Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Орнамент






Орнамент — это узор, построенный на ритмическом чередовании изобразительных элементов. Основное назначение — украсить предмет, подчеркнуть форму, красоту используемого материала. Главным мотивом изображений является живая природа: солнце, звезды, деревья, цветы, травы, звери, птицы, человек и т. д. Однако орнамент не передает их в натуральном виде, а стилизует наиболее характерные черты и формы. Стилизация заставляет художника приспосабливаться к особенностям выбранного материала.

Квадраты, треугольники, ромбы, прямоугольники, линии — главные составляющие элементы узора, в раз­личных комбинациях образуют бесконечное разно­образие орнаментальных вариантов.

По используемым мотивам орнамент подразделяется на два основных вида Г геометрический и раститель­ный. Наиболее распространен геометрический, для -которого характерно сочетание мелких, дробных эле­ментов — звезд, розетов, зигзагов, линий, различных решеток. '

Мотивы растительного орнамента — геометризован­ные, стилизация обусловлена и техникой нанесения узора и используемыми мотивами, часто заимствован­ными в ткачестве, вышивке, резьбе и инкрустации по

 

 



 

В. И. Гаврилюк. Декоративное панно «Птица». Ткань, соломка



 

дереву. В последнее время его часто применяют в оформлении шкатулок и декоративных панно.

Могут быть и более сложные композиции, объеди­няющие геометрический или растительный орнамент с зооморфными мотивами (стилизованные фигуры жи­вотных, птиц, фантастических зверей).

Бесспорным достоинством орнамента в инкрустации соломкой является масштабная согласованность всех частей узора с формой и размером украшаемого пред­мета.

Характер орнамента определяется ритмом. Ритм — это закономерное чередование, повторение элементов, их соподчинение, гармоничное распределение узора по декорируемой плоскости. Ритмическое построение в инкрустации достигается различными приемами:

а) раппортное построение — всевозможные типы сеток из квадратов, ромбов, треугольников заполняются элементами узора. Сетчатый орнамент может пред­ставлять собой как простую схему, так и более сложную. Этот прием чаще используется при создании компо


зиции прямоугольных, квадратных шкатулок и сундуч­ков;

б) симметричное построение — гармоничное распо­ложение однотипных элементов относительно горизон­тальной или вертикальной оси или двух пересекаю­щихся прямых, когда узор повторяется относительно оси симметрии в перевернутом на 180° изображении. По этому принципу набираем узоры на шкатулках (в основном квадратной или прямоугольной формы), сундучках, а также декоративном панно с изобра­жением дерева, куста с симметрично расположенными ветвями, цветами. Здесь ствол может стать своеобраз­ной осью;

в) орнаментальные ленты (рис. 23), как правило, состоят из одинаковых элементов. Они могут повто­ряться, но чаще всего чередуются (широкая полоса, уз­кая, широкая и т. д.), могут располагаться по принципу убывающего и нарастающего ритма. Такое членение плоскости встречается в сундучках и прямоугольной формы шкатулках;

г) центричное построение — элементы узора рас­положены на одной прямой, но в разных направлениях


 

от центральной точки. По этому принципу оформляются квадратные и круглые шкатулки (рис. 24);

д) свободное распределение узора по всей плоскости. Чаще всего этот принцип встречается в асимметричных композициях. При разработке такого орнамента не­обходимо достигнуть соответствия всех элементов узора.

Асимметричные композиции более интересны, но создавать их гораздо сложнее. Чаще всего это декора­тивное панно с сюжетным изображением (см. декора­тивное панно «Птица»).

По схемам композиционного построения орнаменты могут быть статичными и динамичными. Статичные орнаментальные схемы чаще всего имеют или сим­метричный, или раппортный характер. Элементы узора уравновешены, края плоскости четко обозначены. Динамичная схема строится по диагональным осям, расположение элементов узора на плоскости свободнее. В динамичных композициях в основном используются условно трактуемые растительные мотивы, изобра­жения животных, птиц, человека.

Это самое фантастическое искусство, где возможно все. На фото приведена в качестве примера работа художника В. С. Басалыги «Беловежская пуща». Изображенный олень с необычными рогами (древо жизни) как бы символизирует и пышную живую рас­тительность и взаимосвязь всего живого с природой.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.