Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение воспитания как общественное явления






 

X-VIII тыс. – V тыс. до н.э. В этот период воспитание представляло собой приспособление к среде с целью самосохранения. Дети не готовились к взрослой жизни, а сразу же включились в повседневную жизнь взрослых. Это их участие во взрослой жизни сопровождалась наблюдением, подражанием им. Отношения между членами общины регулировались строго выполняемыми обычаями, традициями, ритуалами, усваивая которых, молодежь воспитывалась.

Таким образом, в основе воспитания лежали трудовая деятельность и формирующиеся между людьми отношения, инстинктивные стремления людей к продолжению рода, стремление детей подражать взрослым. Детьми руководили только по мере надобности, т.е. стимулировали, направляли. Дети усваивали ценности, принятые в племени, носящие половозрастные различия. Это приводило к раннему созреванию детей и к 9-11 годам они приобретали и навыки хозяйственной деятельности и вели себя как взрослые. Первобытное воспитание было высоко эффективным, т.к. средства и цели соответствовали результатам деятельности взрослых.

Причиной такой эффективности относились традиционный характер воспитания, ориентированный на репродуктивное воспроизведение деятельности: всеобщий характер, отсутствие антисоциальных разногласий, опыт, активное приобщение к жизни методом проб и ошибок, отсюда почти ненасильственность воспитания. У большинства первобытных племен отсутствовали физические наказания.

Получив некоторые навыки трудовые, общения, ребенок переходил в следующую возрастную группу. Постепенно этот период стал сопровождаться специальным обрядом – «инициация».

Постепенно с осложнением экономической жизни усложняется содержание воспитания. Детей начинают приучать к определенным видам деятельности и поручают воспитание наиболее опытным, пожилым людям. Таким образом, постепенно в условиях родового строя в первобытном обществе воспитание начинает выделяться как особая форма деятельности. Непосредственная жизнедеятельность начинает отделяться от подготовки к ней. Происходит рассогласование целей воспитателей и воспитуемого, ребенок начинает сопротивляться попыткам взрослых контролировать их. Контролируемое общиной воспитание постепенно становится семейным. С разложением общества, расслоением на социальные слои и сословия воспитание становится дифференциальным.

У привилегированных классов ребенок отделяется от практической деятельности. В эту эпоху появляются физические наказания. Возникает государство, денежное обращение знаменует начало II цивилизационного цикла, которое называется раннеклассовой цивилизацией (бронзовый век).

IV тыс. – II тыс. до н.э. В эту эпоху регулярно осуществляется воспроизводство продукта, духовных ценностей. Рост знаний, развитие культуры, отделение умственного труда от физического дали толчок для формирования основ различных наук: прикладных, основ медицины и т.д.

Изобретение письменности дало возможность закреплять знания, фиксировать события. Происходит раздвоение образования. Для работников физического труда процесс бучения по-прежнему был неотделим от производства, а для подготовки работников умственного труда создали школы. Наивысшего расцвета культура этой эпохи достигла в государствах древнего Востока: Китае, Индии, Месопотамии, поэтому ближний и дальний Восток называется прародиной образования. Здесь появились школы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.