Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек-невидимка






Уильям Болтон предложил мне сесть рядом с ним на обеде в честь окончания курса. Он был проректором медицинского института и ученым-медиком, а я читал курс лекций, посвященных лидерству, для глав факультетов и руководителей университетов региона в стенах его университета.
«Нет, я не допускаю, чтобы люди приходили ко мне без предварительной договоренности. — рассказывал он мне. — Точно так же я не посещаю подразделения, не известив их заранее. Я убежден, что должная дистанция между мной и подчиненными создает атмосферу уважения. Фамильярность приводит к неуважению».
«А как насчет коммуникации? — спросил я. — Разве ваша политика дистанцирования не затрудняет ее?»
«Вовсе нет, — ответил он. — Мой секретарь держит меня в курсе всего происходящего. Более того, я считаю, что информация — это власть. Если вы делитесь информацией с другими, вы теряете власть. Я единственный, кто знает общую картину, и мне это нравится. Вы помните, почему британцам так долго удавалось владычествовать над Индией? Потому что они действовали по принципу «разделяй и властвуй», и я поступаю точно так же!», — усмехнувшись, добавил он.
На следующее утро один из руководителей факультетов говорил мне за завтраком, насколько необычно было для него увидеть проректора, не говоря уже о том, чтобы побеседовать с ним. «За два года моего пребывания здесь я говорил с ним всего один раз, — добавил он. — Мы называем его человеком-невидимкой. Подозреваю, что он посвящает все свое время национальным исследовательским ассоциациям и комитетам. Нет, он определенно не общается с нами, если не считать письма всем главам факультетов, которые он рассылает один раз в семестр, если не очень занят».

Уильям Болтон нарушает первый и самый главный принцип коммуникации, а именно: для осуществления коммуникации вы должны вступить в социальный контакт с другим человеком или людьми. Нет никакого смысла посылать его на курсы совершенствования навыков коммуникации или предлагать ему эту книгу. Его проблема фундаментальнее. Он не ХОЧЕТ общаться.

Вы можете подумать, что я выбрал крайний случай, но в истории Уильяма Болтона нет ни капли вымысла. Она раскрывает перед нами суть проблемы. Основа достижения эффективной коммуникации — это горячее желание. Если вы не стремитесь к хорошей коммуникации, нет смысла читать дальше.

Но разве нет никакого способа помочь Уильяму Болтону? Увы, его время уже ушло — вскоре после нашей встречи он вышел на пенсию. Но для вас еще не все потеряно. Если в этом человеке вы увидели себя и если вы хотите измениться, то вам необходимо вернуться к истокам и сменить свои подсознательные установки относительно самой природы лидерства и управления. Болтон играл роль стратегического лидера, но на самом деле он не был лидером.

Один из самых интересных результатов исследований лидерства относится к способности лидера свободно говорить и писать. Владение языком — это ключевой фактор лидерства. Как говорил Дизраэли, «при помощи слов мы управляем людьми».

Авраам Линкольн приобрел известность благодаря своей простой и эффективной речи. У него был врожденный дар к устной и письменной речи, даже несмотря на то, что он не получил хорошего образования. В кембриджской «Истории американской литературы» об Аврааме Линкольне сказано следующее: «К главенствующему положению в партии в 1860 году Линкольна привела не его политика и не его действия, а его манера выражать свои мысли. В каждой революции есть момент, когда возглавить ее может человек, способный сформулировать ее».

Представление о том. что дистанцирование от людей создает ауру властности, харизму, порождающую благоговение, страх и уважение, впервые появилось в древней империи персов. Оно привело к изобретению сложных монархических ритуалов, придуманных для того, чтобы придать обыкновенным смертным мистические качества богов. Главным в этих ритуалах была строгая регламентация внешности монарха. Уильям Болтон, сам не осознавая того, равнялся на персидских царей и их наследников.

Однако эта идея противоречила греческому понятию харизмы. Греки рассматривали талант лидера как дар богов, развитый при помощи образования. Они считали, что лидер должен быть лучше их — восприятие превосходства — и в то же время одним из них: primus inter pares, или первый среди равных.

Воплощением этого представления древних греков о лидере был Александр Великий, который трудился, сражался, спал, ел, совершал переходы и переносил лишения вместе со своими воинами. Для греков — считавших всех людей свободными и равными — идея персов о дистанции между лидером и народом, позволявшей почитать первого как бога, противоречила всей системе их ценностей.

А как быть с представлением Уильяма Болтона о том, что фамильярность порождает неуважение? Это действительно так. Однако можно быть с людьми и в то же время избегать фамильярности — в уничижительном значении этого слова. Роль лидера, например, сама по себе создает определенную психологическую дистанцию независимо от степени физической близости. Более того, лидерство предполагает риск. Что лучше: рискнуть показаться фамильярным или быть приговоренным к отстраненности со всеми ее опасностями для процесса коммуникации?

Во время Второй мировой войны в Ливийской пустыне Уинстон Черчилль как-то раз пригласил генерала Окинлека на прогулку и спросил его, почему он не покидает своей ставки и мало времени проводит в войсках. «Господин премьер-министр, у меня нет на это времени, — ответил Окинлек. — Кроме того, я убежден, что фамильярность рождает неуважение». Черчилль задумался на мгновение, усмехнулся и ответил: «Мой опыт подсказывает, генерал, что без фамильярности вообще невозможно ничего породить!» Вскоре после этого Окинлек был заменен генералом Монтгомери, который стремился наладить хорошую коммуникацию со своими солдатами».

Обратите также внимание на посылку, или убеждение, Болтона, что информация есть власть. Его стратегия сохранения власти базировалась на том, что он не делился информацией.

Другими словами, у него была причина не хотеть коммуникации. Вполне возможно, что вы разделяете — даже подсознательно — рассуждения Болтона и именно в этом состоит препятствие к эффективной коммуникации. Но вам не следует забывать о том, что ваша власть никогда не будет такой сильной, как в те моменты, когда вы уступаете ее. Лучший способ вдохновить других — это поделиться властью и полномочиями (в зависимости от вашей общей ответственности) для принятия решений и действия.

Будучи лидером, вы должны как можно чаще выходить из своего кабинета. Поручите другим возможно большую часть бумажной работы. Адмирал Нельсон еще до завтрака освобождал свой стол от бумаг и корреспонденции, чтобы весь остальной день быть свободным и иметь возможность руководить, принимать решения и участвовать в процессе коммуникации. Находитесь там, где делается дело. Встречайтесь с людьми и выслушивайте их мнение. Делитесь с ними видением общей картины — это обеспечит им жизненно важный контекст и позволит понять, на что направлены их старания и усилия. Ободряйте их, потому что поощрение — это кислород для человеческого духа.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.