Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы, обуславливающие здоровье населения.






В данном разделе мы познакомимся с перечнем факторов определяющих риск возникновения болезни, инвалидности и летального исхода.

Факторы риска – это потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирование и неблагоприятный исход.

В отличие от непосредственных причин возникновения и развития заболеваний, факторы риска создают неблагоприятный фон, т.е. способствуют возникновению и развитию заболевания. Однако следует учитывать, что эти категории тесно взаимосвязаны друг с другом.

Ю.П. Лисицин (1989 г.) определил, что влияние факторов определяющих здоровье соотносится в следующей пропорции:

– на долю образа жизни приходится 50-55%;

– на внутренние наследственно-биологические факторы (предрасположенность к наследственным заболеваниям) - 18-22%;

– на факторы окружающей среды (загрязнение воздуха, воды, почвы канцерогенными и другими вредными веществами, резкая смена атмосферных явлений, радиационное излучение, географическое расположение местности) - 17-20%;

– уровень развития ЗО (обеспечение населения лекарственными препаратами, качество и своевременность оказания медицинской помощи, развитие материально- технической базы, проведение профилактических мероприятий) - 8-12 процентов.

В соответствии с общепринятой классификацией факторов риска, выделяют главные, или большие факторы риска как условия, обстоятельства, конкретные причины, более других ответственные за возникновение и развитие болезней.

Большинство таких факторов риска зависит от поведения, образа жизни и условий жизни людей.

3.1. Образ жизни – главный фактор, обусловливающий здоровье.

Образ жизни квалифицируется как система наиболее существенных, типичных характеристик способа деятельности или активности людей, в единстве ее количественных и качественных сторон, являющихся отражением уровня развития производительных сил и производственных отношений.

Основными характеристиками образа жизни являются следующие: физическая и интеллектуальная активность, образовательный и культурный уровень, рациональность питания, наличие вредных привычек (курения, употребления алкоголя), употребление наркотиков, стрессовые ситуации, семейные отношения, межличностные отношения (Ю.П. Лисицын, 1992).

Образ жизни и условия жизни – фундаментальные понятия, при этом «образ жизни» отвечает на вопрос, как, каким образом человек думает, ведет себя, действует, а «условия жизни» отвечают на вопрос, что или кто человека окружает, в каких условиях он живет, работает, действует, т. е. формирует образ жизни (Лисицын Ю.П., 1999). Следовательно, условия жизни – по существу все опосредствующие и обусловливающие образ жизни факторы.

Образ жизни обобщает, включает в себя четыре категории: экономическую – «уровень жизни», социологическую – «качество жизни», социально-психологическую – «стиль жизни» и социально-экономическую – «уклад жизни».

1. Уклад жизни это условия, в которых происходит жизнедеятельность людей (общественная и культурная жизнь, быт, трудовая деятельность).

2. Стиль жизни - индивидуальные особенности поведения, проявления жизнедеятельности, активности, образа и стиля мышления.

3. Уровень жизни - характеризует размер и структуру материальных потребностей человека (количественная категория).

4. Качество жизни [3] (КЖ) понятие многомерное в своей основе, многофакторное и в широком смысле определяется как степень возможности реализации материальных и духовных потребностей человека.
По определению Минздрава РФ качество жизни это категория, включающая в себя сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психического и социального благополучия и самореализации.
Определение ВОЗ (1999): Качество жизни – оптимальное состояние и степень восприятия отдельными людьми и населением в целом того, как удовлетворяются их потребности (физические, эмоциональные, социальные и пр.) и предоставляются возможности для достижения благополучия и самореализации.

3.1.1. Понятие «качество жизни связанное со здоровьем» и его оценка.

В современной медицине широкое распространение получил термин «качество жизни, связанное со здоровьем». Одним из принципиальных положений концепции качества жизни в медицине, представленной экспертами Межнационального центра исследования качества жизни (А.А. Новик, Т.И. Ионова, П. Кайнд; 1998, 1999), относится постулат о том, что качество жизни (КЖ) – универсальный критерий для оценки состояния основных функций человека: физической, психологической, социальной и духовной. Определение понятия «качество жизни» логично и структурно связано с определением здоровья, данным ВОЗ. Доказано, что метод исследования КЖ является доступным, информативным, эффективным, экономичным и достоверным методом интегральной оценки состояния индивидуального, группового и популяционного здоровья (Новик А.А., Ионова Т.И., 2002). Проблема качества жизни населения в настоящее время в нашей стране является одной из наиболее актуальных.

Оценка качества жизни является важной составляющей определения эффективности лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий, поскольку многие болезни не приводят непосредственно к смерти, но формируют ограничения жизнедеятельности.

Существуют две основные концепции определения бремени болезни и физических отклонений:

QALY (Quality Adjusted Life Years) – годы жизни, скорректированные по качеству.

DALY – (Disability Adjusted Life Years) – годы жизни, скорректированные по нетрудоспособности.

Концепция QALY стала стандартным инструментом в оценке программ укрепления здоровья в середине восьмидесятых годов. В данном подходе основное внимание уделяется оценке с помощью сложных и дорогостоящих (при масштабных исследованиях) методов, потерь индивидуумом, скорректированных по качеству лет жизни в связи с со снижением физического, умственного или социального статуса в течении определенного времени из за различных причин.

Ключевым моментом метода является выбор заранее установленных утилитарных показателей, которые в количественной форме отражают обусловленное состоянием здоровья качество жизни при различных состояниях или заболеваниях.

В качестве основного способа оценки качества жизни применяется метод QALY, по алгоритму определения полезности на основе таблиц, разработанный Торренсом и соавторами (Torrance G. W. Boyle M. H., Horwood S. P. (1982) Application of multiattribute utility theory to measure social preferences for health states Operation Research, 30 (6), 1043-69.).

Предложенный алгоритм применим для людей старше 3 лет и позволяет определить коэффициенты полезности для различных состояний здоровья на основе четырех признаков (P, R, S, H), представленных в таблицах 1 – 4. Показатель P характеризует физическое состояние, подвижность и физическую активность (табл. 1), показатель R связан со способностью к самообслуживанию и другим формам повседневной жизнедеятельности (табл. 2), показатель S – с психическим состоянием (табл. 3), показатель H – с особыми проблемами здоровья (табл. 4). Каждый из четырех признаков характеризуется несколькими уровнями. Чтобы определить коэффициент полезности, характеризующий данное состояние, для каждого из признаков выбирается уровень, соответствующий этому состоянию. Таким образом, состояние определяется при помощи задания четырех уровней. Зная уровни, соответствующие состоянию, по таблице 5 находят соответствующие им числа m1, m2, m3, m4 – мультипликативные факторы полезности, и рассчитывают коэффициент полезности (U), используя эмпирическую формулу:

U = 1, 42 x (m1 x m2 x m3 x m4) – 0, 42 (1);

В формуле 1 полному здоровью соответствует полезность, равная единице, а смерти – полезность, равная нулю. При очень низких значениях мультипликативных факторов полезности может получиться значение меньше нуля – «состояние, худшее, чем смерть» (табл. 7).

 

Таблица 1

Физическое состояние: подвижность и физическая активность (Р)

Код Описание
P1 Способен ходить по дому и вне его без посторонней помощи; отсутствуют ограничения физической возможности вставать, ходить, бегать, прыгать, нагибаться.
P2 Способен ходить по дому и вне его без посторонней помощи; имеются некоторые ограничения физической способности вставать, ходить, бегать, прыгать, нагибаться.
P3 Способен ходить по дому и вне его без посторонней помощи, но при передвижении нуждается в механической опоре.
P4 Нуждается в посторонней помощи при передвижении по дому или вне его; имеются некоторые ограничения физической способности вставать, ходить, бегать, прыгать или нагибаться.
P5 Нуждается в посторонней помощи при передвижении по дому или вне его; нуждается в механической опоре при ходьбе.
P6 Нуждается в посторонней помощи при передвижении по дому и вне его; не в состоянии пользоваться или управлять руками и ногами.

Таблица 2

Повседневная жизнедеятельность: самообслуживание и другие формы (R).

Код Описание
R1 Способен принимать пищу, одеваться, принимать ванну, пользоваться туалетом без посторонней помощи; отсутствуют ограничения на участие в играх, посещение школы, трудовую деятельность, другие занятия.
R2 Способен принимать пищу, одеваться, принимать ванну, пользоваться туалетом без посторонней помощи; имеются некоторые ограничения при играх, посещении школы, трудовой деятельности или других занятиях.
R3 Способен принимать пищу, одеваться, принимать ванну, пользоваться туалетом без посторонней помощи; не способен участвовать в играх, посещать школу или место работы.
R4 Нуждается в помощи при принятии пищи, одевании, принятии ванны, пользовании туалетом; имеет некоторые ограничения на участие в играх, посещение школы, трудовую деятельность и другие занятия.
R5 Нуждается в помощи при принятии пищи, одевании, принятии ванны, пользовании туалетом; не способен играть, посещать школу или работать.

Таблица 3

Социально-эмоциональные функции: эмоциональное благополучие и социальная активность (S).

Код Описание
S1 Счастлив и раскован всегда или большую часть времени; имеет среднее число друзей и контактов с ними.
S2 Счастлив и раскован всегда или большую часть времени; имеет мало друзей и контактов с ними.
S3 Беспокоен или находится в состоянии депрессии все или значительную часть времени; имеет среднее число друзей и контактов с ними.
S4 Беспокоен или находится в состоянии депрессии все или значительную часть времени; имеет мало друзей и контактов с ними.

 

Таблица 4

Особые проблемы здоровья (H)

Код Описание
Код Описание
H1 Нет проблем со здоровьем.
H2 Имеет небольшие физические отклонения или дефекты, например, шрамы на лице.
H3 Нуждается в слуховом аппарате.
H4 Имеет проблемы со здоровьем, выражающиеся в болях и дискомфорте не менее двух дней подряд через каждые два месяца.
H5 Нуждается в обучении в специальной школе из-за проблем с заучиванием или пониманием.
H6 Проблемы со зрением даже при пользовании очками.
H7 Проблемы из-за непонимания его окружающими.

Примечания:

1. Выбор в пределах каждого описания определяется с учетом возраста человека. Трехлетний ребенок, например, не способен гулять без сопровождающих.

2. Лица с несколькими проблемами классифицируются в соответствии с наиболее серьезной.

Таблица 5

Мультипликативные факторы полезности (mi)

Физическое состояние Повседневная жизнедеятельность Социо-эмоц-ные состояния Проблемы здоровья
Уровень m1 Уровень m2 Уровень m3 Уровень m4
Р1 1, 00 R1 1, 00 S1 1, 00 H1 1, 00
Р2 0, 91 R2 0, 94 S2 0, 96 H2 0, 92
Р3 0, 81 R3 0, 77 S3 0, 86 H3 0, 91
Р4 0, 80 R4 0, 75 S4 0, 77 H4 0, 91
Р5 0, 61 R5 0, 50     H5 0, 86
Р6 0, 52         H6 0, 84
            H7 0, 83
            H8 0, 74

 

Достоинством данного метода является его универсальность. Зная достаточно полно состояние при каждом конкретном заболевании на основании приведения данных таблиц, можно беспристрастно оценить значение его коэффициента полезности. Если оценки окажутся смещенными, то в равной степени для всех состояний, следовательно, смещение изменений полезности при каждом вмешательстве будет минимальным.

Во избежание сложных и дорогостоящих процедур (при масштабных исследованиях), связанных с расчетами индекса QALY, Мировым банком и Всемирной организации здравоохранения был разработан другой подход к измерению глобального бремени болезней – DALY.

Главная идея концепции DALY состоит в попытке качественной интегральной оценки состояния здоровья, принимая во внимание различные социальные роли в разных возрастах и их измерения с течением времени. Неотъемлемой частью концепции DALY является учет с помощью специальных коэффициентов весовых социальных предпочтений состояния здоровья различных половозрастных групп населения.

3.1.2. Понятие о здоровом образе жизни.

Самое простое определение здорового образа жизни можно свести к формуле: всё, что в поведении, деятельности людей благотворно влияет на их здоровье. В данное понятие включаются все позитивные для здоровья стороны образа жизни как активной категории: трудовую, социальную, интеллектуальную, образовательную, физическую и, конечно, медицинскую активность.

Здоровый образ жизни – категория общего понятия «образ жизни», включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни.

Мероприятия по формированию здорового образа жизни являются эффективным инструментом укрепления и сохранения здоровья, как на уровне индивидуума, так и общества в целом.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите уровни анализа состояния здоровья.

2. Обоснуйте, какое из известных вам определений индивидуального здоровья наиболее полно характеризует его?

3. Обоснуйте, какое из известных вам определений индивидуального здоровья наиболее приемлемо в практической деятельности врача?

4. Перечислите основные задачи здравоохранения применительно к улучшению здоровья индивидуума?

5. По каким критериям осуществляется оценка индивидуального здоровья?

6. Каковы критерии распределения населения по группам здоровья при комплексной оценке индивидуального здоровья?

7. Дайте определение общественному здоровью.

8. Перечислите основные составляющие оценки общественного здоровья?

9. Охарактеризуйте понятие и дайте определение «фактор риска».

10. Перечислите факторы, обусловливающие здоровье населения в зависимости от степени их влияния.

11. Дайте характеристику образа жизни как главного фактора, здоровья. Перечислите категории образа жизни.

12. Охарактеризуйте понятие качество жизни связанное со здоровьем.

13. В чем заключается сущность методики оценки качества жизни по QALY?

14. В чем заключается сущность методики оценки качества жизни по DALY?

15. Перечислите этапы алгоритма определения QALY на основе таблиц, разработанный Торренсом и соавторами.

16. Дайте определение понятия - здоровый образ жизни.

Тестовые задания по теме «Здоровье населения. Факторы, определяющие общественное здоровье, критерии его оценки. Образ жизни и здоровье».


1.Какое из следующих определений понятия «здоровье» относится к определению, данному ВОЗ в 1958 году?

а) Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов

б) Здоровье человека – это гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными воздействиями

в) Здоровье – это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни

г) Здоровье – это динамическое равновесие организма с окружающей природной и социальной средой, при котором все заложенные в биологической и социальной сущности человека способности проявляются наиболее полно

д) Здоровье – это состояние оптимального функционирования организма, позволяющее ему наилучшим образом выполнять свои видоспецифические социальные функции

 

2.Какое из следующих определений понятия «здоровье» относится к определению, данному Ю. П. Лисицыным (1989)?

а) Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов

б) Здоровье человека – это гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными воздействиями

в) Здоровье – это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни

г) Здоровье – это динамическое равновесие организма с окружающей природной и социальной средой, при котором все заложенные в биологической и социальной сущности человека способности проявляются наиболее полно.

д) Здоровье – это состояние оптимального функционирования организма, позволяющее ему наилучшим образом выполнять свои видоспецифические социальные функции.

 

3. Индивидуальное здоровье оценивается:

а) Только по объективным критериям

б) Только по субъективным критериям

в) По объективным и субъективным критериям

 

4. К основным постулатам понятия “Общественное здоровье“ можно отнести:

а) отношение к общественному здоровью как к производному от здоровья индивидуумов

б) отношение к здоровью общества только как к сумме показателей индивидуального здоровья

в) характеристику общественного здоровья только по демографическим показателям

г) характеристику общественного здоровья только через показатели рождаемости и смертности

 

5. Потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирование и неблагоприятный исход это:

а) Непосредственные причины болезни

б) Факторы риска здоровью

в) Факторы патологического воздействия

г) Патогенные факторы

 

6. Наибольший удельный вес среди факторов, влияющих на общественное здоровье (по Ю. П. Лисицину), приходится:

а) на генетические (наследственные)

б) на факторы внешней среды

в) на образ жизни

г) на уровень развития здравоохранения

 

7.Наиболее важным фактором, оказывающим влияние на здоровье населения, является:

а) наследственность

б) состояние окружающей среды

в) образ жизни

г) состояние здравоохранения

 

8. Среди факторов, определяющих общественное здоровье (по Ю. П. Лисицину), образ жизни:

а) занимает 3-е место

б) является основным

в) не влияет на здоровье

г) не значительно влияет на здоровье

 

9. Среди факторов, определяющих общественное здоровье (по Ю. П. Лисицину), уровень развития здравоохранения:

а) занимает 1 место

б) не влияет на здоровье

в) имеет наименьший удельный вес

 

10. В структуре факторов, влияющих на здоровье населения, доля системы здравоохранения составляет примерно (по Ю.П. Лисицыну):

а) 1-5 %

в) 30-35%

б) 5-7%

г) 8-12%

 

11. В структуре факторов, влияющих на здоровье населения, доля образа жизни составляет (по Ю.П. Лисицыну):

а) 8-12%

б) 18-22%

в) 17-20%

г) 50-55%

 

12. В структуре факторов, влияющих на здоровье населения, доля факторов окружающей среды составляет (по Ю.П. Лисицыну):

а) 8-12%

б) 18-22%

в) 17-20%

г) 50-55%

 

13. В структуре факторов, влияющих на здоровье населения, доля наследственных факторов составляет (по Ю.П. Лисицыну):

а) 8-12%;

б) 18-22%;

в) 17-20%;

г) 50-55%.

 

14. Какую из перечисленных категорий НЕ включает в себя образ жизни?

а) цена жизни

б) уклад жизни

в) стиль жизни

г) уровень жизни

д) качество жизни

 

15. Какой из перечисленных факторов НЕ относится к укладу жизни (социально-экономическим факторам)?

а) условия труда

б) условия быта

в) культурные традиции

г) качество жизни

 

16. Система наиболее существенных, типичных характеристик способа деятельности или активности людей, в единстве ее количественных и качественных сторон, являющихся отражением уровня развития производительных сил и производственных отношений это:

а) условия быта

б) условия труда

в) образ жизни

г) образ мышления

 

17. Под укладом жизни людей понимают:

а) размеры реальных доходов населения

б) обеспеченность людей мед. помощью

в) условия, в которых происходит жизнедеятельность людей

г. индивидуальные особенности поведения, проявления жизнедеятельности, активности, образа и стиля мышления

 

18. Стиль жизни это:

а) к принятому в обществе укладу быта, культуры

б) к материальным и духовно-нравственным условиям, сопутствующим образу жизни

в) к индивидуальным особенностям жизни, мысли, стиля мышления, поведения

 

19. Уровень жизни характеризуют:

а) размер и структура материальных потребностей

б) уклад быта

в) определяющие образ жизни факторы

г) размеры реальных доходов населения

 

20. Образ жизни включает все перечисленные ниже категории, кроме:

а) качества жизни

б) уровня жизни

в) наличия вредных производственных условий

г) уклада жизни

д) стиля жизни

 

21. Какой критерий включает в себя понятие «качество жизни»?

а) психологический

б) социальный

в) физический

г) духовный

д) все из перечисленных

е) никакой из перечисленных

 

22. QALY это:

а) годы жизни, скорректированные по качеству

б) потерянные годы трудоспособной жизни

в) годы жизни, скорректированные по нетрудоспособности

г) годы жизни, скорректированные по количеству

 

23. DALY это:

а) годы жизни, скорректированные по качеству

б) потерянные годы трудоспособной жизни

в) годы жизни, скорректированные по нетрудоспособности

г) годы жизни, скорректированные по количеству

 

24. В основу оценки QALY (по Торренсу) заложены следующие признаки:

а) физическое состояние (подвижность и физическая активность)

б) повседневная жизнедеятельность (самообслуживание и другие формы)

в) социально-эмоциональные функции (эмоциональное благополучие и социальная активность)

г) особые проблемы здоровья

д) пункты а, б, в, г

е) пункты а, б, в

 

25. Здоровый образ жизни это:

а) только отказ от курения

б) только отказ от алкогольных напитков

в) гигиеническое поведение, направленное на укрепление здоровья, обеспечивающее высокий уровень трудоспособности, достижение активного долголетия

г) только поведение, направленное на отказ от вредных привычек


Самостоятельная работа:

Используя способ оценки качества жизни (метод QALY), определите свой уровень качества жизни в настоящий момент времени.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения // под ред. проф. Ю.П. Лисицына.-Казань.- 1999г.-697 с.

2. Гончарова Г.Н. Медико-социальные проблемы безопасного материнства и детства.- Красноярск.-1997 г.

3. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения // под ред. Ю.П. Лисицына.-T.l.- М.; Медицина.- 1987г.

4. Лисицын Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения (проблемные лекции), - М.: Медицина.-1992 г.

5. Брехман Н.Н. Валеология - наука о здоровье.- М.: Наука.- 1992 г.

6. Задачи по достижению здоровья для всех /политика здравоохранения для Европы/ Европейская серия " Здоровье для всех”.- Копенгаген.-1992.г.

7. Бедный М.С. Демографические факторы здоровья, - М.: Финансы и статистика.- 1984т.


[1] В 1946 г. Устав ВОЗ определил здоровье как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или других дефектов». В 1977 г. ВОЗ расширила определение здоровья, дополнив его понятием «социальной и экономической продуктивности индивида, и поставила задачу достижения к 2000 г. состояния здоровья населения всего мира, при котором народы смогут вести продуктивную в социальном и экономическом смысле жизнь».

[2] Согласованное заявление 1988 года «О занятиях спортом, физической подготовке и здоровье в США».

[3] Термин «качество жизни» вошел в обиход в тех развитых обществах, где все основные материальные блага являются широко доступными. Определение ВОЗ (1999): Качество жизни – оптимальное состояние и степень восприятия отдельными людьми и населением в целом того, как удовлетворяются их потребности (физические, эмоциональные, социальные и пр.) и предоставляются возможности для достижения благополучия и самореализации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.