Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Минерва.






Эта богиня покровительствовала городам и их мирным занятиям. Это дочь Юпитера. Её особым расположением пользовались ремесленники, художники и скульпторы, поэты и музыканты, врачи, учителя и искусные рукодельницы. Празднества в честь Минервы проводились во второй половине марта, назывались квинкватрами, они продолжались 5 дней. Учащиеся в первый день квинкватрий освобождались от занятий и приносили своим учителям плату за обучение. На этот день прерывались военные действия, если они имели место, и происходило жертвоприношение лепёшками, мёдом и маслом. Затем устраивались гладиаторские игры.

Диана.

Диана была покровительницей животных, цветущих полей, зелёных рощ и лесов, где она иногда охотилась. Её особенно почитали сельские жители, которым она облегчала тяжёлые труды и помогала при врачевании людей и животных.

 

Венера.

Венера была покровительницей цветущих садов, богиней весны, плодородия. Её почитали как божество женщины и как благодетельницу счастливой супружеской любви.

 

Бахус.

Бахус – бог-покровитель виноградников, виноделия и вина. Его женой была богиня Либера, помогавшая виноградарям по виноделам. Праздник в честь этой супружеской пары отмечался 17 марта и назывался либералии. В городах в этот день, кроме торжественных жертвоприношений, устраивались театральные представления, а в сельской местности он знаменовался весёлыми шествиями, шутками, плясками и пирушками.

 

Вопрос 4. Архитектура.

 

Более поздняя религия представлена храмовым строительством.

Между 3 и 1 веками до н.э. из перенятой римлянами связанной каменной кладки возник такой строительный материал, как бетон. Увидев, что от времени бетон не становится красивее, римляне стали скрывать его во внутренних помещениях под слоем гипса, мрамора (ведь римляне, в отличие от греков, имели доступ к удобно расположенному месторождению мрамора) или мозаик, а при внешней отделке – под кирпичной или каменной облицовкой.

Со 2 века до н.э. начал добываться травертин – твёрдый известняк кремово-серого цвета со слегка рубчатой структурой.

Также при строительстве римляне любили использовать туф – затвердевшую рыхлую вулканическую массу (пыль и грязь).

Рассмотрим несколько основных архитектурных сооружений Древнего Рима.

1. Пантеон, архитектор Апполодор Дамасский, самый грандиозный по размерам купольный храм. Период постройки – со 118 по 128 годы. Храм представляет собой творческий синтез трех идей тогдашней архитектуры:

- создание интерьеров;

- связанное с ним совершенствование бетонного строительства;

- сохранение традиционных классических форм.

 

Диаметр округлого здания – 43, 5 метра – равен его высоте. Чтобы поддержать такую громаду, потребовались массивные стены, толщина их достигает 6 метров. Главная часть храма представляет собой греческий круглый храм – ротонду.

 

 

 

Пантеон в плане

 

Пантеон соперничает с Парфеноном за право называться самым знаменитым архитектурным памятником всего западного мира и является одним из наиболее часто копируемых.

Особое внимание Адриана и его неизвестного нам архитектора прежде всего было уделено ротонде, которая являлась революционным нововведением.

При постройке храма выявлена несоразмерность между портиком и целой, их соединяет неуклюжий строительный элемент. Традиционная архитектура портика дополнена непонятным и повлёкшим ошибочные толкования решением Адриана. Он решил украсить фриз копией надписи с храма, стоявшего ранее на месте Пантеона. Из текста этой надписи мы узнаём имя заказчика прежнего храма: «Марк Агриппа, сын Луция, трижды консул, построил это».

 

 

 

 

В центре купола имеется 9-метровое отверстие, через которое проникает свет. Кессоны купола создают эффект ложной перспективы.

 

 

В интерьере ротонду огибают коринфские колонны, они расположены перед экседрами - сводчатыми нишами. Стены купола имеют в своей конструкции разгрузочные арки, их сложная структура помогает равномерно распределить давление купола.

В качестве наполнителя для бетона, из которого построен Пантеон, были взяты различные материалы: травертин, туф, кирпич и лёгкая вулканическая пыль. Вся конструкция состоит из 6 различных слоёв материала. Начиная с самого тяжёлого для цоколя вплоть до самого лёгкого, вулканической пыли, применимой для верхней части купола.

 

Римляне сооружали в честь некоторых божеств круглые храмы, составляющие их собственное изобретение, вводя в них, однако, многие греческие элементы.

2. Храм Весты.

Круглый храм построен в первой половине 1 века до н.э. сооружён из мрамора. По своей круглой форме соответствует греческому толосу. Его коринфские колонны обнаруживают сходство с Олимпейоном в Афинах. Расположенные по периметру ступени являются греческими.

 

 


 

Постепенно в Риме получает своё полное развитие тип базилики. В нём греческое влияние, ещё перед тем начавшее проникать в неё, отразилось на ней уже очень сильно.

Римский храм этой и последующих эпох обыкновенно представлял собой одну целлу продолговатой, четырёхугольной формы, стоявшую на высоком фундаменте, и к которой вела лестница только с одной, короткой, лицевой стороны. Поднявшись по этой лестнице, попадаешь в портик с колоннами, в глубине которого находится дверь, ведущая в целлу, получающую освещение только через эту дверь, когда она открыта.

Крыша здания всегда была двускатная, с треугольным фронтоном над портиком.

 

Ордер.

 

К известному уже нам греческому ордеру римляне прибавили ещё два.

 

Тосканский ордер – возник в Риме на рубеже 1 века до н.э. и 1 века н.э. Является упрощённым вариантом дорического ордера, от которого отличается гладким фризом и колонной без каннелюр.

 

Композитный ордер – представляет собой сочетание элементов ионического и коринфского ордеров – в капители используются как волюты, так и орнамент в виде листьев аканта.

 

Вопрос 5. Театры.

Держать в повиновении римский народ было непросто. В этом императору помогала широкая сеть увеселительных заведений по всему Риму. В городе можно было найти огромное число театров, амфитеатров, арен и других мест для ублажения 1 миллиона 200 тысяч граждан. Театров различного рода в Риме было великое множество. Все они вместе взятые предлагали лишь 60 тысяч мест, в то время как Большой Цирк насчитывал 280 тысяч мест. Театры были рассчитаны на требовательную и просвещённую публику, а амфитеатры и ипподромы для увеселения римской черни. В римских театрах ставили трагедии и комедии греческих и римских авторов. Римский спектакль – внушительный, грандиозный, со множеством декораций, актёров и певцов, музыкантов и мимов. Все актёры носили на лице специальную маску, которую они выбирали в зависимости от спектакля. Однако со временем театр становится всё более массовым, и спектакли становятся проще и доступнее для простого человека. Спектакли начинают показывать даже на улицах.

 

1. Театр Марцелла.

Время постройки – проектировался ещё во время Юлия Цезаря, но построен позже – в 13 или 11 годах до н.э. Октавианом Августом и посвящён его умершему внуку Марцеллу.

Назначение постройки – развлечения.

Фасад полукруглый с арочными проёмами, которые обрамлены выдвинутыми вперёд полуколоннами. Колонны нижнего яруса – дорические, выше – ионические, ещё выше – коринфские (этого этажа сейчас нет). Это ранний пример сочетания несущих арок и чисто декоративных колоннад.

 
 

 

Особенности. Театр не встроен в холм. Орхестра имела не круглую, а только полукруглую форму и предназначалась не столько для хора, сколько для трибун сенаторов. В отличие от греческого театра римским зрителям не открывался ландшафт за орхестрой, потому что имелась задняя стена.

 

Вопрос 6. Гладиаторские бои.

Любимыми развлечениями для римской черни были походы в амфитеатры и на ипподромы для просмотра гладиаторских боёв и соревнований колесниц. Местом проведения гладиаторских боёв во всей империи были арены, а самой известной из них был римский Колизей. Чуть ли не каждый день он был переполнен народом, пришедшим посмотреть на львиный бой или поединок гладиаторов.

 

 

 
 

Начат Веспасианом Флавием в 75 году н.э., открыт его наследником Титом в 80 году н.э. Первоначально известен как амфитеатр Флавиев, а в 8 века он получает название Колизей – имя, вероятно, было вызвано сходством с близлежащим колоссом – гигантской статуей Нерона. Колизей был построен на месте высохшего озера в 80 году и вмещал от 50 до 80 тысяч зрителей.

Архитектор Апполодор Дамасский.

Его размеры 186х156 метров, высота 45, 5 метров, длина окружности эллипса – 520 метров.

Основу этого четырёхъярусного сооружения составлял каркас из каменных столбов и бетонных сводов.

Фасад выполнен из травертина каменоломен Тиволи.

Амфитеатр был разделён на 4 огромных яруса, под ареной находились клетки для зверей, кладовые для реквизита, была школа гладиаторов.

На фасаде 80 арочных пролётов, каждый из которых фланкирован полуколоннами. Для придания стройности его фасады членились поясками. Стены были покрыты штукатуркой с белой мраморной крошкой. Каждый ярус украшался ордерными формами снизу вверх: дорический, ионический, коринфский, а также коринфскими пилястрами.

Возможно, построенные по образцу театра Марцелла, фасады Колизея с архитектурной точки зрения были консервативными. Однако это сооружение – непревзойдённое техническое достижение и пример истинно римского масштаба организации строительных работ.

Колизею подражали не только в Италии. Не столь крупные, но всё же впечатляющие сооружения сохранились в Вероне и в Арле на юге Франции.

 

Гладиаторы (от лат. gladius – меч) – это бойцы, сражающиеся на арене для увеселения публики. Как правило, большинство гладиаторских боёв заканчивалось смертью одного из бойцов, либо проигравшей команды, хотя иногда бывали исключения, когда император дарил право на жизнь раненому гладиатору, если тот сражался отважно и с честью. Гладиаторов покупали на рынках рабов либо вербовали среди нищих и бродяг. После короткой подготовки гладиаторы направлялись на арену. Их заставляли сражаться друг с другом, либо устраивались поединки между животными без участия гладиаторов и уж совсем жестокие звериные травли, когда группу безоружных людей отдавали на растерзание львам. Римская публика была в восторге от таких кровавых зрелищ. В день проводилось порой до 30-35 поединков, а по большим праздникам вся арена заливалась кровью – так много было убитых. В день открытия Колизея было убито 5 тысяч животных.

 

Вопрос 7. Культура Древнего Рима.

Уже около 10 лет французские археологи, надев акваланги, спускаются в реку Рону у города Арль. Несмотря на очень сильное течение и плохую видимость, часто не превышающую полуметра, среди множества современного мусора, включающего даже затонувшие автомобили, учёные находят изделия, относящиеся к античности. Римский порт основал здесь Юлий Цезарь в 46 году до н.э.

Среди находок несколько замечательных по мастерству статуй: мраморный Нептун выше человеческого роста, бронзовая статуя сатира, бронзовый барельеф Ники. Но самой ценной находкой считают мраморный скульптурный портрет Юлия Цезаря. Это, насколько известно, самое древнее из сохранившихся изображений императора и единственное прижизненное. Как попали эти произведения на дно реки? Предполагают, что скульптуры сбросили в реку во время народных волнений, связанных с переменой власти и приходом христианства.

 

 
 

 

Вопрос 8. Быт Рима.

 

На улицах Рима была теснота и сутолока, большое движение и оглушительный шум. Парикмахеры брили клиентов посреди улицы. Колбасники во весь голос расхваливали свой товар из-за лотков, уставленных чадящими сковородами. Менялы старались как можно громче звенеть серебряными и медными монетами. Бродячие торговцы предлагали прохожим всевозможные украшения из цветного стекла. Продавцы вина, перевозя с места на место тележки с амфорами, искушали людей напитком. Нищие просили милостыню плаксивыми и тягучими голосами. Из-под навеса раздавался грохот кузнечных молотов. Под крышей, где находилась школа, несколько детей возле учителя распевали хором таблицу умножения, а рядом огромная толпа зевак окружала укротителя змей.

Кроме того, днём в Риме имели право передвигаться только повозки подрядчиков, когда разрушают какое-нибудь здание или строят новое, а по случаю большого праздника – специальные телеги и колесницы, необходимые для организации торжества. Днём в Риме мелькали только пешеходы, всадники и рабы, несущие своих господ на носилках. Зато ночью город гудел от неистового шума, который производили сотни и тысячи разного рода повозок, крики возничих, брань погонщиков мулов.

 

 

Римляне строили акведуки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.