Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнение 13






Назовите трех лидеров, с которыми вам пришлось работать.

Выставьте им оценку как лидерам: хорошо, удовлетворительно или плохо.

Теперь укажите три основные характеристики каждого из них.

Из получившихся девяти характеристик выберите две, которые повлияли на ваши собственные взгляды.

Нередко о лидерстве можно больше узнать от плохого лидера, чем от хорошего, — так сказать, учиться на отрицательном примере. Хорошее лидерство часто немногословно и скромно, и вы практически не замечаете его, но плохое лидерство всегда кричит о себе. Вы обязательно заметите недостаток внимания и понимания, равнодушие, стремление избежать перемен, невыполнение своих функций, чрезмерную уступчивость и другие недостатки.

Постарайтесь быть объективным, как ученый, и оценить влияние этих недостатков на себя и на весь коллектив в трех ключевых областях. Возможно, вы обнаружите, что — по выражению председателя совета директоров «Дейви Интернэшнл» Джона Бакли — «практически не существует предела неэффективности работника или коллектива при условии отсутствия поддержки».

Если вам повезло, вы работаете с лидерами, которые воплощают в себе если не все, то большинство принципов, изложенных в этой книге. Если вам повезло еще больше, лидер является одновременно вашим наставником, или ментором.

Само слово «ментор» происходит от греческого имени Ментор — так звали учителя, которому царь Одиссей поручил воспитывать своего сына Телемака, когда отправлялся на Троянскую войну. С тех пор это имя стало нарицательным и обозначает наставника и учителя. Многие руководители в самом начале своей карьеры испытали влияние таких наставников.

Эндрю Карнеги многим обязан своему начальнику, Томасу А. Скотту. Глава восточного отделения Пенсильванской железной дороги сумел распознать у присланного к нему молодого телеграфиста талант и желание учиться. Возлагая на Карнеги все большую ответственность и давая возможность наблюдать и учиться, Скотт укрепил в молодом человеке уверенность в себе и сознание своего успеха. Скотт сам обладал сильным характером и уверенностью в себе, и поэтому его не пугала агрессивность Карнеги. Более того, он отдавал ей должное, поощряя инициативу молодого человека.

Вы можете сказать, что Карнеги повезло с начальником. Везение — в смысле событий или обстоятельств, которые либо помогают, либо мешают вам, — действительно играет определенную роль в карьере любого лидера. Так, например, если бы генерал Готт не погиб в авиационной катастрофе, Монтгомери не назначили бы на пост командующего восьмой армией. Было бы глупо не признавать роли счастливого случая. Это не очень удобный фактор, но он является неизбежным атрибутом жизни.

Как бы то ни было, если вы собираетесь стать эффективным лидером, вам нужно выработать позитивную политику по отношению к удаче. Худшая из всех стратегий — это надеяться на удачу. Приемлемой она может быть лишь в исключительных случаях, когда больше ничего не остается. Большая часть современной науки управления посвящена тому, чтобы сузить зону действия счастливого случая.

Маркетинговые исследования, например, предназначены для того, чтобы устранить элемент неопределенности в области производства и продажи товаров. Тот же самый принцип сужения зоны неопределенности можно приложить и к вашей карьере лидера. Как это сделать? До определенной степени вы сами творец своей удачи.

История инженера Майкла Мура — прекрасная иллюстрация этого принципа. Он не нашел возможности внедрить свое изобретение и основал собственную компанию.

Независимо от того, где представляются эти возможности, их отсутствие можно считать невезением. Если вы твердо вступите на дорогу лидерства, то научитесь различать их. Возможно, они свалятся на вас неожиданно, а возможно, за них нужно будет бороться.

БЫТЬ ГОТОВЫМ Иногда мне приходится слышать, как молодые люди цинично рассуждают о том, что продвижение по службе обычно является результатом счастливого случая. Это пассивная позиция, о которой я очень сожалею. Было бы лицемерием говорить, что удача — оказаться в нужном месте в нужное время — не играет никакой роли. Тем не менее, когда появляется благоприятная возможность, пусть даже случайно, человек должен быть готов к ней. В противном случае его триумф будет недолговечным. Непрерывный подъем на позиции превосходства часто сопряжен с тяжелым трудом, постоянным самосовершенствованием и верностью принципам. Однажды во время моего пребывания главой Белого дома я пригласил к себе помощника — необычайно компетентного работника и прекрасного человека — и предложил ему более ответственную и высокооплачиваемую должность. Я объяснил, что он будет относительно независим в своей работе и нести полную ответственность за принятые им решения. Он задумался на минуту, а потом ответил: «Нет, я не справлюсь. Я привык быть на вторых ролях — и мне кажется, что это у меня хорошо получается, — но я не руководитель. Я не подхожу для такой работы, и я не хочу ее». Такой ответ удивил меня, но я оценил честность этого человека. Более того, мир нуждается в тех, кто трудится на вторых, третьих, четвертых ролях, — причем каждый из них на своем уровне может быть превосходным работником. Однако я советую любому молодому человеку, имеющему амбиции, не спешить делать вывод об отсутствии у него качеств лидера. Мне часто приходилось видеть, как человек, сомневавшийся в своих способностях, оказывался на высоте положения и проявлял высокую эффективность, когда ему выпадал шанс. Дуайт Д. Эйзенхауэр

Чем глубже вы исследуете свою жизнь (так, как ученые исследуют природу), тем меньшая доля в вашей карьере остается на волю случая или удачи — если вы будете бескомпромиссно честными с собой. Одна из зрительниц, наблюдавших за соревнованиями по гольфу, сказала знаменитому игроку: «Какой удачный удар». Игрок повернулся к ней и ответил: «Мадам, чем больше я тренируюсь, тем удачнее становятся мои удары». Если вы упорно трудитесь над стоящей перед вами задачей — в данном случае лидерством. — благоприятные возможности будут притягиваться к вам как к магниту. Вашим девизом должен стать призыв: «Будь готов!» Когда Луи Пастера поздравляли со сделанным им случайным открытием, он ответил: «Удача благоволит к подготовленному уму». Поэтому секрет заключается в следующем: нужно упорно трудиться над развитием лидерства сегодня, а завтрашний день сам позаботится о себе. Не упускайте мелкие возможности, и крупные обязательно найдут дорогу к вам.

Вашу реакцию на высокий руководящий пост невозможно предсказать, пока вы не окажетесь в этой должности. Вы можете опустить ее до уровня своей некомпетентности или самим подняться до ее высот. Ваша эффективность будет зависеть от способности к самосовершенствованию. В процессе этой работы вам, возможно, придется пересмотреть свою оценку того, как высоко вы способны вскарабкаться на гору лидерства.

Кит в университете получил образование инженера-механика и начал работать в авиационной промышленности. Через несколько лет он обнаружил, что его интерес к людям — неменьший, чем к механизмам, — привел его на руководящие должности. Идея лидерства как основы управления не давала ему покоя. Он говорил, что «распоряжения получают люди, проекты выполняют люди, продукция выпускается машинами, которыми управляют люди, а предприятие строится и комплектуется людьми; другими словами, люди являются самым главным ресурсом в процессе создания материальных ценностей». В 35 лет после обучения и самостоятельных занятий он стал начальником производства — эта должность прежде для него являлась пределом мечтаний. Однако вскоре Кит понял, что ему нравится руководить, и после долгих размышлений принял предложение занять пост управляющего одним из канадских подразделений компании, занимавшимся выпуском авиационного оборудования. В настоящее время он поставил себе цель: к 45 годам занять пост руководителя крупного акционерного общества.

Ваша готовность посвятить то, что Пастер называл «терпеливыми исследованиями и последовательными усилиями», развитию своего потенциала лидерства в первую очередь зависит от вашей способности поддерживать огонь желания добиться успеха в области лидерства. Без высокой степени мотивации вы отступитесь при появлении первых же трудностей. Моцарт испытывал страстное желание сочинять и играть музыку, потому что был гениален в этой области. Если вы чувствуете, что лидерство является вашим призванием, вы должны развивать свой дар. В противном случае вы будете несчастны. Однако отчасти лидерство является следствием вашей приверженности идее. «Мне нужен такой капитан в красном мундире, — говорил Кромвель, — который знает, за что он сражается, и который любит то, что он знает». Ваша мотивация стать лидером может быть усилена, если вы найдете область деятельности, которая представляется вам интересной, сложной и полезной. Тогда вы проявите заражающую других приверженность своему делу.

Если вы достаточно хорошо мотивированы для лидерства и разработали программу самосовершенствования (которая может включать в себя помощь внешних обучающих консультантов), то для подготовки к поджидающим вас благоприятным возможностям необходимо заранее обдумать еще одну возможность — возможность неудачи. В своей практической деятельности вы обязательно столкнетесь с неудачей, поскольку большой успех невозможен без готовности работать на грани провала. Воспользовавшись моделью трех кругов, необходимо сделать все возможное для выявления причины неудачи. Может быть, искать ее нужно внутри вас или в обстоятельствах, над которыми вы не властны. В любом случае вы должны знать эту причину. Поэтому вы должны безжалостно проследить причину провала — как будто вы расследуете авиационную катастрофу. Вы не восстановите свою уверенность в себе, пока не поймете, что было сделано не так и кого в этом следует винить, себя самого или организацию.

Успех человека складывается из неудач, потому что человек экспериментирует и рискует каждый день, и чем больше он спотыкается, тем быстрее продвигается вперед… Мне говорили, что хорошим наездником считается не тот, кто никогда не падал. Наоборот — человек никогда не станет хорошим наездником, не упав с лошади; тогда его перестанет преследовать страх споткнуться, и он покажет все, на что способен.
Эмерсон

Таким образом, неудача может стать вашим лучшим учителем. Кроме того, она может научить вас такому ценному качеству, как скромность. Как сказал вице-президент одной американской компании: «У меня достаточно достижений, чтобы не впадать в отчаяние, и достаточно неудач, чтобы сохранить скромность».

Основные элементы самостоятельного развития лидерства:

1) знание принципов;

2) максимум практики;

3) обучение посредством обратной связи.

ЛИДЕРСТВО КАК УДОВОЛЬСТВИЕ Моя обязанность руководителя — управлять так, чтобы удовлетворить потребности дела, а также моих коллег и мои собственные. При этом я обязана следить, что мои подчиненные имеют возможность получать удовлетворение и радость от своей работы. Совершенно верно — радость. Трудные задачи обычно не предполагают удовольствия и радости, но когда работа не приносит радости, нужно серьезно задуматься, способны ли вы справиться с ней. Сегодня от руководителя также требуется чувство юмора. Наибольшее удовлетворение от руководства коллективом я получала в тех случаях, когда задача была действительно трудной, но я чувствовала серьезную поддержку и энтузиазм своих сотрудников. Я убеждена, что усилия, которые прилагал каждый член коллектива для достижения общей цели, далеко выходили за рамки того, что требовала сама задача. И это очень приятно. Попытка оценить эти усилия похожа на стремление угадать, поправится ли больной после воспаления легких, если не будет принимать неприятных на вкус лекарств. Больной никогда об этом не узнает, но он счастлив, что выжил. Создание такой рабочей атмосферы, которая приносит удовлетворение работникам, само по себе может являться целью. Это не значит, что людям должно быть легко, но атмосфера обязана способствовать получению удовлетворенности от работы. Не нужно быть гением, чтобы понять, что сначала требуется произвести продукт, а уже потом распределять его. Однако люди, не имеющие отношения к производству, не всегда понимают, что именно этот неоспоримый факт заставляет многих руководителей стремиться внести свой вклад в успех компании, и отрицают, что любая успешная компания должна быть в первую очередь прибыльной. Именно сочетание энтузиазма, желания достичь поставленной цели, стремления задействовать все ресурсы и способности воодушевить других является признаком успешного лидера. Многие руководители согласятся со мной, что истинное лидерство — это не власть; это законное право человека вести за собой людей посредством примера и самодисциплины. Большинство из нас по меньшей мере замечают проявления такого лидерства, восхищаются ими и отвечают на них. Энн Мэнсел

В приведенной выше цитате Энн Мэнсел следует отметить одну важную мысль: лидерство должно приносить радость и удовлетворение. Если вы будете смотреть на лидерство под этим углом, вам захочется совершенствоваться в нем.

Когда речь заходит об усилении желания, помните, что сила воли следует за воображением. Школьники мечтают стать знаменитыми: они представляют себя исследователями неизвестных земель или изобретателями. Целеустремленные мечты — это подготовка к будущему. Если вы хотите усилить свою мотивацию, включите воображение. Представьте себе, каким вы хотите стать и как действовать. Не отступайте, если на первых порах ваша мотивация не очень сильна. До определенной степени вы сможете исправить положение, особенно когда лучше узнаете, что эффективнее всего высвобождает вашу энергию.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.