Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема. Глаголъ.






 

Если в советской школе, когда вы начинали изучать русский язык или родную речь, кто в те времена учился, начинали с имён существительных, то древлеславенская всегда начинала с глагола. И чтобы запомнить основу речи для детей была, как бы, придумана считалочка:

«Часть речи, которая упала с печи и ударилась об пол - называется глагол».

Вдумайтесь, в этой присказке, как бы, уже сразу указано, что данная форма выражает не только сущность и образ, она выражает действие, поэтому глаголиша, т.е. глаголить - повествовать о совершённом действии. Сейчас мы говорим фразу: «Живое слово», раньше было - «Живой глагол», потому что передавалось сущность и образ.

Глаголам свойственны категории залога, вида, наклонений, времени, лица, числа, рода. Видите. Существительное – то, что существует, а глагол, видите, - сразу же какой большой объём информации. Допустим, смотрите - «Пришедше в лес», сейчас как бы сказали - «Мы пришли в лес». Т.е. сначала ставим существительную форму - «Мы», потом, куда направилось – «пришли» и место направления, оконечная точка – «в лес». А когда идёт повествование, т.е. глаголиша – «пришедше» о лесе, т.е здесь уже глагол определяет: «пришед», значит он пришёл (един), пришедше, пришедша – т.е., кто конкретно. Заметьте, окончательные формы глагола, т.е. виды, наклонения залога и прочее-прочее, они уже несли в себе форму, несли содержание, несли образ, несли структуру.

Отступление от этого. Сейчас сделали что? Т.е. эта система, будем говорить, иудей Луначарский придумал: ОНЪ (единственное число) - ОНИ (множественное число)

ОНА (единственное число) - ОНИ (множественное число).

Но, старая-то форма говорила. Женская форма не правильная. Луначарский для чего сделал, чтобы стереть различие между мужчинами и женщинами. Вспомните Булгакова «Собачье сердце» фильм. Все смотрели? – «А вы кто? Мужчина или женщина». – «А какая вам разница товарищ».

ОНЪ (един. число мужского рода) – ОНИ (множ. число мужского рода)

ОНА (един. число женского рода) - (множ. число женского рода).

Здесь, что? «Они пришли» - сразу же ясно, кто пришёл – мужчины, «Оне пришли» - значит пришли женщины. Но когда пришли мужчины и женщины, что будет? Будет третья форма – Оные.

Вот тогда ОНЫЕ пришли, или, если ещё брать старую форму древлеслвенского начального, будем говорить, наречия, будет ЫНЫЕ.

Видите, как форма менялась? Были ЫНЫЕ, ОНЫЕ, т.е. он и они.

Ыные означало, как повествование вообще об иных людях, которые не принадлежат к твоему роду.

Оные – мужчины и женщины, допустим, одной общины, одного рода, одного поселения, а вот «ыные», уже говориться о всех. Будем говорить неруси – большевики, они этого не знали, т.е. это мы видели, когда составляли Буквицу и Азбуку. Помните параллели? Прочерки, выброшенные буквы. Почему? А для них вообще не понятно, зачем нужно множество букв, они же образов не знали.

Переходим дальше. В скобочках себе пометьте.

«В двойственном числе также употребляется у причастий первого рода».

В составе глагольных форм были различия:

формы, составляющие систему трёх наклонений:

- первая это у нас изъявительное наклонение, т.е. когда мы это изъявили;

- второе - повелительного наклонения;

- третье - условного наклонения или, как его ещё называли, сослагательного. Сослагательное, т.е. совместно слагали данную форму;

и формы, стоящих не в системы наклонений:

- Навья. – Инфинитив, т.е. неопределённая форма. Понимаете, сейчас ввели это понятие «инфинитив», а раньше в принципе было понятно. Какая форма? Навья, она не определена, Навь то большая.

- Данна. – Супир. (Сейчас называют? Да, по отношению к изучению древнерусского языка).

- Причастие.

Следует заметить, что данну или супин сейчас считают формой особого древнерусского достигательного наклонения. Т.е. видите, супин это как бы достигательное, т.е. то, чего можно достигнуть. Вот она «данна» форма. Ну, тебе дана какая то определённая форма. Раз она тебе дана, значит, ты её достиг, т.е. ты к ней прикоснулся, а вот это и есть достигательное наклонение.

И причастие, т.е. причастность, т.е. присутствовали как бы при этом.

Глаголу свойственны видовые различия, но не совсем такие, как в современном языке. А формальные признаки залога в древнерусском и древлеславенском языках имели преимущественно причастие, т.е. каким видом ты причастен к данному объяснению факта события, хотя и не только они.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.