Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Составление эффективных докладов






Первый шаг заключается в том, чтобы определить, должен ли доклад быть самостоятельным документом или играть вспомогательную роль по отношению к любого рода устной коммуникации — беседе, лекции или брифингу. В последнем случае он может представлять собой предварительный документ или презентацию, которые представляются небольшому комитету, а за тем выносятся на общее собрание. При этом функции доклада в большей степени напоминают функции памятной записки. Если ситуация позволяет, нужно выбирал, именно это сочетание письменного документа и устной коммуникации — особенно если главным результатом должно стать действие.

Ваш доклад должен начинаться со вступления, которое сообщает о целях и задачах документа. Цели и задачи также должны быть отражены в названии доклада. Формат доклада должен включать в себя — как у книги в миниатюре — имя автора и дату составления. Основная часть, содержащая информацию, факты доказательства и рассуждения, должна быть сжатой, ясной и организованной в строгом порядке, с разбиением на главы, с заголовками сбоку текста и пронумерованными параграфами. Заключение не должно оставлять у читателя сомнений в выводах и рекомендациях автора.

Ваши ключевые положения должны быть помещены в наиболее подходящие места, а трудные или специальные термины всегда сопровождаться пояснениями. Иллюстрации, которые должны отвечать всем требованиям, предъявляемым к наглядным пособиям, помогут сэкономить время и место, однако сложные вспомогательные данные следует приводить в виде приложений в конце документа. Минимальные требования к стилю не отличаются от тех, которые предъявляются к письмам и другим видам деловой документации. Помимо всего прочего, доклад должен выполнять поставленную задачу при помощи минимального количества слов, и особенно в тех случаях, когда слово письменное используется в сочетании с устным.

КРАТКОСТЬ Чтобы хорошо делать свою работу, нам приходится читать массу бумаг. Почти все они слишком длинны. Это приводит к потере времени, в то время как требуется сохранить силы для поиска главного. Я попросил своих коллег и их персонал следить, чтобы их доклады были короче. 1. Цель — составление такого доклада, в котором основные положения изложены в последовательности коротких и сжатых абзацев. 2. Если в основе доклада лежит подробный анализ неких сложных данных или статистической информации, эти данные должны быть приведены в приложении. 3. Часто наиболее подходящим является не полный доклад, а памятка, состоящая только из заголовков, содержание которых может быть при необходимости раскрыто в устном виде. 4. Давайте откажемся от таких фраз, как: «также важно принимать во внимание следующие соображения…» или «следует обратить внимание на возможность учета…». Большинство подобных фраз представляет собой просто «воду», которую можно либо опустить, либо заменить одним-единственным словом. Не стоит отказываться от использования образных выражений, даже если они являются разговорными. Полагаю, что немногословные доклады поначалу могут показаться шероховатыми по сравнению с гладкими бюрократическими фразами, но они значительно экономят время, а необходимая дисциплина, требующаяся для краткого изложения, помогает ясности мышления. Уинстон Черчилль, 9 августа 1940 года

Разумеется, чтобы удовлетворить требования Черчилля к краткости, требуется упорная работа и соответствующий навык. Длинные и усложненные доклады составлять гораздо проще. Простота чтения усложняет написание. Более того, ложная маркетинговая доктрина способна убедить нас, что толстая пачка бумаги, пышные фразы и непонятные диаграммы могут каким-то образом подчеркнуть важность обсуждаемого предмета и значение сделанных выводов.

Требования к письменному языку и принятые условности в нем действительно отличаются от соответствующих норм устной речи. Но вы должны стараться разговаривать с читателем так, как будто он сидит напротив вас. Попытайтесь прочесть вслух то, что вы написали, и оцените, как это звучит. Помните, что ваша цель не должна состоять в том, чтобы писать на литературном языке (во всяком случае, в нашем контексте), а также не обращайтесь к университетской аудитории.

Вы пишете для того, чтобы вас поняли, и составляете документ именно вы, а не кто-то другой. «Используйте тот язык, который вам подходит, — писал Р. В. Эмерсон, американский эссеист, поэт и философ, — все равно вы не сможете выразить ничего, кроме самого себя».

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: БУДЕТ ЛИ ВАШ ДОКЛАД ЭФФЕКТИВНЫМ?

СТРУКТУРА И ПЛАН    
Является ли титульный лист полным и хорошо скомпонованным? Да Нет
Ясен ли план доклада и легко ли его придерживаться? Да Нет
Не пропущена ли какая-то важная часть? Да Нет
Расположены ли основные части доклада в наиболее удобном порядке? Да Нет
Выделены ли заголовки? Да Нет
Одинакова ли нумерация параграфов? Да Нет
Понятны и полезны ли приложения? Да Нет
СОДЕРЖАНИЕ Да Нет
Содержит ли резюме (если таковое имеется) основную суть доклада? Да Нет
Ясно ли отражены во введении: Предмет и цель доклада?   Дата проведения изысканий?   Кем был составлен доклад?   Для кого был написан доклад?   Границы применимости доклада? Да Нет
Да Нет
Да Нет
Да Нет
Да Нет
Содержит ли основная часть доклада только необходимые факты, без какой-либо необязательной информации? Да Нет
Правильна ли последовательность изложения в основной части доклада? Да Нет
Четно ли очерчена проблема? Да Нет
Заслоняют ли детали основную мысль? Да Нет
Точно ли указаны источники данных? Да Нет
Логичны ли выводы, сделанные на основе приведенных фактов и их интерпретации? Да Нет
Пропущены ли без всякой причины возможные решения? Да Нет
Удачны ли используемые термины, аббревиатуры и символы и совместимы ли они? Да Нет
Есть ли в докладе утверждения, смысл которых не вполне ясен? Да Нет
Точны ли факты, цифры и вычисления? Да Нет
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
Объективен ли доклад? Да Нет
Можно ли подвергнуть критике содержащиеся в докладе рекомендации? Да Нет
Является ли доклад эффективным и деловым и оставляет ли он хорошее впечатление? Да Нет
Может ли неспециалист, имеющий прямое или косвенное отношение к докладу, понять его? Да Нет
Могут ли кого-то обидеть содержащиеся в докладе положения? Да Нет
Является ли доклад позитивным и конструктивным? Да Нет
Дает ли доклад ясное представление о том. какое решение (если оно необходимо) и кем должно быть принято? Да Нет
         





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.