Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика мыслительных операций






 

Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятия. Ощущение и восприятие являются базой для формирования мышления. Мышление соотносит данные ощущений и восприятия – сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих её взаимосвязях, мышление глубже познаёт её сущность.

Значит, весь свой материал мышление получает из одного источника чувственного познания, т.к., во-первых, через ощущение и восприятие мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Адекватность этого отражения непрерывно проверяется в процессе практического преобразования природы и общества. Во-вторых, мышление есть опосредованное познания, оно основано на наличии объективных отношений и закономерных связей между предметами и явлениями и осознании, понимании, знании человеком этих связей. Эти связи обычно скрыты, их нельзя воспринимать непосредственно. Для того, чтобы выявить их, человек прибегает к мыслительным операциям. В-третьих, мышление – обобщённое познание действительности, процесс познания общих и существенных свойств предметов и явлений.

Таким образом, мышление начинается там, где оказывается уже недостаточным или даже бессильным чувственное познание. Мышление продолжает и развивает познавательную работу ощущений, восприятия, представлений выходя за его пределы. По мнению известного отечественного психолога А.В. Петровского, мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщённого отражения действительности в ходе её анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. По мнению Р.С. Немова [], мышление – это движение идей, раскрывающие суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включённых в неё действий и операций ориентировано-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. В.А. Крутецкий [] рассматривает мышление как процесс опосредованного познания (отражения) окружающего мира.

Для мышления человека существенная взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и с речью и языком. Только с появлением речи становится возможным «отделить» от познавательного объекта то или иное свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нём в специальном слове. Человеческое мышление, в каких бы формах оно не осуществлялось, невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Формируя свои размышления вслух для других, человек тем самым формирует их для себя. В слове, формировании мысли заключены важнейшие предпосылки рассуждающего, логически расчленённого и осознанного мышления. Таким образом, человеческое мышление неразрывно связано с языком, с речью.

Значит, «мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенного отражения действительности в ходе её анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности чувственного познания и далеко выходит за его пределы».

Мышление человека протекает на различных уровнях, в различных формах, что в совокупности позволяет говорить о существовании разных видов мышления. По одной из наиболее распространённых является классификация в зависимости от содержания решаемой задачи. Здесь выделяют наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Наглядно-действенное мышление – вид мышления связанный с практическими действиями над предметами.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, который связан с оперированиями образами. В образе может быть одновременно зафиксировано видение предмета с нескольких точек зрения.

Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического развития мышления. Для словесно-логического мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения. Благодаря словесно-логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и в обществе, обобщить наглядный различный материал. Следует отметить, что все виды мышления тесно взаимосвязаны между собой. Отдельные виды мышления постоянно взаимно переходят друг в друга. В процессе мыслительной деятельности человек познаёт окружающий мир с помощью особых умственных операций. Эти операции составляют различные взаимосвязанные, переходящие друг в друга стороны мышления. Основными мыслительными операциями является анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстракция.

Анализ – это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. В элементарной форме анализ выражается в практическом разложении предметов на составные части.

Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.

Анализ и синтез всегда протекают в единстве и дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ даёт знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знания объекта в целом. В мыслительной деятельности анализ и синтез как бы поочерёдно выходят на передний план. Преобладание анализа и синтеза в мышлении может быть обусловлено как характером материала и условиями задачи, так и умственным складом человека.

Сравнение – это установление сходства и различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. Сравнение бывает одностороннем (неполным, по всем признака), поверхностным и глубоким, непосредственным и опосредованным. Основное требование к операции сравнения, чтобы оно проводилось в одном отношении. Для более глубокого и точного познания действительности, особенно большое значение такое качество мышления как способность находить различие в наиболее сходных предметах и сходство в различных.

Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов и явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств. Выделение в процессе абстрагирования существенных признаков предметов и явлений обычно бывают общими для группы сходных предметов и явлений.

Обобщение – это мысленное объединение предметов и явлений в группы по общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Процессам абстрагирования и обобщения противоположен процесс конкретизации. Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание.

Абстракция и обобщение в своих первоначальных формах укоренные в практике и совершающиеся в практике действиях связаны с потребностями, в своих высших формах являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса раскрытия связей, отношений, при помощи которых идёт по всё более глубокому познанию объективной реальности в её существенных свойствах и закономерности.

Классификация – это распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы по наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов.

Все указанные операции не могут проявляться изолировано вне связи друг с другом. В основе более сложных операций мышления лежит анализ-синтез. Каждая из мыслительных операций может быть рассмотрена как соответствующее умственное действие.

Таким образом, мышление – это опосредованное и обобщённое познание объективной реальности. Мышление – это движение мысли от частного к общему и от общего к частному. Традиционно различают такие виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. В процессе мыслительной деятельности человек действует обычными умственными операциями: синтез, анализ, сравнение, классификация, обобщение и другие.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.