Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 4. Лексика и фразеология






Задание 1. Объясните значения слов с разными ударениями.

План и ровать — планиров а ть, о тзыв — отз ы в, рожк и — р о жки, вяз а нка — в я занка, хар а ктерный — характ е рный, брон я — бр о ня, скл о нен — склон е н, а тлас — атл а с, м о рщить — морщ и ть.

Задание 3. Объясните значения слов.

Главный — заглавный, командированный — командировочный, динамический — динамичный, логический — логичный.

Задание 2. Объясните значения слов иноязычного происхождения.

Адаптация, догматизм, инсинуация, интеграция, манипуляция, суверенитет, легитимный, маркетинг, ноу-хау, реноме, статус, юрисдикция.

Задание 4. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. Исправьте предложения. Объясните, в чем заключается ошибка (неточное знание лексического значения слова, смешение значений однокоренных слов, нарушение сочетаемости слова с другими словами и т.д.).

1) Совсем смертный, конечно, не может попасть к нам.

2) Несмотря, что в целом мы добились многого.

3) Они делали нам много неприятностей.

4) Аферисты обирали доверчивых граждан до ниток.

5) Бывает так, что мне преподносят больше мягких игрушек, нежели цветов.

6) В следующем году нам предстоит большая работа по разработке годового плана предстоящей работы.

7) Продолжительность процесса приготовления супа из кубиков «Магги» длится несколько минут.

8) Быстрое развитие города историки объясняют тем, что здесь находились перепутья важных торговых путей.

9) Друзья, попробуем оглянуться в будущее.

10) Он абсолютный невежда в искусстве.

11) В момент пребывания на юге Пушкин пишет романтические произведения.

12) Он установил столько мировых рекордов, что их помнят только отъявленные любители спортивной статистики.

13) Сегодня у нас в гостях гость из Волгограда.

14) Завод вышел на орбиту плана.

15) Испытания готовой продукции привели к крайне положительным результатам.

16) Большинство времени проходит бесследно.

17) Можно спросить очень важный вопрос.

18) Через весь роман проходит фабула патриотизма.

19) Автор по-новому решает вопрос о месте поэта в жизни, о гражданстве поэзии.

20) С первого взгляда он может показаться даже очень прекрасным человеком.

21) Сначала о Манилове складывается двойное впечатление.

22) В своей автобиографии Есенин, размышляя об истоках, своим учителем называет Пушкина.

23) Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера.

24) Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству.

Задание 4. Перепишите, вставляя вместо точек нужные слова из скобок.

Навести…, привести… (доказательства, справки). Завоевать…, занять…(первое место, первенство). Утвердить…, сохранить…(приоритет, преимущество).

Задание 5. Объясните значения фразеологических выражений. Составьте с каждым из них по одному предложению.

Гордиев узел, бить челом, дело табак, между Сциллой и Харибдой, ломать голову, бить баклуши, взять реванш, кануть в Лету.

Задание 6. Исправьте ошибки, связанные с неверным употреблением устойчивых словосочетаний. Объясните причины ошибок.

1) Михаил под скорую руку оделся и поспешил на вызов.

2) Он никогда не думал, что эти слова сбудутся в его судьбе с полной мерой.

3) Многие, зная об этих безобразиях, смотрят на фокусы предприимчивых дельцов спустя рукава.

4) Старушка, видимо, устала, она шла все медленнее, на одном дыхании.

Задание 7. Объясните, на чем построена игра слов в следующих примерах.

1) С этим браком произошел брак.

2) А хорошо бы за порог и мчаться по дороге!.. Какой бы выдумать предлог, чтоб не учить предлоги.

Задание 8. Объясните ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов. Перепишите предложения, исправив нарушения.

1) Эти люди крепко стоят на ногах, поэтому вам не удается подрезать им крылья.

2) Приступая к работе на дрейфующей станции, наш коллектив вначале еще не чувствовал почвы под ногами.

3) Оратор говорил громким и визгливым голосом, как иерихонская труба.

4) Язык не поднимается говорить об этом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.