Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Познавательная деятельность. Истина и ее критерии






В процессе своей деятельности человек приобретал зна­ния — совокупность сведений, информации об окружающем мире и о себе. Знания появляются в результате познаватель­ной деятельности. Субъектом познания является как отдель­ный человек, так и все общество. Объектом познания может быть отдельный предмет или весь окружающий мир. Выделя­ют следующие виды познания: обыденное, научное, философ­ское, художественное, социальное.

В ходе познавательной деятельности человек проходит две ступени. Первая ступень — чувственное (сенситивное) по­знание, когда человек познает окружающий мир с помощью органов чувств (вкуса, осязания, зрения, слуха и обоняния). Формами чувственного познания являются ощущения (от­ражение отдельных свойств и качеств предметов), восприя­тие (формирование целостных образов предметов и их

свойств), представление (сохранение в сознании чувственно­го образа).

Вторая ступень познания — рациональное познание (лат. ratio — разум). Основными мыслительными операциями яв­ляются анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение (абстрагирование). Рациональное познание осуще­ствляется в форме понятия, суждения и умозаключения.

Понятие — вид мысли, отражающей общие и существен­ные признаки предметов и явлений. Суждение — форма мыс­ли, в которой через связь понятий утверждается или отрица­ется что-либо. Умозаключение — получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью логического мышле­ния. Чувственное познание служит основой рационального. Чувственное познание существует в сознании в виде образов, результаты рационального познания закрепляются в знако­вых формах, системах. Когда чувственного и рационального познания недостаточно, важную роль может сыграть интуи­ция — способность человека к постижению истины без како­го-либо обоснования с помощью доказательств.

Сущность процесса познания — получение наиболее пол­ного и точного знания об окружающем мире. Философы по-разному смотрят на возможность получения такого знания:

— агностики отрицают возможность получения истинного знания;

— эмпирики (греч. эмпирия — опыт) отводят решающую роль чувственному познанию;

— рационалисты считают разум критерием истины. Философия определяет истину как соответствие мыслей человека окружающей действительности; соответствие полу­ченных знаний содержанию объекта познания. Истина вклю­чает в себя объективную и субъективную стороны. Содержа­ние объективной истины не зависит от человека, оно суще­ствует в объективной реальности. Но по своей форме истина субъективна, так как в процессе познания принимает учас­тие сознание субъекта (человека).

Абсолютная истина — раз и навсегда установленное зна­ние о предмете или явлении. Но в реальности такое знание прак­тически невозможно. Относительная истина — неполное, ограниченное, верное для определенных условий знание, которым обладает человек на конкретном этапе своего развития. Крите­рием истины является практика — взаимодействие человека с окружающим миром. Понятие практики трактуется широко: это и производственная деятельность, накопленный опыт, научный эксперимент. Практика является наиболее надежным критери­ем истины. Формально-логический критерий истины применя­ется при невозможности опереться на практику.

Основной формой познания является наука. Специфика научного познания:

— это целенаправленное познание, решающее определен­ные задачи;

— характеризуется определенными формами и методами по­знания;

— ему соответствуют точность, строгая определенность;

— цель — получение новых, более глубоких знаний.

В научном познании два уровня: эмпирический и теоре­тический. Эмпирическое познание изучает и описывает с по­мощью методов наблюдения, описания и эксперимента пред­меты и явления с целью получения научных фактов. Теоре­тическое познание объясняет изученные явления и процес­сы, полученное знание фиксируется в форме законов, прин­ципов и научных гипотез. Методы теоретического познания: метод гипотезы, аналогий, математического моделирования, формулирование научной теории, мыслительный эксперимент.

Человек в отличие от животных – существо, себя познающее, способное себя поправить и совершенствовать.

Человеку необходимо знать: кто он? Каков он? Поэтому значимость приобретает понятие «Я», которое отличается сложностью.

«Я» состоит из: «Реальное Я» - то, каким представляет себя человек на самом деле в данный момент; «Динамическое Я» - каким человек хочет стать; «Фантастическое Я» - каким человек видит себя в мечтах; «Идеальное Я» - каким человек видит себя в мечтах; целый ряд воображаемых, «представляемых Я» - каким человек выставляет себя намеренно, как бы прячась за маски, скрывающие какие-то черты «реального Я».

Чтобы познать своё «Я» необходимо самосознание. Самосознание – знание и осознание человеком самого себя, выделение себя из окружающего мира, осознание свое уникальности и неповторимости, своих физических, психических и моральных качеств.

В результате у человека формируется «образ Я».

«Образ Я» - это неповторимая система представлений, образов и оценок, относящихся к самому себе.

Он состоит из следующих компонентов: внешности и представления о своих внутренних качествах и свойствах.

Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения.

Пути осуществления самосознания следующие:

1. познание других

2. анализ собственной деятельности и поведения

3. самонаблюдение

Самонаблюдение осуществляется в форме личных дневников, анкет и тестов.

В процессе общения люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе.

На формирование самооценки влияют следующие обстоятельства:

1. сопоставления образа «реального Я» с образом того идеала, которым личность хотела бы быть

2. оценка личности другими людьми

3. отношение личности к собственным успехам и неудачам.

Уровень самооценки связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека самим собой, своей деятельностью.

1. самооценка реалистическая – у людей ориентированных на успех.

2. самооценка нереалистическая – завышенная или заниженная – у людей, ориентированных на избегание неудач






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.