Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Быстрое чтение






Чтение — это искусство, которому мы обучаемся медленно и не без труда. Некоторым людям это дается еще труднее, что вызвано отклонением в развитии, которое получило название дислексии. Суть его — в нарушении обработки последовательности написанных или напечатанных слов. Это некий эквивалент глухоты или дальтонизма, но только по отношению к чтению. При квалифицированном обучении и настойчивости эти люди, которые часто обладают высоким интеллектом, могут достигать значительных успехов и даже преодолевать этот свой недостаток. Однако это действительно серьезный дефект.

Ребенок начинает читать медленно и вслух, потому что ему требуется принимать сознательное решение относительно каждого слова. По мере того как он узнает больше слов, скорость чтения у него возрастает. При этом отпадает необходимость в произнесении слов вслух, чтобы распознать их.

Способность читать «про себя» — это естественный кульминационный пункт искусства чтения, причем встречается эта способность довольно редко. В древние времена немногие грамотные люди читали про себя, и они, вполне вероятно, вообще не могли читать, не произнося слов. В пятом веке блаженный Августин выражал свое восхищение святым Амвросием, епископом Медиоланским, который, по его наблюдениям, мог читать, не двигая губами: «Его глаз скользил по страницам… но его голос и язык отдыхали».

Один из распространенных признаков медленного чтения — это сохранение у взрослых людей привычки шевелить губами или движений горла — как у чревовещателя. Проверить это несложно: коснитесь пальцем адамова яблока и посмотрите, двигается ли оно при чтении «про себя». Для тех, кто все еще проговаривает слова, учебный курс по технике чтения может оказаться полезным.

Средняя скорость чтения образованного европейца без потери смысла и внятного произношения составляет 200—250 слов в минуту при условии, что читаемый текст относительно прост — скажем, роман. Эта скорость достигается ребенком со средним уровнем способностей примерно к тринадцати годам. Выпускник университета в среднем читает со скоростью 300—500 слов в минуту, а скорость чтения некоторых феноменов приближается к 1000 слов в минуту.

В Гарвардском университете несколько десятилетий назад для увеличения скорости чтения были разработаны различные средства: вспыхивающие экраны прибора со страшным названием тахистоскоп, скользящие вниз по строчкам книги шторки, передвигающиеся на экране с различной скоростью тексты, тщательно подобранные упражнения. Эти поточные методы выглядят слишком научными. В их основе лежит теория, что при чтении наши глаза совершают пять-шесть горизонтальных движений вдоль строки. Школа скорочтения считала, что секрет состоит в том, чтобы научить глаза воспринимать всю строчку целиком. Разнообразные упражнения и приспособления, перечисленные выше, разработаны для того, чтобы выработать у читателя эту привычку.

Лично мне этот совет не кажется очень полезным. Как только я начинаю следить за движением глаз, то сразу же забываю смысл прочитанного. Я предлагаю другое: расслабить глазные мышцы, забыть о движениях глаз и позволить взгляду легко и свободно скользить по строке, как коса по длинным стеблям травы.

Скорость чтения проверить легко: выберите отрывок прозы и прочтите его, отметив время. Однако одновременно следует проверить, понимаете ли вы прочитанное. Если материал относительно сложен для понимания, например статья в «качественной» газете, — вы должны читать его со скоростью не менее 300 слов в минуту. Арнольд Беннет оценивал скорость литературного критика примерно в восемь слов в секунду, то есть 480 слов в минуту. Один ирландский профессор — вне всякого сомнения, тренировавшийся с помощью ирландского виски, — утверждал, что читает со скоростью 4200 слов в минуту. Если вы читаете гораздо медленнее, то вам порекомендуют курсы скорочтения или тахистоскоп. Возможно, вы предпочтете одну из многочисленных книг для самостоятельных занятий. Однако если речь идет лишь о совершенствовании навыков, то все дело в практике. После того как наши привычки чтения сформировались, изменить их уже сложно. Поэтому мы очень многим обязаны тем, кто учит нас читать молча, быстро и с пониманием, когда мы еще пребываем в юном возрасте.

«Я читаю не быстро, — говорил Айзек Азимов. — Я быстро понимаю». Сама по себе скорость чтения вам не очень-то поможет. Дело в том, что на определенном этапе вы перестаете понимать, а значит, и воспринимать прочитанное.

В ДВУХ СЛОВАХ Я занимался на курсах скорочтения, где меня учили скользить взглядом по центру страницы, и смог прочитать «Войну и мир» за двадцать минут. Это о России. Вуди Аллен

Нельзя также сказать, что достоинство медленного чтения заключается в более глубоком понимании. Паскаль писал: «Когда мы читаем слишком быстро или слишком медленно, мы ничего не понимаем».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.