Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аппликация






Материалы для аппликации: соломка, дерево, фанера, ткань или древесноволокнистая плита, чертеж­ная плотная бумага.

Для изготовления криволинейных элементов необхо­димо иметь пробойники, полукруглые стамески раз­личных размеров, косой нож (скальпель) и маникюрные ножницы. Инструменты должны быть удобны, хорошо заточены и отполированы.

Эта техника позволяет использовать самые разно­образные виды.орнамента и приемы декорирования — геометрический и растительный, зооморфный и сюжет- но-изобразительный. По своему идейному замыслу и художественному решению сюжетно-изобразительные композиции в аппликации часто выходят за грань орнаментального искусства. Специфика работы позво­ляет мастеру свободно обращаться с материалом. Эле­менты изображения могут быть более натуралистич­ными по своему художественному решению, но при этом не следует копировать природные формы. Излиш­няя детализация и натурализм могут погубить декора­тивные качества материала и свести всю работу к подра- жанию.£ Безусловно, используя технику аппликации, можно добиться реалистичности в изображении, но декоративное искусство тем " и отличается от станкового, что несет не информацию, а образные ассоциации. Произведение ценится за, оригинальность образного решения, проявленные фантазию и мастерство испол­нения.

Как декор аппликация используется в основном при разработке декоративных панно, крупногабарит­ных изделий-коробов, ящиков для игрушек, а также на более мелких предметах сувенирно-подарочного назначения — открытках, закладках, выйпелах.

В разработке композиционных решений мастера и художники используют цветочно-травные мотивы, сочетая их сизображениемразличных зверей, птиц, ба­бочек и т. д. Архитектурные ансамбли, пейзажи, натюр­морты, жанровые сценки, фрегаты, космические кораб­ли •— эти ifiMbL, широко используются в аппликации.

Ритмический акцент в растительных композициях приходится на большие крупные цветы (георгины, розы, ромашки, васильки, колокольчики, хризантемы), согла­сованные по масштабу с листьями, травами, бутонами и различными дополнениями (рис. 25). В аппликации широко используются приемы симметричного, центрич- ного, а также свободного распределения узора по всей плоскости.

При разработке декоративных панно можно исполь­зовать принцип коврового заполнения плоскости: широ­кая орнаментальная полоса ограничивает центральное поле; в центре — букет цветов или изображение птиц, зверей.

/ В сюжетно-изобразительных, тематических компо­зициях основное внимание уделяется выбору темы, разработке выразительного четкого рисунка. Харак­терно, что в этом виде зачастую переплетается стан­ковый характер решения с орнаментальным.

Композиционные решения в аппликации отличаются большей динамичностью, выразительнее по пласти­ческой передаче движения растительных и изобрази­тельных форм, свободнее по степени обобщения.

В аппликации соломкой, так же как в инкрустации, необходимо учитывать не только контуры элементов узора, но красоту и соответствие фона.

Технология аппликации. Расщепленную и разгла­женную соломку наклеиваем с помощью клея ПВА на тонкий лист мягкой бумаги способом настила. Раз­работанный рисунок переводим на декорируемую плоскость через копировальную бумагу, а отдельные элементы, например лепесток цветка, — на настил или обратную сторону. Затем вырезаем ножницами элемент узора и приклеиваем на подготовленную плоскость в соответствии с эскизом, разглаживаем вдоль волокон и на 5—10 минут прижимаем грузом.


/ПВ технике аппликации очень эффектны объемные композиции, построенные на сочетании плоских, ажур


 

ных элементов узора с объемными, как бы приподня­тыми над плоскостью (см. декоративные панно «Цветы», ' «Букет»). Этот прием декорирования часто используется в растительных и сюжетных композициях (рис. 26).

Выполняются объемные цветы, листья так: на тонкий лист бугами наклеиваем цветную или естест­венного золотистого цвета ленту соломки. По шаблону, приготовленному заранее, маникюрными ножницами вырезаем лепесток цветка. Середину основания лепест­ка надрезаем примерно до центра ножницами или ножом. Надрезанные половинки склеиваем, полу­ченный лепесток приклеиваем к плоскости. Этим спо­собом можно изготавливать как выпуклые цветы, так и вогнутые.

Объемные цветы можно изготовить из распластанной' ленты соломки. Как складывать соломенную ленту, показано на рис. 26.

Вариантов объемных цветов может быть бесконечное множество.

В аппликации органично используются такие де­коративные элементы, как кисточки, «солнышки». Они просты в изготовлении.

«Солнышко» — 5—6 хорошо пропаренных влажных соломинок размером 30—50 мм связываем посередине. Используем среднюю часть соломенного стебля. Игол­кой или острым режущим предметом осторожно рас­пределяем каждую соломинку на тонкие полоски при­мерно 1—1, 5 мм. Отгибаем верх и низ заготовки, соеди­няем концы, расправляем их равномерно по окруж­ности, концы ровняем ножницами, проглаживаем утю­гом или ставим под пресс.

Примерно так же изготавливаем кисточки.

Соломинки перевязываем посередине, затем отги­баем и у основания снова перевязываем, расщепли- ваем, расправляем, ставим под пресс.

Небольшие «солнышки» и «кисточки» в сочетании с крупными плоскими цветами усиливают декора­тивность плоскости.

Декоративность композиции достигается использо­ванием сложного цветного фона с плавным переходом светлого фона к более насыщенному, например от светло-голубого к темно-синему.

Краску наносим с помощью аэрографа постепенно, слоями от светлого к темному. Этот прием успешно в своих композициях использует художница JI. Валеева. Соответствие и сочетание искусно подобранного фона с золотистой и подкрашенной соломкой в ее компо­зиции приобретают удивительно гармоничное звучание.

При разработке композиционных решений для аппликации необходимо опираться на законы и прин­ципы, характерные для инкрустации соломкой. Цве­товые сочетания в аппликации могут быть гораздо сложнее и построены на более тонких тональных соот­ношениях, хотя, как и в инкрустации, в аппликации превалирует естественный цвет соломки.

Освоение техники аппликации необходимо начинать с изготовления простых изделий.


 

Открытка. Берем мелованную или плотную чер­тежную бумагу, клей резиновый или ПВА, однотон­ную льняную ткань — темно-зеленую, вишневую, синюю или черную (рис. 27).

Разрабатываем рисунок и выполняем декор. Раз­мечаем, выкраиваем из бумаги открытку в соответ­ствии с разработанным эскизом.

Вырезаем «окно» соответственно размеру декора, с обратной стороны приклеиваем кусочек цветной тка­ни, а сверху лист бумаги. Размер вкладыша должен соответствовать половине открытки.

На ткань наносим декор.

Очень острым ножом осторожно надрезаем открытку посередине с внешней стороны и складываем попо­лам. Ткань можно загрунтовать гуашью с небольшим количеством клея ПВА.

Открытку можно изготовить без «окна», декор на­носим на одну из сторон с внутренней стороны от­крытки.

Закладка (размер — 200Х 40 мм). Изготавливаем из плотной цветной ткани, замши, замшевой бумаги. Один конец можно украсить бахромой и дополнить деревянными или сплетенными из соломки деталями. Декорировать можно всю плоскость закладки, а мож-


 

но — по предлагаемым схемам. Решение декора может быть самым разнообразным, главное, с художествен­ным вкусом проявить фантазию и изобретательность (рис. 28).

Декоративное панно. Для изготовления панно при­годна любая ткань, но лучше всего льняная для живо­писных работ или прокладочная. Еще понадобится подрамник, рамка, картон для закрепления подрамника в рамке, клей ПВА или столярный, грунтовка, при­готовленная из гуаши или темперы и клея ПВА.

Изготовление подрамника. Деревянные заготовки для подрамника распиливаем в стусле (рис. 29) под углом 45°. При необходимости места сопряжений под­гоняем, покрываем клеем и прочно скрепляем рамку зажимными приспособлениями. Самый простой способ: плотно обтягиваем подрамник жгутом, подложив восемь колодок (по две на каждую сторону), отодви­гаем колодки ближе к углам (рис. 30, а). Основные бруски подрамника имеют наружные фаски и скос в 3—5°, что предохраняет грунт от сколов. Необходимо учитывать соотношение толщины и ширины брусков подрамника с размерами панно. После высыхания клея по углам подрамника ножовкой или шлицовкой делаем пропилы для вставок (рис. 30, 6). Шипы-вставки вырезаем из фанеры или деревянной рейки. Для подрам­ников используем сухую древесину.

Изготовить рамку Можно из багета, который выпус­кает наша промышленность. Детали рамки распиливаем в стусле, склеиваем, соединяя углы на «ус» (рис. 30, 6).


 

Рамка своим цветом и декоративной отделкой должна гармонировать с декорируемой плоскостью панно.

Натягивание холста (рис. 31). Временно закрепляем чистый холст гвоздями сначала по углам подрамника, затем в средней части, нити холста при этом должны быть параллельны брускам подрамника. Холст натя­гиваем и закрепляем гвоздями влево и вправо от сере­дины брусков подрамника. Затем вынимаем гвозди по углам, натягиваем ткань и окончательно закрепляем. Расстояние между гвоздями должно быть не более 4 см.

Готовим состав для грунтовки: 2/3 гуаши, 1/3 клея ПВА. Гуашь с клеем тщательно перемешиваем и нано­сим кисточкой или тампоном на холст. Ткань можно заранее покрасить красителем для хлопчатобумажных тканей.


Основные контуры рисунка переводим на загрун­тованную поверхность й, начиная с ведущего мотива, набираем узор: главные элементы, второстепенные, а затем связующие.

Для выполнения аппликации можно использовать грунтованный картон, который продается в художе­ственных салонах. Перед началом работы тонируем его пигментом гуаши с клеем ПВА или темперой и про­сушиваем.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.