хафс дал ей окончательный развод в своё отсутствие и послал ей ячмень со своим уполномоченным. Она разгневалась, а он сказал: «Клянусь Аллахом, мы ничего не должны тебе». Тогда она пошла к Посланнику Аллаха r и рассказала ему обо всём. Посланник Аллаха r сказал: «Он не обязан содержать тебя». Он велел ей соблюдать ‘идду в доме Умм Шарик, а потом сказал: «К этой женщине часто заходят мои сподвижники… Лучше соблюдай ‘идду в доме Ибн Умм Мактума. Он слепой, и ты сможешь снимать верхнюю одежду. Сообщи мне, когда ‘идда закончится». Она передаёт: «По окончании ‘идды я сообщила ему об этом и сказала ему также, что ко мне посватались Му‘авия и Абу Джахм. Посланник Аллаха r сказал: “Абу Джахм не снимает палку с плеча[69], а Му‘авия — очень бедный человек … Выходи за Усаму ибн Зейда”. Мне не хотелось выходить за него. Потом Посланник Аллаха r сказал: “Выходи за Усаму ибн Зейда”. Я так и поступила и действительно увидела много блага, и была счастлива».

Это ещё один пример обращения женщины к Посланнику Аллаха r с просьбой поставить точку в разногласиях, возникших между ней и супругом (или бывшим супругом), а также решить определённые вопросы, связанные с вступлением в новый брак и выбором мужа.

Из этого примера видно, что женщина-мусульманка не должна спешить принять или отвергнуть предложение того, кто посватался к ней, и ей следует советоваться с праведным и опытным человеком, известным своей религиозностью, относительно каждого предполагаемого жениха.

‘Аиша g подала всем женщинам-мусульманкам прекрасный пример того, как следует вести себя с мужьями в минуты гнева.

‘Аиша g передаёт: «Посланник Аллаха r сказал мне: “Поистине, я знаю, когда ты довольна мной, а когда сердишься на меня”. Я спросила: “Откуда же ты знаешь это? ” Он ответил: «Когда ты мной довольна, ты говоришь: “Нет, клянусь Господом Мухаммада! ” — а когда сердишься, говоришь: “Нет, клянусь Господом Ибрахима! ”» Я сказала: “Да, но, клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха, я не меняю ничего, кроме твоего имени”» [Аль-Бухари; Муслим].

Ибн Хаджар (да помилует его Аллах) сказал: «В хадисе мы видим определение мужчиной состояния жены — склонности к нему или отсутствия таковой — по её словам и делам и извлечение выводов из имеющихся косвенных признаков, потому что Пророк r хорошо знал, когда ‘Аиша довольна им, а когда гневается на него, по тому, произносит она его имя или нет. С этими двумя положениями — упоминанием его имени и отказом от этого упоминания — он связал два состояния — довольство и гнев…» [Фатх Аль-Бари. Т. 9. С. 237].

Ат-Таййиби сказал о словах ‘Аиши «Да, но, клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха, я не меняю ничего, кроме твоего имени»: «Эти слова имеют глубокий смысл и оригинальны, поскольку ‘Аиша показала, что даже в состоянии гнева, когда и разумный человек теряет контроль над собой, её любовь к нему не изменяется, оставаясь постоянной. Как сказал поэт:

Я отворачиваюсь от тебя порой, но сердце

Моё по-прежнему склоняется к тебе…

Она хотела сказать, что отказывается от произнесения определённых слов, однако сердце её продолжает любить его по-прежнему».

‘Аиша выбрала имя Ибрахима u, а не какого-нибудь другого пророка. Это свидетельствует о её сообразительности, потому что Мухаммад r ближе всего к Ибрахиму и имеет больше прав на него, чем кто-либо другой, о чём упоминается в Коране. И если она решала отказаться от произнесения его имени, она заменяла его именем того, кто тесно связан с ним».

Ибн Хаджар сказал, приводя слова ‘Ияда: «Гнев ‘Аиши на Пророка r простителен, несмотря на то, что гневаться на Пророка r — серьёзное ослушание Аллаха, потому что причиной гнева была её ревность, которая является неотъемлемой частью женской натуры, а ревность проявляется вследствие сильной любви. Гнев, который не приводит к ненависти, простителен, поскольку ненависть ведёт к неверию или ослушанию Аллаха. А слова ‘Аиши “я не меняю ничего, кроме твоего имени” свидетельствуют о том, что сердце её было наполнено любовью к нему» [Фатх Аль-Бари. Т. 10. С. 513].

‘Аиша g была очень ревнива и сильно любила Пророка r. И вместе с тем ревность не могла заставить её сделать что-то неугодное Господу. Да от неё и не стоило ожидать ничего подобного, ведь она — мать верующих g. Свой острый ум и сообразительность она использовала как в довольстве, так и в гневе, и не совершала порицаемых поступков, и не произносила порицаемых слов, и Всевышний Аллах был доволен ею.

В наше время разногласия супругов и семейные ссоры стали непреодолимым препятствием на пути многих семей и причиной их разрушения, учитывая, что большинство людей не умеют сглаживать и «обезвреживать» эти разногласия, и вера их чрезвычайно слаба. И, к сожалению, к женщинам это относится в первую очередь…

Сегодня женщины требуют развода и добиваются его самыми разными путями, вплоть до обращения в нешариатские суды, а также в шариатские там, где они есть, по ничтожным причинам.

Общество привыкло к тому, что женщина может ударить мужа, и время от времени мелькают сообщения об убийствах женщинами своих мужей. И уж совсем привычным явлением сделался выход женщины из дома в любое время по собственному желанию[70], и если эти выходы негативным образом сказываются на семейной жизни и приводят к несоблюдению прав мужа, последнему предлагается самостоятельно «латать дыры» в соответствии со способностями и возможностями и ни в коем случае не порицать жену.

И если, в конце концов, муж отказывается терпеть это и мириться с подобным положением вещей, его могут обвинить в несовременности и отсталости, и в глазах многих он попадает в разряд тех мужей, от которых нужно избавляться. Обязательно находятся советчики и «доброжелатели», которые подсказывают женщине скорее «сбрасывать оковы ненавистного брака» и лететь навстречу «свободе», которая в действительности представляет собой вседозволенность и аморальность.

Семьи распадаются, а от их распада неизбежно страдает общество…

Мы уже говорили о том, как первые мусульманки приходили к Пророку r, чтобы посоветоваться с ним по вопросам, имеющим отношение к браку, и как они спрашивали его мнения и просили у него совета относительно тех, кто сватался к ним, и как они спешили к Посланнику Аллаха r, когда между ними и их мужьями возникали разногласия, зная, что Посланник Аллаха r непременно рассудит их и укажет им выход, и подскажет, как правильно вести себя. Они знали, что своим вмешательством он пресечёт любые проявления обычаев времён невежества и поведения, свойственного тем временам, а также предотвратит произнесение порицаемых слов и совершение нежелательных действий.

В те времена мусульманская община наслаждалась благополучием, и от неё веяло чистотой и целомудрием, так что доброжелатели радовались, а враги кусали локти от досады. И слабость постигла эту общину только после того, как стала ослабевать одна из её главных опор — женщины. Это произошло после того, как женщины стали отказываться от исламской нравственности и предпочли скромной одежде обнажение, ошибочно приняв это за свободу.

И сегодня настала очередь праведных женщин, следуя путём первых мусульманок, путём истинным и правильным, снова стать надёжными опорами для общины, стать её сильным, а не слабым местом. Не приличествует женщине-мусульманке, читающей истории наших праведных предшественниц, продолжать сидеть сложа руки, ничего не делая для своей религии и для изменения собственной жизни и жизни мусульманской общины в лучшую сторону.

То же самое можно сказать и о мужчинах. Ответственность нуждается в том, кто мог бы нести её, и послание нуждается в надёжных и искренних посланниках, которые донесли бы его до людей, каким бы трудным ни был путь и сколько бы препятствий ни возникло на нём.

Относишься ли ты к их числу, сестра-мусульманка? Готова ли ты пополнить их ряды? Тогда гони прочь лень и следуй путём праведных, и да благословит тебя Всевышний Аллах, и да окружит Он тебя Своей заботой. Поистине, Он помогает праведным!

«Они отдают им предпочтение перед собой…»

Анас ибн Малик передаёт: «Когда Пророк r хотел выделить для ансаров участки земли в Бахрейне, ансары сказали: “Мы не примем их, пока ты не выделишь для наших братьев из числа мухаджиров такие же”. Тогда Пророк r сказал ансарам: “После моей смерти вы увидите, что предпочтение станут отдавать другим. Терпите же, пока не встретитесь со мной! ”» [Аль-Бухари].

А в другой версии говорится: «Терпите же, пока не встретите Аллаха и Его Посланника. Я буду у водоёма». Они ответили: «Мы будем терпеть» [Муслим].

Ибн Хаджар сказал: «В хадисе упоминается достоинство ансаров — их альтруизм по отношению к мухаджирам. Всевышний Аллах сказал о них: “Они предпочитают себе других, даже если сами нуждаются” (сура 59 “Сбор”, аят 9). Таким образом, это достоинство, имеющее три степени: альтруизм, то есть предпочтение себе других; утешение других и отказ от мирских благ в их пользу» [Фатх Аль-Бари. Т. 5. С. 49].

Женщины, жившие на заре ислама, заняли достойное место в мусульманской общине. Они доказали искренность своей веры, продемонстрировали благородство натуры, безупречную нравственность и прекрасное поведение. Они не уступали мужчинам в альтруизме и опережали их в усердии и расходовании своих средств на благие дела. Эти женщины заботились о других больше, чем о себе, и никогда не жалели о добре, которое делали кому-либо, и не гордились им.

Первые мусульманки не скупились и не жалели того, что отдавали. Они не цеплялись за преходящие удовольствия этого мира и его недолговечные блага. И у них не было желания оставить их у себя, придержать, не делиться с другими. Наши праведные предшественницы предпочитали быть активными членами мусульманской общины, полноценно участвующими в её жизни. Первые мусульманки давали друг другу свои украшения, помогали друг другу в замешивании теста и выпечке хлеба, помогали соседям, одаривали других тем, что у них было. Случалось, что в доме женщины из их числа не оказывалось ничего, кроме единственного финика. Но и этот финик она отдавала другим, а сама оставалась совсем без запасов.

До нас дошло множество сообщений, подтверждающих сказанное, и на страницах истории остались тысячи блистательных эпизодов из жизни женщин, живших на заре ислама.

Так, ‘Аиша g рассказывает: «Однажды какая-то женщина, просившая подаяния, зашла ко мне с двумя своими дочерьми. У меня не нашлось ничего, кроме одного финика, который я и дала ей. Она разделила этот финик между своими девочками, а сама не отведала ни кусочка…» [Аль-Бухари; Муслим].

К ‘Аише g, жене Пророка r, зашла бедная женщина, и та, движимая желанием сделать добро, отдала ей единственный финик — всё, что смогла найти в своём доме. Она предпочла себе эту бедную женщину, несмотря на скудность собственных запасов. А женщина в свою очередь, движимая тем же чувством, разделила этот единственный финик между своими детьми, не оставив себе ни кусочка, хотя тоже страдала от голода.

По воле Всевышнего Аллаха, подобные истории не забываются, а сохраняются в памяти многих поколений.

Вспомним также историю женщины из числа ансаров и её мужа, которые принимали гостя Посланника Аллаха r.

Абу Хурайра d передаёт, что однажды к Пророку r пришёл какой-то человек, и Пророк r послал к своим жёнам, но все они сказали: «У нас нет ничего, кроме воды!» Тогда Посланник Аллаха r спросил: «Кто примет этого человека у себя?» Один из ансаров откликнулся: «Я». После этого он отвёл его к своей жене и сказал: «Прими как следует гостя Посланника Аллаха r». Она сказала: «У нас нет ничего, кроме еды для детей». Тогда он сказал: «Приготовь свою еду, зажги светильник и уложи детей спать, если они захотят поужинать». И она приготовила еду, зажгла светильник и уложила детей, а потом встала, будто бы для того, чтобы поправить светильник, и погасила его. Затем они стали делать вид, что едят, а на самом деле легли спать голодными. Наутро хозяин дома зашёл к Посланнику Аллаха r, и тот сказал: «Аллаху понравилось то, как вы поступили со своим гостем этой ночью!» А потом Аллах ниспослал: «Они отдают им предпочтение перед собой, даже если сами испытывают нужду. Преуспели те, кто убереглись от собственной скупости» (сура 59 «Сбор», аят 9).

Ан-Навави сказал: «Из этого хадиса можно сделать много полезных выводов. В том числе:

— Равнодушие Пророка r и его домочадцев к мирским благам, терпение, с которым они переносили голод, и стеснённость их материального положения;

— Предводитель людей должен первым предлагать гостеприимство гостю и тому, кто посещает их, и предлагать им что-то из своего имущества в соответствии со своими возможностями, и только потом просить о том же — в качестве взаимопомощи в благочестии и богобоязненности — своих товарищей;

— Следует утешать людей и оказывать им материальную помощь в трудных ситуациях;

— Достоинства оказания гостеприимства людям и альтруизма по отношению к ним;

— Благородство поступка этого ансара и его жены;

— Ухищрения в оказании гостеприимства человеку, когда есть основания полагать, что иначе он откажется от предложенного гостеприимства из жалости к хозяевам дома. Ансар велел жене потушить светильник и сделать вид, что она ест с ними. Ведь если бы гость увидел, что еды очень мало и что они не едят вместе с ним, он отказался бы есть»[71].

Мы уже приводили истории о щедрости первых мусульманок и о том, как они оказывали разнообразную помощь соседям, в том числе и историю о том, что Асма бинт Абу Бакр не умела хорошо печь хлеб и его пекли для неё её соседки из числа ансаров, о которых Асма говорила: «А они были достойными женщинами».

Уместно вспомнить также историю ‘Аиши и ‘Умара (да будет доволен Аллах ими обоими).

‘Аиша желала, чтобы её похоронили рядом с Посланником Аллаха r и её отцом, однако ‘Умар, лёжа на смертном одре, послал к ‘Аише кого-то, чтобы попросить у неё разрешения быть похороненным на том месте, и она сказала: «Я хотела, чтобы это место досталось мне, однако сегодня я предпочту себе его». И она разрешила похоронить ‘Умара рядом с двумя его товарищами — Посланником Аллаха r и Абу Бакром ас-Сыддиком.

‘Амр ибн Маймун рассказывает:

Я видел ‘Умара, за несколько дней до его ранения в Медине. Он встретился с Хузайфой ибн аль-Яманом и ‘Усманом ибн Хунайфом. ‘Умар спросил: «Как вы поступили? Я боюсь, что вы возложили на эту землю то, что ей не под силу»[72]. Они сказали: «Мы возложили на неё лишь то, что ей под силу». ‘Умар сказал: «Клянусь Аллахом, если Аллах даст мне ещё пожить, я сделаю так, что вдовы Ирака не будут нуждаться ни в чём!» Однако этому не суждено было случиться. Через четыре дня после этого разговора ‘Умару нанесли смертельную рану.

В тот день, когда ‘Умару d нанесли смертельную рану, я стоял так, что меня отделял от него только ‘Абдуллах ибн ‘Аббас. Проходя между рядами, ‘Умар d обычно говорил: «Ровняйте ряды!» Увидев, что в рядах не осталось промежутков, он выходил вперёд и произносил такбир, после чего читал в первом рак‘ате суру «Юсуф», «Пчёлы» или другую примерно такого же объёма, чтобы люди успели собраться. В этот раз он едва успел произнести такбир, как я услышал его слова: «Этот пёс убил меня!» — когда его ударил Абу Люлюа. Язычник со своим кинжалом бросился на людей, ударяя направо и налево. Он успел ранить тринадцать человек, семь из которых скончались. Увидев это, один мусульманин набросил на него плащ с капюшоном. Поняв, что ему не уйти, язычник заколол себя кинжалом. ‘Умар d тем временем взял за руку ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Ауфа, заставив его выйти вперёд. Стоявшие позади ‘Умара d видели то, что видел я, а те, которые стояли дальше, ничего не знали. Не слыша голоса ‘Умара d, они начали говорить: «Пречист Аллах!» ‘Абду-р-Рахман совершил короткую молитву с людьми, а когда все разошлись, ‘Умар d сказал: «О Ибн ‘Аббас! Посмотри, кто убил меня…» Он ушёл ненадолго, потом вернулся и сказал: «Раб аль-Мугиры». ‘Умар спросил: «Ремесленник?» Он ответил: «Да». ‘Умар сказал: «Да погубит его Аллах! Я ведь велел обходиться с ним хорошо! Хвала Аллаху, который не сделал моим убийцей человека, утверждающего, что он мусульманин! Ты и твой отец желали, чтобы в Медине было много язычников». А у аль-‘Аббаса было больше рабов, чем у кого бы то ни было. Ибн ‘Аббас сказал: «Если желаешь, я сделаю…» То есть, если ты пожелаешь, мы убьём их. ‘Умар d сказал: «Теперь это будет неправильным! Как можно убить их после того, как они заговорили на вашем языке, молятся в сторону кыблы и совершают хадж вместе с вами?» Затем его отнесли домой, и мы пошли следом. Люди в тот день вели себя так, словно раньше не постигала их никакая беда. Одни говорили: «Всё обойдётся», другие говорили: «Я боюсь за него». ‘Умару d принесли финиковую воду. Он выпил её, но она вышла из его желудка. Тогда ему принесли молоко, и он выпил его, однако оно вытекло из его раны. Тогда стало ясно, что рана смертельная. Мы вошли к нему. Люди собрались и начали хвалить его. Один молодой мужчина сказал: «Радуйся, о повелитель верующих, потому что ты был сподвижником Посланника Аллаха r и принял ислам одним из первых, о чём тебе известно, затем ты был избран правителем и правил справедливо. А теперь ты умираешь мученической смертью». ‘Умар ответил: «Я надеюсь, что этого будет достаточно, чтобы не осталось ни грехов, ни награды». Когда говоривший повернулся, ‘Умар d увидел, что его изар касается земли, и попросил: «Верните его», а потом сказал ему: «О сын брата моего, подтяни свою одежду, ибо так будет чище для твоей одежды и лучше для тебя пред Аллахом». Затем ‘Умар d сказал: «О ‘Абдуллах ибн ‘Умар, посмотри, сколько у меня долгов». Посчитав, они обнаружили, что он должен около восьмидесяти шести тысяч. ‘Умар d сказал: «Если имущества семьи ‘Умара хватит для того, чтобы погасить этот долг, используй его. В противном случае попроси у бану ‘Ади ибн Ка‘б. Если же и этих средств не хватит, то попроси у курайшитов и не обращайся к другим. Уплати за меня мой долг… А потом иди к ‘Аише g, матери верующих, и скажи ей: “‘Умар d приветствует тебя” — и не говори: “повелитель верующих”, потому что я уже не повелитель верующих, — и скажи, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб d просит разрешения быть похороненным рядом со своими двумя товарищами». Ибн ‘Умар поприветствовал ‘Аишу и попросил разрешения войти. Войдя к ней, он увидел, что она сидит и плачет. Он сказал ей: «‘Умар ибн аль-Хаттаб d приветствует тебя и просит разрешения быть похороненным вместе с двумя своими товарищами». Она ответила: «Я хотела сохранить это место для себя, но я отдам его ему». Когда он вернулся, ‘Умару d сообщили: «Пришёл ‘Абдуллах ибн ‘Умар». Тогда он сказал: «Поднимите меня». Один человек прислонил его к себе, и он спросил: «Что у тебя?» Тот ответил: «То, чего ты желал, о повелитель верующих… Она разрешила». ‘Умар d сказал: «Хвала Аллаху… Не было для меня ничего более важного, чем это… Когда я умру, отнесите меня туда. Поприветствуй ‘Аишу и скажи: “‘Умар ибн аль-Хаттаб d просит разрешения войти”. Если она разрешит, вносите меня, а если нет, то отнесите меня на кладбище мусульман и похороните там.

А потом пришла мать верующих Хафса, и с ней пришли ещё женщины, и увидев её, мы поднялись, и она вошла к нему и плакала у него некоторое время, а потом мужчины попросили разрешения войти, и она ушла внутрь дома, и мы слышали, как она плачет там».

Ему сказали: «О повелитель верующих, дай нам наставление и назначь преемника». ‘Умар d сказал: «Я не знаю никого, кто был бы достоин этого больше, чем эти несколько человек, которыми Посланник Аллаха r был доволен до самой своей смерти». И он назвал ‘Али, ‘Усмана, аз-Зубайра, Са‘да, Тальху и ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Ауфа. ‘Умар d сказал: «‘Абдуллах ибн ‘Умар будет свидетелем для вас, однако сам он не должен получать никакой власти. Если к власти придёт Са‘д, это будет хорошо, а если нет, пусть тот из вас, кто станет править, обращается к нему за помощью и советом. Поистине, я не отстранял его по причине слабости или вероломства».

И он сказал: «Я наказываю тому, кто станет халифом после меня, помнить о правах и заслугах мухаджиров и оберегать их. И я завещаю ему хорошо относиться к ансарам, которые жили в этом месте (месте переселения — Медине) раньше них (переселившихся), затем обрели веру. Он должен принимать от творящих добро из их числа и прощать сотворившего дурное из их числа. И я завещаю ему хорошо относиться к жителям областей, ибо, поистине, они — сила и опора ислама, сборщики имущества, ярость врага, и он не должен брать с них ничего, кроме того, что останется у них сверх достаточного им. И я завещаю ему хорошо относиться к бедуинам, ибо они — основа арабов и запас для ислама. Он должен брать из излишков имущества людей и распределять их среди бедных. И я завещаю ему относительно тех, кто под защитой Аллаха и Его Посланника, чтобы он соблюдал заключённый с ними договор, защищал их и не возлагал на них ничего непосильного».

После погребения избранные им шесть человек собрались, и ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф сказал: «Вручите правление собой трём из вас». Аз-Зубайр сказал: «Вручаю себя ‘Али». Тальха сказал: «Вручаю себя ‘Усману». А Са‘д сказал: «Вручаю себя ‘Абду-р-Рахману ибн ‘Ауфу». Таким образом, три кандидата отказались претендовать на пост халифа в пользу остальных трёх кандидатов. Остались ‘Али, ‘Усман и ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф.

‘Абду-р-Рахман сказал ‘Усману и ‘Али: «Кто из вас согласится[73], чтобы мы поручили ему это дело и он отвечал перед Аллахом и исламом?» Они молчали. Тогда ‘Абду-р-Рахман сказал: «Вы хотите поручить это дело мне? Клянусь Аллахом… Я сам постараюсь выбрать лучшего из вас?» Они ответили: «Да». Тогда он взял за руку ‘Али и сказал: «Ты — родственник Посланника Аллаха r и принял ислам среди первых, и тебе об этом известно. Если я выберу тебя, ты обязан перед Аллахом править справедливо. А если я выберу ‘Усмана, ты должен слушать его и подчиняться ему». Потом он остался наедине с ‘Усманом и сказал ему то же самое. Взяв с них это обещание, он сказал: «Подними руку, о ‘Усман!» — и присягнул ему. ‘Али тоже присягнул ему, а потом собрались обитатели дома и присягнули ему[74].

К многочисленным проявлениям альтруизма женщина-мусульманка, жившая на заре ислама, добавила ещё одно. Поднявшись над своей женской природой, пойдя наперекор привычному поведению жён, она пожелала, чтобы её сестра стала ещё одной женой её мужа и обрела посредством этого брака благо, которое уже обрела она.

Умм Хабиба (да будет доволен Аллах ею и её отцом), жена Пророка r, передаёт: «Однажды я сказала Пророку r: “О Посланник Аллаха, возьми в жёны мою сестру, дочь Абу Суфьяна”. Он спросил: “Ты хочешь этого? ” Я сказала: “Да, ведь я не единственная твоя жена, и больше всего я хочу, чтобы моя сестра разделила со мной благо”. Тогда Пророк r сказал: “Поистине, мне не дозволено жениться на твоей сестре”. Я сказала: “Но нам говорят, что ты хочешь взять в жёны Дурру, дочь Абу Салямы”. Пророк r спросил: “Ты имеешь в виду дочь Умм Салямы? ” Я сказала: “Да”. Тогда Пророк r сказал: “Даже если бы она не была моей падчерицей, мне нельзя было бы жениться на ней, ибо она дочь моего молочного брата. Меня и Абу Саляму кормила своим молоком Сувайба… Поэтому не предлагайте мне ни ваших дочерей, ни ваших сестёр”» [Ан-Насаи].

Умм Хабиба хотела, чтобы её сестра разделила с ней честь быть женой Посланника Аллаха r и сообщила ему о том, что больше всего она желает делить мужа именно с сестрой. Тогда Посланник Аллаха r сообщил ей постановление Шариата относительно подобного случая: не разрешается мужчине быть женатым на двух сёстрах одновременно.

Женщина-мусульманка в те времена служила Всевышнему Господу усердно и искренне. Она жила на пути Аллаха и, не колеблясь, жертвовала своё имущество во имя Него. Демонстрируя благонравие, глубокую веру и благородство натуры, она становилась ещё более прекрасным и достойным членом мусульманской общины. Щедрость и великодушие первых мусульманок не знали предела, и они жертвовали очень многим для своих сестёр — как кровных, так и сестёр по вере, — предпочитая их себе. В своём постепенном возвышении мусульманка преодолела даже свойственное жёнам одного мужчины неприязненное отношение друг к другу и пожелала, чтобы её сестра вошла в её семью, став ещё одной женой её мужа…

И подобное отношение друг к другу в те времена было присуще не только тем женщинам, которых связывало кровное родство. Мы убедились в этом, знакомясь с несколькими примерами, приведёнными в этой книге. А на самом деле подобных примеров было гораздо больше.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.