Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аттестация






Такой вид интервью, как аттестация, своей главной задачей ставит улучшение качества работы интервьюируемого. Как и всякое интервью, оно подчиняется приведенным выше общим принципам, за исключением того очевидного момента, что если у вас нет установленных или согласованных заранее — за несколько недель или месяцев — целей, то вам трудно будет добиться успешного интервью.

Разумеется, вы можете и должны обсудить качество выполнения интервьюируемым своих обязанностей — то, за что ему платят, — но это легче будет сделать, если вы оба знаете, что обсуждаться будут определенные вопросы, касающиеся всей работы или ее части. Люди почему-то хуже воспринимают предложения или критику — связанные с общими аспектами их работы, такими, как отношение к клиентам, — которые сваливаются на них неожиданно. И действительно, высказывание и восприятие критики — это одна из самых трудных глав в искусстве коммуникации. Помните Адама и Еву?

Так они проводили бесконечные часы
во взаимных обвинениях,
Но никто не осуждал самого себя.

Описание Мильтоном их изгнания из райского сада в поэме «Потерянный рай» может вызвать живой отклик у умудренных опытом руководителей. В процессе аттестации, когда каждый указывает на недостатки и промахи другого, легко скатиться до описанной у Мильтона перебранки, с ее взаимными обвинениями, нападением и защитой. Более того, в настоящее время больший упор делается на регулярные аттестации, предназначенные для оценки качества работы через определенные промежутки времени. Очень часто пособия по проведению аттестаций подчеркивают лишь формальные аспекты, то есть значение организации и упорядоченности, что на самом деле является естественным признаком хорошего лидера. Они игнорируют главные проблемы коммуникации в таких ситуациях и не обращают внимания на тот известный факт, что высказывание и восприятие критики — это один из самых трудных аспектов беседы.

Здесь я предлагаю сосредоточиться на чередовании критики и похвалы, этих драгоценных, но непрочных субстанций, которые могут создать или разрушить личность, коллектив и даже организацию. Более того, было бы ошибкой ограничивать их применение только формальной аттестацией: мы можем столкнуться с похвалой или критикой — в качестве субъектов или объектов — в любое время дня и ночи и в любом месте, от конференц-зала до ванной у себя в доме.

Хорошей книгу делает хороший читатель, и точно так же успех интервью определяет хороший интервьюируемый, или слушатель. Как сказано в Библии в Книге Притчей Соломоновых: «Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого — пятно себе. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя. Дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание». Таким образом, для настоящей похвалы и конструктивной критики очень важен и объект, на который они направлены.

Похвала предполагает коммуникацию, передающую позитивную оценку достоинств, мастерства или заслуги.

Для того чтобы иметь ценность, похвала должна быть скудной. Подобно золоту и алмазам, она обладает ценностью благодаря своей редкости. Слово критика когда-то было нейтральным, но теперь нейтральное значение сохранилось лишь в выражении «литературная критика». Это слово имеет греческие корни и в настоящее время используется в значении «обвинительного приговора», или негативной оценки. Тем не менее большинство людей чувствуют разницу между конструктивной и негативной критикой. Первая позитивна по своему тону и сопровождается практическими рекомендациями по исправлению недостатков.

Большая часть похвалы и критики направлена непосредственно на поведение, то есть на то, что человек делает, а не на то, какой он. С другой стороны, граница между «делать» и «быть» очень туманна: до определенной степени наши действия являются отражением нашего характера, а наш характер является побочным продуктом наших действий. Пословица утверждает, что «птица несет на себе крылья, и одновременно крылья несут на себе птицу». Тем не менее очень легко сделать ложные выводы о характере человека, наблюдая за его работой.

Поэтому существует общее правило: во время аттестации разговор должен ограничиваться поведением и тщательно избегать любого упоминания о характере. Однако у этого продиктованного здравым смыслом правила есть и очевидные исключения. Все мы нуждаемся в определенном балансе самоуважения.

Этот баланс все время меняется. Иногда мы уважаем собственное поведение или позицию, в другие моменты мы испытываем чувство вины и ненавидим себя, а иногда нас охватывает приступ жалости к себе. В те моменты, когда мы утрачиваем ощущение допустимого уровня самоуверенности, хороший руководитель или друг способны искусно и тактично восстановить нашу самооценку при помощи более реалистичного и ободряющего исследования нашего характера.

В других ситуациях, когда наше самоуважение грозит исчезнуть под лавиной тщеславия и самомнения, этими пороками, которые в конечном итоге убивают здравый смысл и разрушают взаимоотношения, спокойное слово любящего человека может восстановить сбалансированную оценку собственной значимости.

Существование сообщения между действием и бытием приводит к выводу о необходимости как можно плотнее закрыть между ними дверь, чтобы вы могли оценивать поведение человека и у него не складывалось бы ощущение, что тщательному анализу подвергается вся его жизнь и его личность. Более того, вы, подобно средневековым исповедникам, должны придерживаться принципа «не судите, и не судимы будете». Вы должны формулировать свои замечания таким образом, чтобы поддержать, восстановить или повысить самооценку человека, которая является самым ценным нашим имуществом.

Люди, являющиеся объектами похвалы, часто смущаются, не зная, как реагировать на похвалу. Некоторые специалисты по социальной психологии интерпретировали такую реакцию как свидетельство того, что люди чувствуют потенциальную опасность использования похвалы в целях манипуляции. Конечно, неловкость может быть признаком того, что человек, которого похвалили, видит стоящие за комплиментом фальшивые мотивы или неискренность. С другой стороны, смущение может быть просто проявлением скромности.

Скромность — это активный способ, которым достойный человек реагирует на похвалу других. Он соотносит услышанную похвалу с собственной оценкой. Если собеседник совершил ошибку и похвала необоснованна, тогда скромный человек вежливо поправит его, указав на реальные факты. Так, например, он может привлечь внимание к вкладу других людей в заслуживающие одобрения действия или в общий успех. Более того, тот, кто хвалит, и тот, кого хвалят, могут оперировать разными мерами. Таким образом, скромный человек, обладающий достаточным уровнем самоуважения, имеет естественную склонность отводить от себя похвалу — как громоотвод отводит молнию, направляя ее в землю, — чтобы она не оставалась у него в сознании. Наилучший способ добиться этого — разделить похвалу с другими.

Однако полностью отвергать похвалу тоже нескромно. Если точнее, это ложная скромность. Она ставит под сомнение правдивость слов собеседника, как бы обвиняя его во лжи и обмане. Она отрицает естественную социальную сущность нашего бытия: в жизни нужно благодарно принимать и щедро отдавать.

Ложная скромность принижает значение одного из естественных источников уважения и признательности в обществе. Кроме того, она фальшива и нереальна.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.