Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство просмотра






Покончим со стратегией. В результате какого-то процесса, проходящего под вашим контролем или делегированного другим людям — а возможно, комбинации этих двух вариантов, — документ или книга оказались на вашем столе, реальном или виртуальном. Как я уже говорил, письменный документ может быть любым, от факса или письма до журнала или книги. Ваш следующий тактический шаг — просмотреть материал, чтобы решить, сколько времени нужно выделить для его изучения.

Один из аспектов чтения — это искусство координации движения глаз со значением прочитанного. Другой необходимый навык — точное определение того, что нужно читать и насколько внимательно. Как напоминал нам Ф. Бэкон, «в некоторых книгах нужно читать лишь отдельные части, другие следует читать полностью, но не очень внимательно, а некоторые должны читаться от корки до корки, со всем усердием и вниманием». Искусство изменения скорости чтения и приспособления ее к материалу можно назвать искусством просмотра.

Просмотр предполагает быстрый взгляд на текст, чтобы можно было ухватить его суть. Это должен быть широкий, тщательный и методичный поиск, быстрый, но не поспешный. Festine lente — торопись медленно. Просмотр также предполагает интенсивную и совсем не поверхностную оценку. Она занимает некоторое время, но еще больше времени экономит.

Это передвижение от пункта к пункту позволяет вам получить общую картину. Возможно, после этого вам понадобится тщательно изучить определенные разделы текста. При этом ваше направленное внимание — основа эффективного чтения и эффективного слушания — теперь фокусируется на узком участке:

  • подготовьтесь, просмотрев содержание интересующего вас фрагмента — изучите название, подзаголовки, иллюстрации и определите, какую цель ставил перед собой автор;
  • взгляните на замысел автора — структурный план или метод, которым он пользовался, — а также на содержание, длину глав, приложения и примечания;
  • возьмите для пробы несколько абзацев, чтобы оценить качество текста — насыщенность мыслями, тон, ясность, «правдоподобие»;
  • просмотрите (если ваш интерес сохранился) выбранные части, более внимательно следя за аргументацией или развитием темы — при помощи ключевых абзацев, предложений или слов;
  • выработайте подходящую скорость чтения при помощи длинных ритмичных движений глаз, как горизонтальных, так и вертикальных;
  • более внимательно изучите особенно заинтересовавшие вас разделы или положения; при необходимости прочтите их еще раз.

Для того чтобы все эти ваши действия были более эффективными, забудьте о двух правилах, к которым нас приучали с самого детства. Вот эти правила:

  • обязательно начинайте читать с самого начала и читайте все до конца;
  • всегда передвигайте взгляд слева направо вдоль строки (как пишущая машинка).

Эти правила хороши для тех, кто только учится читать, но они становятся препятствием для человека, который стремится совершенствовать свое искусство просмотра.

Основная опасность просмотра заключается в том, что скорость может привести к постепенной утрате контроля. Главная задача читателя, как и слушателя, заключается в том, чтобы понять смысл того, что говорит другой человек. Эта задача может быть легкой или почти невыполнимой — все зависит от способностей автора. Поэтому следует часто останавливаться и проверять себя. Правильно ли я понимаю смысл? Что действительно хочет сказать автор? Если просматривать текст слишком быстро, можно легко «пропустить поворот» и оказаться в «канаве» преступного невежества. «Вы должны были прочитать мое письмо более внимательно…» — такую эпитафию можно предложить вашим перспективам продвижения по службе.

Иногда свободному просмотру мешает второе правило: укоренившееся ощущение, что правильное чтение предполагает, что глаза должны двигаться слева направо на каждой строчке текста. Освободив себя от бездумного выполнения этого правила, мы получаем возможность выработать привычку длинных ритмичных движений глазами, спускаясь по вертикали по центру страницы. Кроме того, можно научиться затрачивать еще меньше времени, охватывая одним взглядом всю страницу, — французы называют этот прием coup d'oeil.

Помогают таким движениям глаз поля текста, играя роль рамки. И действительно, каждую страницу или раздел можно представить себе как отдельную картинку. Отдельные слова подобны кирпичикам: значение имеет лишь написанное на стене сообщение.

И последнее — во время чтения вы должны по-деловому относиться к своему занятию. Отношение к лежащему перед вами докладу, статье или книге должно быть позитивным и одновременно уважительным. Это напоминает мне времена, когда я работал на рыболовецком судне, промышлявшем рыбу в открытом море. У палубного матроса на траулере, в обязанности которого входит потрошить рыбу, нет времени на морскую болезнь. Точно так же при чтении ваш «мысленный нож» должен вспарывать книгу или доклад, отделяя предложение или абзац, которые являются «бьющимся сердцем» документа. Метафора о быстром и умелом «выпускании кишок» из книги может показаться вам неприятной, но в этом состоит реальность мира чтения, где книги, доклады или статьи падают на палубу непрерывным потоком.

Таким образом, мы должны раз и навсегда избавиться от мысли, что читатель обязан прочесть каждое слово лежащего перед ним печатного издания.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: ВНИМАТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

Точно ли вы знаете, для чего вам нужно прочесть данный документ с oопределенной степенью интереса и внимания? Да Нет
Есть ли у вас определенные вопросы, на которые вы ищете ответ? Да Нет
Верные ли это вопросы? Да Нет
Постоянно ли вы задаете себе вопросы о прочитанном, чтобы не отвлекаться от его содержания? Да Нет
Ищете ли вы основные мысли? Можете ли вы указать основную мысль каждой главы, а также основные мысли каждого раздела и абзаца? Да Нет
Подвергаете ли вы критической оценке доказательства, пояснения, примеры и другие факторы, которые служат основой для выводов автора? Да Нет
Есть ли у вас удобные методы делать пометки или записывать то, чему вы научились или что можете использовать? Да Нет
Сопоставляете ли вы опыт автора со своим собственным? Если да, то прибавляет ли ваш опыт веса выводам автора? Да Нет
Стоит ли что-либо перечесть еще раз (теперь или через некоторое время)? Да Нет
Буду ли я с кем-нибудь обсуждать прочитанное? (С кем? Зачем? Когда? Как? Что?) Да Нет





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.