Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конспект лекций. Положения, на которые необходимо обратить внимание, выделены в тексте жирным шрифтом.






 
 
!


Положения, на которые необходимо обратить внимание, выделены в тексте жирным шрифтом.

Тема 1.Информатизация общества. Основы информационной культуры

 

Лекция 1

План лекции

1. Информатизация: процесс перехода от индустриального общества к информационному.

2. Информатика. Предмет и задачи.

3. Информация: понятие, виды и свойства.

 

Вопрос 1. Информатизация: процесс перехода от индустриального общества к информационному.

Стремительное развитие цивилизации привело во второй половине ХХ в. к новому этапу развития общества — переходу от индустриального общества к информационному. Процесс, который обеспечивает этот переход, получил название информатизации.

Информатизация — процесс создания, развития и всеобщего применения информационных средств и технологий, обеспечивающих достижение и поддержание уровня информированности всех членов общества, необходимого и достаточного для кардинального улучшения средств труда и условий жизни в обществе[1]. Неизбежность информатизации обусловлена резким возрастанием роли и значения информации. Интерес к процессу информатизации вызван тем, что он охватывает все сферы жизни и деятельности, развивается невиданными ранее в истории темпами.

 

Доктор технических наук, профессор Н. Т. Петрович сравнивал нарастание мирового информационного потока с извержением вулкана. Оценить степень нарастания потока информации можно, мысленно представив себе эксперимент, в котором научного работника освободили от всей посторонней работы, исключили все отвлекающие факторы и предоставили в его распоряжение все, что издается по его специальности в мире, добавляя к этому новое по мере выхода в свет. Задача работника — освоение всех этих материалов. К сожалению, работнику не угнаться за потоком информации. Даже если он будет работать с утра до вечера, то сможет освоить лишь небольшую часть. Обусловлено это тем, что скорость восприятия информации человеком практически не изменяется в течение столетий, а информационный поток растет согласно экспоненциальному закону. За секунду человек способен воспринять 8–9 единиц информации и в лучшем случае произвести 15 логических операций. Решение данной проблемы связывается с ускорением темпов компьютеризации, внедрения ЭВМ во все сферы человеческой деятельности.

Уже в первой половине ХХ в. философы пытались осмыслить неизбежность крутого поворота в историческом развитии человечества, связанного с переходом к новой цивилизации. Еще в 1920-х гг. об этом писал О. Шпенглер, в 1940-е гг. австралийский экономист К. Кларк уже вполне определенно говорил о переходе к обществу информации и услуг. В конце 1950-х гг. Ф. Махлупом выдвинут тезис о наступлении информационной экономики и превращении информации в важнейший товар, а в конце 1960-х гг. лидер постиндустриализма Д. Белл предсказал превращение индустриального общества в информационное. В 1980-х гг. возникновение информационного общества, по крайней мере, в наиболее развитых странах Запада и Японии, было зафиксировано американским профессором Дж. Мартином и японским профессором Й. Масудой.

Перевороты в информационной сфере (инфосфере) происходили трижды. Первый переворот — появление письменности — связан с возникновением специального механизма фиксирования и распространения информации во времени и пространстве. Позже появились документированная информация и центры накопления информации — архивы, библиотеки.

Второй переворот — книгопечатание — заключался в тиражировании документальной информации с помощью печатного станка.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.