Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическая работа №1.






Методические рекомендации к практическим занятиям

 

 

по дисциплине Физиология-2 для специальности 051301 «Общая медицина»

 

 

Раздел: Дыхательная система

Практическое занятие: № 1

 

Тема: Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Изучение параметров внешнего дыхания при физической нагрузке.

 

Курс: 3

Факультет: Общая медицина

 

 

Составители: Хамчиев К.М.

Коппель Т.А.

 

 

Астана- 2014г.

 

1.Тема: Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Изучение параметров внешнего дыхания при физической нагрузке.

2. Цель: Формирование у студентов знаний об основных закономерностях процессов газообмена у здорового человека, механизмов его регуляции для понимания важнейших принципов и путей компенсации функциональных расстройств работы дыхательной системы.

3. Задачи обучения: научить понимать физиологические процессы, регулирующие газзобменную функцию дыхания, понимать основные механизмы первого вдоха новорожденного, привить навыки исследования функций дыхания при различных условиях.

4. Основные вопросы темы:

1. Регуляция дыхания.Структуры ЦНС, обеспечивающие дыхательную периодику.

2. Механорецепторы легких, их значение в саморегуляции частоты и глубины дыхания. Рефлексы Геринга и Брейера.

3. Гуморальная регуляция. Опыт Фредерика.

4. Значение гипоталамуса, лимбической системы и коры больших полушарий в регуляции дыхания.

5. Условно-рефлекторная и произвольная регуляция дыхания.

6. Влияние на частоту и глубину дыхания газового состава и рН артериальной крови. Центральные и периферические хеморецепторы, их значение в обеспечении газового гомеостаза.

7. Изменение вентиляции легких при гиперкапнии и гипоксии.

8. Дыхание при физической работе, при повышенном и пониженном барометрическом давлении.

9. Защитные дыхательные рефлексы.

10. Функциональная система поддерживающая постоянство газового состава крови.

11. Первый вдох новорожденного ребенка.

12. Особенности регуляции дыхания у детей

 

5.Методы обучения и преподавания: Выполнение практических работ: спирография при физической нагрузке, повышенном и пониженном содержании СО2. Решение ситуационных задач и тестовых заданий по системе дыхания. Работа в малых группах, обсуждение результатов исследования, оформление протоколов.

Практическая работа №1.

ВЛИЯНИЕ НЕКОТОРЫХ ФАКТОРОВ НА РЕГУЛЯЦИЮ ДЫХАНИЯ (НАБЛЮДЕНИЕ НА ЧЕЛОВЕКЕ).

Цель работы: пользуясь методом пневмографии, изучить влияние, па частоту и глубину дыхания некоторых рефлекторных и гуморальных факторов, а также процессов координации в центральном нервной системе.

Методика:

1. Защитные рефлексы на дыхание:

а) укрепить на грудной клетке испытуемого манжетку пневмографа, заполнить её воздухом и соединить ёе с капсулой Марея. Писчик капсулы установить так, чтобы он касался поверхности кимографа. Записать дыхательные движения при медленном вращении барабана кимографа;

б) испытуемому взять в рот воду и, не глотая ее, продолжать нормально дышать. Затем проглотить воду во время вдоха. Изменилось ли дыхание и почему? Повторить опыт, проглотив воду во время выдоха;

в) Во время записи дыхательных движений поднести неожиданно к носу испытуемого ватку, смоченную раствором аммиака, и подержать её 2-3 с. Происходит задержка дыхания. Почему?

 

2. Влияние повышенного и пониженного содержания СО2 на дыхание:

а) во время записи дыхательных движений после глубокого вдоха задержать дыхание насколько возможно. Как изменится дыхание после задержки, и почему?;

б) испытуемому произвести очень глубокое дыхание (гипервентиляцию), дыхание записать. Гипервентиляцию производить в течение 1 мин., затем ее прекратить и записать дыхание после гипервентиляции. Как оно изменилось? Обычно, через несколько секунд наступает остановка дыхания;

в) отсоединить капсулу Марея от пневмографа и произнести бег на месте в течение 1 мин. Быстро восстановить связи испытуемого с капсулой Марея и записать дыхание. Изменилось ли оно?

3. Влияние на характер дыхания процессов координации двигательные актов:

а) записать дыхание испытуемого, дав ему задание вдеть нитку в ушко иголки. Как изменится дыхание?;

б) записать дыхание при ритмическом разговоре (чтение стихов).

Оформить результаты работы и выводы.

При оформлении результатов работы необходимо схематически отобразить возможные изменения характера дыхания (графики). В выводах следует объяснить наблюдаемые изменения дыхания.

Литература.

Лекции по теме.

Основная:

1. Судаков К.В., и др. Нормальная физиология в динамических схемах: атлас: учеб.пособие. – М., 2009.

2. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М.. Нормальная физиология: Учебник для студентов медвузов.- М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007.

3. Ноздрачев А.Д., Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник + СД-диск. – М., 2006. – 696 с.

4. Физиология человека. Под ред. Р.Шмидта, Г. Тевса. М.,., в 3-х томах.- 2007.

Дополнительная:

1. Ткаченко Б. И. и др. Физиология человека.Compendium: учебник. – М., 2009.

2. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ре. Ю.В.Наточина, В.А.Ткачука. – М.: ГЭАТАР-Медиа, 2007. – 384 с.

3. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие / Н.Н.Алипов, Д.А.Ахтямова, В.Г.Афанасьев и др.; Под ред. С.М.Будылиной, В.М.Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

4. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна.-М.: Высшая школа, 2007.

5. Судаков К.В., Киселев И.И. и др. Нормальная физиология в динамических схемах: Атлас (цветной, иллюстрированный): учебное пособие. – М., 2007. – 350 с.

6. Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной работы студентов / Под ред. А.А. Утебергенова, Д.А. Адильбековой. - Шымкент, 2006. - 66 с.

7. В.М. Смирнов. Физиология в рисунках и таблицах.- М., «МИА», 2007.

7. Контроль:

Решение ситуационных задач:

Задача № 2. Как изменится дыхание испытуемого, если во вдыхаемом воздухе повысится содержание СО2?

 

Задача № 6. В замкнутом пространстве у человека возникло явление гиперкапнии. Как это повлияет на характер дыхания и газообмена в легких?

 

 

АО «МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АСТАНА»

 

Факультет общей медицины, фармации и стоматологии

 

Кафедра нормальной физиологии

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.