Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие воображения в дошкольном возрасте






Воображение – это психический процесс, заключающийся в создании таких образов предметов и явлений, которых мы раньше не воспринимали и которые могут реализоваться в оригинальных продуктах деятельности [5].

Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью[3, с. 85].

Как и другие психические процессы, воображение бывает произвольным(преднамеренным) и непроизвольным(непреднаме­ренным). Первое имеет место, когда человек, занятый каким-ни­будь творческим трудом, заставляет работать свое воображение. Это бывает в процессе создания литературных произведений, в деятельности изобретателя конструктора и даже при обычном труде, когда надо обдумать и хорошо представить то, что будешь делать.

Непроизвольное воображение проявляется тогда, когда ника­кой задачи перед человеком не стоит, но он невольно начинает мечтать, фантазировать. Иногда эти процессы приобретают ха­рактер грези протекают при неполном контроле сознания. К не­произвольной деятельности воображения относятся и сновидения, вкоторых образы действительности нередко приобретают очень причудливый характер.

В зависимости от самостоятельности и оригинальности обра­зов воображение бывает воспроизводящее и творческое.

Воспроизводящеевоображение (его называют также воссоз­дающим или репродуктивным)возникает на основе описаний или изображений, например, чертежей, схем и т.д.), выполненных другими. Читая книгу, мы представляем картины природы, или события, мысленно видим людей, которых описывает автор.

Воспроизводящее воображение необходимо в жизни, в труде и в учебной работе. Если бы мы не могли достаточно четко вызывать в своем воображении образы предметов, явлений и действий, о которых нам хотят сообщить другие люди, мы мало понимали бы друг друга и совсем не могли бы заимствовать чужой опыт.

Творческоевоображение заключается в самостоятельном соз­дании новых образов (конечно, тоже на основе прошлых восприя­тий). Оно связано с творческой деятельностью человека. Этот вид воображения более сложный, чем воспроизводящее воображение.

Без творческого воображения немыслима деятельность любого человека занятого созданием чего-то нового, оригинального [10, c. 91].

Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Воображение является необходимой частью единого процесса психического отражения мира человеком. Его можно рассматривать как процесс (форму) и как результат (содержание) отражения объективной действительности. Сложность при выявлении специфики воображения обусловлена тем, что оно тесно переплетается со всеми видами познания, отделение воображения от них очень затруднительное дело.

Создатель психоанализа 3. Фрейд рассматривал воображение как первич­ную, изначальную форму детского сознания. Принцип удо­вольствия, который господствует в раннем детстве, находит свое отражение в фантазиях и грезах ребенка. Согласно З. Фрей­ду сознание ребенка до определенного возраста свободно от реальности и только обслуживает его желания и чувствен­ные тенденции [11].

Примерно ту же позицию продолжает и развивает Ж. Пиаже. Исходной точкой развития ребенка, по Пиаже, является мыш­ление, не направленное на действительность, т.е. миражное мышление или воображение. Детский эгоцентризм есть пере­ходная ступень от воображения к реалистическому мышлению. Чем младше ребенок, тем более его мысль направлена на вооб­ражаемое удовлетворение его желаний. Лишь в более позднем возрасте ребенок начинает учитывать реальность и приспосаб­ливаться к ней.

Согласно этой позиции воображение отличается от реалистического мышления тем, что оно:

- подсознательно (ре­бенок не осознает своих целей и мотивов);

- направлено на соб­ственное удовольствие, а не на реальную деятельность в окружа­ющей действительности;

- является образным, символическим мышлением, оно не может быть выражено в словах и сообщено другим людям [32, с. 28].

Л.С. Коршунова считает, что «воображение вплетается во все формы познавательного процесса, выступая компонентом восприятия, представлений, мышления» [21, c. 85]. По мнению Л.С. Коршуновой, воображение осуществляет функциональную связь всеобщих форм познания, выполняя в познании специфическую роль. Существует большое количество взглядов на проблему воображения. Но практически все психологи приходят к выводу, что воображение состоит в создании нового, новых образов посредством преобразований над совокупностью образов субъекта. В процессе познания всегда с необходимостью функционирует нечто старое, уже известное и на этой основе открывается нечто новое, до того - неизвестное. Это неизвестное и есть воображение. Л.С. Коршунова полагает, что «Воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие - то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в самое течение наших впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением» [21, c. 90].

А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский определяют воображение следующим образом: «воображение — психический процесс, выражающий­ся:

- в построении образа, средств и конечного результата предметной деятельности субъекта;

- в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределена;

- в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность;

- в создании образов, соответствующих описанию объекта. Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению».

Каждый образ, созданный в воображении, является в какой-то степени и воспроизведением и преобразованием действительности. Воспроизведение -основная характеристика памяти, преобразование - основная характеристика воображения. Если основная функция памяти - сохранение опыта, то основная функция воображения - его преобразование [29, с. 157].

Образы воображения опираются на представления памяти. Но эти представления подвергаются глубокому изменению. Представления памяти - это образы предметов и явлений, которые мы в данный момент не воспринимаем, но когда-то воспринимали.

Все представления воображения строятся из материала, полученного в прошлых восприятиях и сохраненного в памяти. Деятельность воображения всегда является переработкой тех данных, которые доставляются ощущениями и восприятиями. Из «ничего» воображение творить не может (слепой от рождения не может создать цветовой образ, глухой - звуков). Самые причудливые и фантастические продукты воображения всегда строятся из элементов действительности.

Воображение - одна из фундаментальных характеристик человека. В нем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков. Философ Э.В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве... Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты» [15].

Воображение тесно связано с мышлением, поэтому способно

активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления. Вообще воображение связано со всеми сторонами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами. Многие исследователи отмечают роль воображения в художественном, литературном, научном, творчестве, других видах человеческой деятельности. В науке существуют утверждения, что воображению принадлежит решающая роль в достижении творческих успехов. Все более распространенным становится точка зрения, согласно которой понятия «одаренная личность», «психологически нормальный индивидуум» - почти равнозначны. Лишь реализация творческих задатков делает человека психически нормальным. Однако в отличие от многих психологических явлений до сих пор остается неоднозначным: от полного подчинения воображению всего поведения человека, до абсолютного отрицания его самостоятельного существования. Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий; будет принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и ушел бы приспособляться только поскольку, постольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. На деле воображение как основа всякой деятельности одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное, и техническое творчество. «Всякое изобретение, - говорит Рибо, - крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением - постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений».

Воображение - не действительность, но оно не может без действительности, так как именно элементы действительности являются для него питающей средой. С другой стороны, подчас именно воображение определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей деятельности.

Физиологическая основа воображения - образование новых сочетаний из временных нервных связей, уже сформировавшихся в коре больших полушарий мозга.

Существует большая зависимость между воображением и умом человека. Развитие воображения неразрывно связано с развитием личности в целом. Воображение можно тренировать и развивать, как любую сторону психической деятельности человека. Воображение развивается, прежде всего в той деятельности, в которой нельзя обойтись без воображения. В каждом человеке заключен какой-то «кусочек фантазии», но у каждого фантазия, или воображение, проявляется по-разному, в зависимости от направленности личности - ее интересов, знаний, эмоционального настроя.

Воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно-манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности [33, c. 293].

В психической жизни дошкольника воображение играет исключительно важ­ную роль.Воображение в дошкольном, возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместес тем проблема развития воображения хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии. В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов.

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте:

— воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;

— оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;

— ребёнок осваивает приемы и средства создания образов;

— воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов [34].

Особенности развития воображения у дошкольников изучались Л.С. Выготским, Д.Б Элькониным, О.М. Дьяченко. В данных исследованиях выделены следующие этапы развития воображения.

Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.

Первые проявления воображения можно наблюдать тогда, когда ребенок начинает действовать не на основе реальности, а на основе возникающих у него собственных представлений. Когда малыш стучит погремушкой по кроватке, когда собирает пирамидку или даже сует ложку каши из своей тарелки в рот любимой кукле, о воображении говорить не приходиться.

Ребенок видит реальный предмет, берет его и действует с ним, как этот предмет требует. Но вот малыш начинает кормить куклу палочкой-ложкой, укладывать спать медвежонка в коробку - кроватку, мыть руки камушком-мылом. Во всех этих ситуациях ребенок действует с одним предметом, а воображает на его месте другой.

Первые проявления воображения относят к двум с половиной – трем годам, потому что именно в этом возрасте ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации, с воображаемыми предметами. Возникает это, прежде всего, в игре. На значение игры для психологического развития ребенка указывали многие педагоги и психологи.

Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: «В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительности, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжаться своими же созданиями» [35, c. 8]. В игре ребенка раскрываются те его возможности, которые еще не реализуются в реальной жизни. Это как бы взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее и, конечно, проявляет больше фантазии и воображения, чем во многих других ситуациях. И это естественно. Ребенок должен обязательно соотносить свои желания с желаниями других детей, иначе он просто не будет просто принят в игру. Он может упрямиться с родителями, с воспитателями, но только не с партнерами по игре.

Игра формирует у ребенка навыки общения, умения устанавливать со сверстниками определенные отношения. Кроме того, принимая ту или иную роль, ребенок усваивает и необходимые для исполнения этой нормы правила поведения. Ребенок должен быть нежным и заботливым в роли мамы, добрым и внимательным в роли доктора, вежливым и аккуратным в роли продавца. И уж конечно, он должен уметь придумать и во что играть, и что использовать для игры, и что сказать и что сделать в каждой из принятых ролей. И именно дети, отличающиеся богатством фантазии и выдумки, охотнее всего принимаются в игру, а чаще всего сами бывают зачинателями и организаторами игр.

Наблюдая поведение детей в игре, некоторые психологи считали, что в игре только проявляется воображение ребенка, которое просто изначально присуще ему. Однако еще Л.С. Выготскому удалось доказать, что в игре не проявляется, а появляется воображение ребенка. На самом деле воображение ребенка питается тем, что он видит в действительности, тем, что его интересует и волнует. В своих представлениях он перерабатывает увиденное и услышанное и воспроизводит это в играх, сказках, рисунках. Иногда эта переработка заводит так далеко, что взрослые не сразу могут увидеть за выдумками ребенка те впечатления, которые разбудили его фантазию. Но в простых случаях связь воображения ребенка с реальностью прослеживается очень четко.

К развитию воображения относится варьирование бытовых действий посредством сюжетных значений, создание мнимых ситуаций из любых источников, детализация сюжета изобразительными действиями и мимикой, управление своим поведением на основе взятой роли, ориентация в ролевой игре на правила и схему отношений. В плане словесного общения воображение развивается по линии варьирования слов, словесных характеристик образов, представления позиции собеседника, словесной игры образов, учета заданных условий при включении в воображаемые события [35, с. 10].

Развитие воображения на ранних этапах дошкольного детства подробно рассматривается в работах О.М. Дьяченко. Автор выделяет два вида воображения - аффективное и познавательное - и прослеживает их развитие, начиная с двух с половиной - трех лет.

Познавательное воображение О.М. Дьяченко связывает со специфическим отражением объективного мира, преодолением противоречий в представлениях ребенка о действительности, достраиванием и уточнением целостной картины мира.

На ранних этапах детства (до пяти лет) познавательное воображение связано сначала с овладением новыми действиями с предметами, с обращением к предметам - заместителям, и чуть позднее - с развитием ролевой игры, рисования, конструирования и имеет в этом возрасте воспроизводящий характер.

Аффективное воображение, по мнению О.М. Дьяченко, направлено на разрешение внутренних конфликтов, на изживание отрицательных переживаний и на овладение позитивными образцами человеческих отношений и эмоций. В период детства, предшествующий пятилетнему возрасту, аффективное воображение связано с проигрыванием ребёнком своих переживаний (в основном, переживаний страха) и выступает в большей мере в качестве защитного механизма, чем механизма усвоения смыслов социального поведения [11, c. 9].

Д.Б. Эльконин в своем исследовании методов развития творческого воображения выяснил, в какой мере дошкольники в игре следуют логике реальной жизни и насколько они стойки в осуществлении этой реалистической тенденции. Он выдвинул предположение, что само возникновение образов фантазии вызывается столкновением реалистической идеи с ограниченными средствами ее воплощения - это создаёт необходимость дополнить недостающие элементы ситуаций образами воображения.

Возможность реализации творческого потенциала у детей не одинакова, и, как уже отмечалось ранее, это зависит от характера и качества его взаимодействия с взрослым на разных этапах дошкольного детства. По мнению А.М. Матюшкина, наиболее общей характеристикой и развивающим, механизмом творческой личности является ярко выраженная познавательная потребность ребенка, составляющая основу познавательной мотивации. Именно в процессе взаимодействия ребенка с взрослым происходит превращение детских вопросов из необходимого средства речевого общения, познания мира в необходимое звено самостоятельного мышления.

К четырем - пяти годам в процесс воображения включается специфическое планирование, которое имеет ступенчатый характер. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат, а затем планирует следующий шаг.

Следующий этап в развитии воображения дошкольника — возраст шести - семи лет. К этому времени ребенок уже осваивает основные образцы поведения и деятельности и получает свободу в оперировании ими. Он уже свободен от усвоенных стандартов и может комбинировать их.

Аффективное воображение на этом этапе, как и на предыдущем, направлено на изживание полученных психотравматических воздействий путем их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности. Однако в случае устойчивого конфликта с реальностью дети нередко обращаются к замещающему воображению. Именно в этом возрасте начинают обычно существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. В этом возрасте уже не нужна опора на внешние действия и реальные предметы: ребенок может проигрывать различные сюжеты во внутреннем плане. Так, В.С. Мухина описывала игру своего сына, когда он молча лежал в течение часа среди игрушек, а на вопрос, что он делает, ответил, что играет с ними, представляя все, что они делают [33, c. 293].

Познавательное воображение в этом возрасте не просто передача впечатлений, но и поиск приемов для этой передачи. Возможности выбора таких приемов определяются овладением культурой игры и художественного творчества. Дети начинают обдумывать идею предстоящей игры, предварительно строить замысел своего рассказа или ри­сунка.

На этом этапе появляется целенаправленное планирование: ребенок может уже до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его, корректируя по ходу выполнения. Целостный образ начинает строиться способом включения, когда заданный взрослым элемент становится лишь второстепенной деталью собственного образа воображения ребенка.

Старший дошкольник в своем воображении может создавать разнообразнейшие ситуации, в которых он выступает в самых прекрасных своих проявлениях. Своеобразный реализм, стремление следовать правде поведения жизни проявляются в рассказах, сказках, сочиненных самими детьми шестилетнего возраста.

Воображение ребенка, возникнув на границе раннего и дошкольного возраста, претерпевает серьезные изменения в дошкольном возрасте. Наряду с дальнейшим развитием непроизвольного воображения появляется качественно новый тип воображения - произвольный. Его появление и дальнейшее развитие в дошкольном возрасте психологи связывают с возникновением новых, более сложных видов деятельности, с применением содержания и форм общения ребенка с окружающими людьми.

Таким образом, воображение – это психический процесс, заключающийся в создании таких образов предметов и явлений, которых мы раньше не воспринимали и которые могут реализоваться в оригинальных продуктах деятельности.

Воображение в дошкольном возрасте проходит развитие в три основных этапа.

Первый этап - 2, 5 – 3 года. В этом возрасте происходит разделение воображения на познавательное и аффективное. Познавательное воображение обнаруживается в тех ситуациях, когда ребёнок с помощью игрушек (кукол) разыгрывает некоторые знакомые ему действия и их возможные варианты. Аффективное воображение проявляется при проигрывании ребёнком своего переживания.

Второй этап - 4-5 лет. Ребёнок нацелен на освоение норм, прежде всего социальных, а также правил и образцов деятельности. Уровень творческого воображения в этом возрасте снижается. Познавательное воображение ребёнка связано с бурным развитием в этом возрасте ролевой игры, рисования, конструирования. Оно носит воспроизводящий характер, так как ребёнок нацелен на следование образцам. На этом же этапе в процесс воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым. Возможность ступенчатого планирования приводит детей к возможности направленного словесного творчества, когда ребёнок сочиняет сказку, нанизывая события одно за другим.

Третий этап - 6-7 лет. Аффективное воображение ребёнка направлено на изживание полученных психотравмирующих воздействий путём их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности. В своих произведениях дети не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приёмы для этой передачи.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.