Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема № 19. Факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности регионов






1. Организационно-экономические факторы

2. Сравнительный анализ отечественных и зарубежных факторов

3. Новые тенденции в соотношении отдельных факторов

1. Социально-экономическое развитие регионов в настоящее время испытывает влияние трех главных факторов.

Рыночного – взаимопроникновение региональных, национального и мировых рынков. Для РК и его регионов наиболее значимым являются либерализация внешней торговли и снятие протекционистских ограничений в ближайшем будущем в результате вступления в силу соглашения с ЕС и возможным принятием в ВТО.

Конкурентного – усиление конкуренции на всех перечисленных рынках, особенно неценовой конкуренции – конкуренции в области качества жизни и инноваций.

Производственного – постепенный переход от фордизма к пост фордизму как способу организации производства, что подразумевает замену массового производства мелкосерийным; замену вертикальной организации труда – горизонтальной; низкой индивидуальной ответственности – соучастием индивида в производственном процессе.

Для качественной характеристики и оценки динамики изменения внутренней среды достаточно проанализировать следующие группы факторов, характеризующих:

· производственно-ресурсный потенциал региона;

· структуру регионального рынка;

· кадровый потенциал региона;

· региональный бюджет;

· стратегию региона.

Внешняя среда региона прямого воздействия включает взаимосвязи с партнерами:

· внешними поставщиками товаров и услуг;

· внешними потребителями;

· регионами-конкурентами;

· финансовыми организациями;

· транспортными предприятиями.

Среда косвенного воздействия на регион может включать следующие группы факторов влияния:

· общеэкономические;

· общеполитические;

· научно-технические;

· природно-экологические;

· демографические.

 

2. Традиционно в отечественной экономической литературе выделяют следующие группы факторов размещения:

Соответствие некоторых отечественных и зарубежных факторов

Отечественные факторы Зарубежные факторы
Сырьевой – наличие сырья и его экономическая оценка Расходы на используемое сырье Расходы на комплектующие, полуфабрикаты и услуги со стороны
Топливно-энергетический – обеспеченность ресурсами ТЭК Расходы на энергию
Водный – обеспеченность водными ресурсами -
Земельный – обеспеченность земельными ресурсами Цена земельных участков
Трудовой – обеспеченность трудовыми ресурсами соответствующей квалификации Уровень заработной платы, включая отчисления на социальные нужды Наличие соответствующих трудовых ресурсов
Транспортный: Наличие коммуникаций Стоимость перевозок Транспортное положение и транспортные связи Транспортные издержки Наличие телекоммуникаций
НТП – уровень НТП, обеспечивающий эффективность применения ресурсов Наличие технологий и ноу-хау
Потребительский – наличие основной массы потребителей товаров и услуг Покупательная способность населения
Экономико-географическое положение Территориальное расположение, близость рынков
Агломерационные эффекты Нагрузка на окружающую среду, инфраструктурное оснащение, эффекты синергии*

*синергия – синергический эффект, возрастание эффективности деятельности в результате соединения, интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет так называемого системного эффекта.

В зарубежной теории и практике в настоящее время принят несколько иной стандартный набор факторов. В первую очередь различают две большие группы факторов: так называемые «жесткие» и «мягкие».

Под «жесткими» понимаются количественно измеряемые факторы: а) ориентированные на производственный ресурсы (земля, рабочая сила, капитал); б) ориентированные на производство и сбыт продукции (близость партнеров по кооперации, инфраструктура, структура населения и потребления); в) установленные государством (налоги, система хозяйствования, субсидии и программы поддержки).

3. Соотношение между отдельными факторами размещения и их значимость находятся в постоянном движении. Все же для середины 90-х годов можно зафиксировать несколько общих изменений, которые в еще большей степени будут действовать в начале нового века.

Важнейшей тенденцией является то, что значение жестких факторов размещения снизилось в пользу мягких. Именно мягкие факторы все чаще становятся условиями экономического успеха.

По группе жестких факторов в соответствии со структурной перестройкой экономики от первичного (сельское хозяйство) ко вторичному (промышленность) и третичному (услуги и информация) секторам факторы «земля», «близость к источникам сырья», «издержки на заработную плату и первоначальный капитал» теряют свое значение в пользу агломерационных преимуществ (близости рынков, оснащения инфраструктурой и т.д).

В ходе дальнейшего развития транспорта и коммуникаций снизилась роль транспортных издержек. В то же время качество транспортных соединений (наличие международных аэропортов, скоростных железнодорожных линий) играет первостепенную роль.

Среди мягких факторов определяющий вес получают стабильность экономического, социального и политического положения. Возрастает значение близости к исследовательским центрам, хороших условий жизни для высококвалифицированных трудовых ресурсов. Важным фактором становится и само наличие у управленческих структур региона стратегии согласованного развития, которая главной своей целью должна иметь создание благоприятного имиджа региона.

В аспекте конкретных регионов более высокую значимость будут иметь те факторы, которые характерны для отраслей специализации регионального социально-экономического комплекса.

В более общем плане вес фактора будет зависеть от его способностей локализоваться и быть мобильным: наиболее привязанными к территории будут факторы с сильной концентрацией и немобильные.

Из всей совокупности факторов выделяются главные, действующие в конкретном регионе и/или преимущественно воздействующие на выбор местоположения данного предприятия.

Актуальным требованием становится жесткая работа по анализу и позитивному влиянию на мягкие факторы размещения. Заинтересованные в этом региональные и муниципальные органы власти и управления подталкиваются к долговременной деятельности по улучшению производственной, социальной, институциональной и экологической инфраструктур региона, созданию и поддержанию его имиджа как средства привлечения инвестиций. Иными словами, регион из места реализации маркетинговых решений хозяйствующих субъектов сам превращается в продукт, сбываемый на рынке. Соответственно, ответ на вопрос: как это лучше сделать? – дает новое направление на стыке маркетинга и экономики региона – маркетинг регионов.

Вопросы для самопроверки:

1. Новые тенденции в соотношении отдельных факторов

2. Основные факторы социально-экономического развития

Список рекомендуемой литературы

1. Иванова К. Малый инновационный бизнес в странах развитой рыночной экономики // Российский экономический журнал. - 1995. - №12.

2. Ионов М. Роль государства в экономике // Экономист. - 1995. - №8.

3. Коровин В. Европейская интеграция и региональная политика // Мировая экономика и международные отношения. - 1994. - №4.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.