Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Композиция






Инкрустация, как и все виды декоративно-приклад­ного искусства, имеет свои художественные закономер­ности.

Создать композицию в инкрустации — это значит найти художественную форму и декоративный образ, учитывая содержание, характер и назначение предмета.

Декор в утилитарных изделиях играет подчинен­ную роль, подчеркивая форму, объем, пропорции. В де­коративных композициях изображение имеет самосто­ятельное определяющее значение: вызывает у нас ас­социативные связи с реальным миром.

Декор в инкрустации может быть орнаментальным и сюжетно-изобразительным, но необходимо помнить, что каким бы ни был принцип построения узора, все эле­менты декора должны быть строго уравновешены.

По своему идейному замыслу и разнообразию при­емов декорирования сюжетно-изобразительные или те­матические композиции более сложные по сравнению с орнаментальными. Они зачастую тяготеют к станковому искусству, к изображению действий, различных собы­тий, образов народной лирики, сказочных сюжетов. В сюжетно-изобразительных композициях проявляется способность художника подмечать наиболее интересное, умение создавать художественный образ. Пейзаж, на­тюрморт также можно отнести к этому направлению. В последнее время сюжетно-изобразительные произве­дения, например декоративные панно, находят все более широкое применение в оформлении интерьеров.

Решение композиции начинаем с выбора темы в соот­ветствии с назначением предмета. При разработке деко­ра необходимо определить, какая часть предмета будет нести основную орнаментальную нагрузку: в шкатул­ках, сундучках, хлебницах — крышки; в подносах — донышки; в солонках — передняя и задняя стенки и т.д.

Затем выполняем ряд черно-белых или цветных эскизов.

Остановив свой выбор на лучшем рисунке, продол­жаем работать над уточнением деталей задуманной ком­позиции и переходим к изготовлению изделия.

Начинать работать над композицией следует с прос­тых изделий и постепенно переходить к более сложным.

При создании произведений декоративно-приклад- ного искусства, инкрустированных соломкой, будь то де­коративное панно, шкатулка или поднос, важно учесть уравновешенность элементов декора, их ритмическое че­редование, соотношение цветовых тонов.

При разработке композиции огромное значение име­ет выделение отдельных групп узора и их объединение через связующие элементы в единое целое.

Следует избегать фрагментарных решений. Узор дол­жен быть законченным, замкнутым в данной плоскости, но не нарушать при этом целостности восприятия из­делия. Произведением прикладного искусства предмет может стать только тогда, когда возникает синтез деко­ративного оформления и формы предмета, когда нельзя вопреки художественному образу что-либо переста­вить местами или убрать. Красота любой вещи заклю­чается в соблюдении соответствия декоративного оформ­ления и формы предмета.

На вклейке представлены разные по форме и назна­чению предметы: одни (декоративная тарелка и панно) могут служить украшением интерьера, другие (заклад­ки, сундучки) выполняют сразу две функции — утили­тарную и декоративную.


 

В декоративной тарелке ведущим элементом являет­ся лучеобразный ромб, при помощи которого художни­ку удается передать своеобразие такой формы, как круг.

Композиционное решение панно «Танец» из трипти­ха «Свадьба» Н. Гурло очень динамично и декоративно. В нем передано движение танца, найден выразитель­ный силуэт, орнаментальная кайма образует своеоб­разную раму и несет смысловую нагрузку — птица Сирин символизирует счастье, радость.

Изделия, инкрустированные соломкой, особенно кра­сивы, когда удачно найдена цветовая гамма. Использу­ется цвет для усиления образного решения, но необхо­димо помнить, что прекрасную по рисунку вещь случай­ным распределением цвета можно раздробить так, что от тщательно продуманной композиции ничего не останется.

При разработке орнаментальных и сюжетно-изобра- зительных композиций необходимо использовать все бо­гатство оттенков теплых и холодных тонов. К теплым относятся — красный, оранжевый, желтый цвета, к холодным — зеленый, синий, фиолетовый и их оттенки. Ведущее место в инкрустированных композициях все же должен занимать естественный цвет соломки.

При разработке изделий необходимо уделять внима­ние выбору фона, так как от его плотности, насы­щенности, гармоничного сочетания с естественной и подкрашенной соломкой зависит выразительность и красота набора. Искусная тщательная графическая раз­работка рисунка помогает в процессе работы избе­жать грубых ошибок. Словом, необходимо сочетание мастерства и фантазии, чувства меры и требовательно­го вкуса, и созданное умелыми руками будет радовать вас.

На первых порах можно копировать произведения других авторов. Иллюстративный материал есть в спе­циальных альбомах по народному искусству, буклетах, журналах.

Рисунок, выбранный вами, можно увеличить или уменьшить (рис. 19). Расчерчиваем выбранный рисунок на определенное количество квадратов, такую же сет­ку на чистом диете бумаги в масштабе задуман­ного вами размера. На сетку чистого листа переносим линии узора.

Приобретая навык в строгой последовательности от простого к сложному, можно создавать свои неповто­римые композиции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.