Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взгляд сверху






Одно из основных отличий между лидерами и менеджерами заключается в том, что лидеры более заметны. Поэтому лидер имеет возможность побуждать, поощрять и даже воодушевлять людей, если того требует ситуация. И находиться там, где он нужен.

Таким образом, в качестве лидера вы должны быть отстраненными и одновременно готовыми вмешаться в случае необходимости. Под понятием «отстраненный» я не имею в виду безразличие или физическое отсутствие. На самом деле важно — я уже подчеркивал это, — чтобы вы оставались в тесном контакте с людьми. Именно в этом кроется настоящая причина того, почему вам следует выходить из своего кабинета или — еще лучше — вообще не иметь кабинета в традиционном понимании этого слова.

Зачем вам «ходить на работу» или встречаться с теми, кто ее выполняет? Худший вариант, когда это делается ради видимости — своего рода рекламная акция — или потому, что вы купили модный костюм. Руководитель высшего звена, без определенной цели слоняющийся по предприятию, может быть неэффективным и контрпродуктивным.

Руководитель крупной инжиниринговой компании Артур Гендерсон прежде был финансовым директором компании. Бухгалтер по профессии, он был убежден, что бизнесом можно управлять при помощи финансовых смет. Однако его новый начальник отдела кадров убедил его, что нужно появляться на производстве.

Работникам поначалу было приятно видеть его. Он поболтал со служащим о воскресном матче в гольф, поделился планами перевести всех в офис с открытой планировкой, к которым все отнеслись без всякого энтузиазма. С рабочими на производстве он обсудил успехи местной футбольной команды, а затем остановился рядом с занятым водителем погрузчика и перекинулся с ним несколькими фразами. «У вас есть ко мне вопросы?» — спросил он в конце разговора. «Да, — ответил водитель. — Кто вы, черт побери, такой?»

Группа руководителей высокого ранга приняла решение совершить недельную экскурсию на один из головных заводов японской автомобильной фирмы «Тойота». Во время встречи с главой компании один из них спросил: «Можете ли вы объяснить нам, почему столько времени вы проводите за пределами своего кабинета? В нашей стране у нас так много бумажной работы, что мы просто не имеем такой возможности».

«Леди и джентльмены, — ответил президент компании «Тойота», — это очень просто. Мы не производим автомобили «Тойота» в моем кабинете».

Руководитель «Тойоты» ближе к истине, чем Артур Гендерсон из приведенного выше примера. Как лидер вы должны держать в поле зрения все три области — ЗАДАЧУ, КОЛЛЕКТИВ и ИНДИВИДУУМА, а также видеть, как они взаимодействуют друг с другом.

Рис. 9.4. Взгляд лидера сверху Взгляд лидера сверху в достаточной степени издалека, чтобы поддерживать взаимодействие трех областей, не слишком близко, чтобы не застрять на одной из областей.

Заключение

Разумеется, было бы большой ошибкой рассматривать лидера только как человека, который мотивирует других. Лидерство также подразумевает указание направления движения в эпоху перемен. Оно связано с формированием коллективов.

Точно так же мотивацию нельзя приравнивать к предвидению и воодушевлению, хотя и эти функции играют отведенную им роль. Хорошим лидером можно стать только при условии концентрации на всех трех областях. Выполняйте основные функции лидерства осознанно, с соответствующим пониманием и умением.

По возможности делитесь ответственностью принятия решений. В эффективной мотивации ничто не может сравниться с воодушевлением — воодушевление преображает все действия хорошего лидера.

ГЛАВА 10. ВООДУШЕВЛЕНИЕ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ

В своей книге «Проблемы лидерства» (1987) американцы Джеймс Каузес и Барри Познер выделили пять признаков, которые отличают настоящих лидеров.

  • Лидеры бросают вызов процессу. Лидеры изыскивают возможности. Они экспериментируют и идут на риск, постоянно побуждая других людей превышать собственные возможности.
  • Лидеры формируют общие взгляды. Лидеры предвидят возможное будущее и убеждают людей двигаться вместе с ними в этом направлении.
  • Лидеры побуждают других к действию. Лидеры придают силы другим и укрепляют сотрудничество.
  • Лидеры являются образцом для подражания. Они подают другим пример своим собственным поведением и планируют промежуточные победы, чтобы стимулировать движение.
  • Лидеры поднимают дух. Лидеры ценят и уважают вклад каждого и радуются успеху всего коллектива.

Обратите внимание, как часто слово «вдохновлять» появляется в наше время в различных дискуссиях, причем не только в контексте необходимости лидерства. Это слово легко произнести, правда? Но удается ли вам это сделать? Можете ли вы на самом деле вдохновить других? Является ли это качество присущим прирожденному лидеру? Не подлежит сомнению, что способность вдохновлять других можно сравнить с горой Эверест в области мотивации. Способны ли вы взобраться на эту гору?

Я не могу ответить на эти вопросы за вас. Однако для того, чтобы помочь вам разобраться в них, в этой главе кратко описано все, что мы подразумеваем под вдохновением. Это, как минимум, помешает слову вдохновение стать в один ряд с устаревшими и забытыми терминами вышедших из употребления теорий управления.

Как утверждает итальянская пословица, «если вам нужна чистая вода, идите к источнику». Поэтому стоит обратить внимание на происхождение самого слова «вдохновение». В буквальном смысле оно связано с глаголом «вдыхать» — от латинского слова spiritus. Древние говорили, что дыхание есть жизнь. Доказательство этому можно найти в библейской истории Творения: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою».

На иврите слово «Бог», воплощавшее в себе духовную силу, совпадало со словом, обозначавшим ветер пустыни. Смысл этого заключался в том, что дух, или дыхание Господа, мог вдыхаться в людей, таких, как цари и пророки Израиля. В одном из христианских гимнов эта метафора предстает в виде молитвы, когда верующий просит Господа вдохнуть в него новую жизнь.

Обратите внимание, что в этих представлениях мужчины и женщины обладали душой, которую можно в определенном смысле сравнить с радиоприемником.

Другими словами, люди — одни в большей степени, а другие в меньшей — способны вдохновляться Святым Духом. Однако наши души — это не просто воздушные шарики или флюгеры. Хорошо это или плохо, но они живут своей активной жизнью.

В настоящее время мы привыкли разделять в человеческом существе разум и тело, причем мы считаем, что разум целиком и полностью является функцией или проявлением деятельности человеческого мозга.

Однако в обычной жизни, освященной культурными традициями, мы по-прежнему распределяем некоторые функции мозга по всему телу. Сердце, например, считается вместилищем чувств (в древнем Израиле считалось, что они сосредоточены в кишечнике или желудке). Так мы можем говорить, что руководитель «нутром чует» ситуацию. Кроме того, мы продолжаем использовать понятие духа по отношению к отдельным людям, коллективам и организациям. Дух предполагает:

  • активную или важную движущую силу в человеке,
  • определенный характер, нрав или склонность, которые присутствуют в человеке или в группе, проникают в них или оживляют их,
  • настроение, чувство или образ мыслей, которые присутствуют во всех размышлениях, взглядах или действиях,
  • что человек, коллектив или организация рассматриваются по отношению к их характеру или склонности,
  • основные характеристики или качества человека или группы, которые определяют его духовные принципы.

Теперь мы можем понять, почему, по выражению лорда Слима, лидерство относится к духовной сфере. Несмотря на то, что наша мотивация в значительной степени прямо или косвенно определяется нашим телом и его потребностями, в еще большей степени на нее влияет наш дух.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.