Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дисциплина времени






Определение времени в среде коммерсантов «время — деньги» зародилось, по-видимому, в среде итальянских купцов в конце Средних веков. Оно было тесно связано с религиозными представлениями, прививаемыми церковью, и усилено появлением угрозы приближающейся смерти. Лишь немногие люди доживали до конца естественного срока жизни человека — семидесяти лет.

Черная оспа унесла от одной четверти до одной трети населения Европы в век, когда появились первые механические часы. Жизнь была коротка и неопределенна: смерть стояла за плечом каждого человека. Поэтому отпущенное время необходимо было использовать сполна.

Леон Альберти, чья корреспонденция сохранилась до наших дней, был компаньоном в фирме итальянских купцов в начале XV в. Из этих писем можно сделать вывод, что молодого Альберти следует считать пионером в современном подходе к управлению временем. Он писал: «Каждое утро, когда я встаю, первое, что я делаю, это думаю про себя: «Что я должен сделать сегодня?» У меня так много дел: я должен все их перечесть, обдумать каждое из них и каждому я должен уделить соответствующее время. — Далее он продолжал: — Я предпочел бы лучше потерять ощущение сна, чем ощущение времени, то есть такого правильного восприятия времени, когда будет делаться все то, что должно быть сделано». Сон, еда и другие подобные дела могут быть отложены на завтра, но только не дела бизнеса, которые запланированы на сегодня. Альберти обращался к самому себе: «Сохранять время, подчеркивать значение времени, посвящать его делам и никогда не терять ни одного часа времени». С воодушевлением человека, которому удалось увидеть мельком великую истину, он заключает: «Тот, кто знает только, как не потерять время, тот ничего не сможет сделать; но тот, кто знает, как использовать время с пользой, будет хозяином положения в любом деле, за которое он возьмется».

Английские пуританские проповедники, в частности, дали практические инструкции, написанные ясным языком для своих прихожан по вопросам того, как сберегать время и как использовать его. Например, они пропагандировали ведение журналов или ежедневников, чтобы прихожане могли ежедневно контролировать себя, и таким образом способствовали зарождению практического инструмента по управлению временем. Они призывали планировать время каждый день. Светские пуритане внимательно слушали и следовали рекомендациям этих проповедей. Например, сэр Мэтью Хэйл, пуританский судья в Англии времен Реставрации (1660-е годы), ввел в привычку ежедневно после приема посетителей составлять подробный план работы на день вперед.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что протестанты положили начало промышленному производству часов, особенно во Франции и Швейцарии. Там, где люди когда-то полагались на крики ночных сторожей, мерно звонящих церковных колоколов или на звон курантов башенных часов на рыночной площади, теперь они могли наблюдать время в своем доме или на своей собственной персоне. Однако жизнь светского общества не может быть устроена по образу и подобию монастырской общины. Время становилось все более персональным.

Все виды человеческой деятельности, которые зависят от встреч и расставаний людей, теперь могли быть упорядочены с помощью часов. Генералы могли согласовать во времени перемещение больших войсковых соединений; железные дороги смогли пропускать поезда в соответствии с новыми, более усложненными расписаниями. Ни один из этих видов деятельности не был возможен ранее без повсеместного использования часов и наблюдения за процессами выполнения операций.

«Помните, что время — деньги», — писал Бенджамин Франклин в своей книге «Совет молодому торговцу» (1745). В 1723 году молодой Франклин ушел от своих родителей-пуритан в новую Англию, но перед тем как уйти, он хорошо усвоил такие пуританские качества, как бережливость, трудолюбие и добросовестность. Сыновья и внуки пуритан, дышавшие более светским воздухом восемнадцатого столетия, не отказались от принципов управления временем. Они только поменяли цели. Вместо победы и торжества бога в этом и загробном мире они поставили вполне земные цели стремления к богатству, здоровью и счастью. «Любите ли вы жизнь? — спрашивал Франклин. — Тогда не расточайте время, поскольку время — это тот самый материал, из которого соткана жизнь».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.