Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общество как предмет философского анализа. Философия как методологическая основа обществознания.






Философия является методологической основой изучения общества, т.е. задает исходные принципы, основополагающие идеи, которые реализуются другими общественными науками.

Различают философские подходы к изучению общества:

1. Материалистический (исходным пунктом объяснение всех общественных процессов выступает материальное производство(экономика))

2. Идеалистический (исходит из духовных и социально – политических процессов как исходных объясн. общества)

Философские учения в понимании общества отличны тем, что выступает исходной точкой анализа: отдельный человек или общество в целом. Например, марксизм исходит из того, что общество формирует и определяет сознание, культуру отдельных людей и динамику всей общественной жизни

Общество – это прежде всего социальные связи, закрепленные социальными институтами (религия, армия, наука, образование и т.д.), сложившаяся при прежних поколениях и определ. жизнь в следующих поколениях

Экзистенциализм исходит из отдельного человека, как обладающего свободой выбора и способного определить свою жизнь и жизнь общества

Трактовка общественных процессов обусловлена ценностями ученого, его свободой выбора, а также эпохой, культурной ситуации, в которой он живет

Согласно неокантианству, в природе действуют законы и поэтому ее можно объяснять, а в обществе действуют нормы и правила, которые устанавливает сам человек, которые меняются от эпохи к эпохе, которые можно только описывать.

Проблема соотношения фактов и теоретической схемы при исследовании человека.

Трактовка одних и тех же фактов, их оценка зависит от общей философ – теоретич. позиции, которая занимает тот или иной исследователь

35. Диалектика категорий, выражающих универсальные связи: единичное и общее, явление и сущность.

Единичное, отдельное, индивидуальное, философская категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и во времени вещей, событий, присущие им специфические индивидуальные особенности, составляющие их неповторимую качественную и количественную определённость. Как Е. может рассматриваться не только отдельный предмет, но и целый класс предметов, если он берётся как нечто единое, относительно самостоятельное, существующее в границах определённой меры. Вместе с тем сам предмет есть некоторое множество единичных частей. Вещи, события абсолютно нетождественны, индивидуальны. Они занимают разное место, находятся в различных связях и обладают, следовательно, разными свойствами. События неповторимы. Явления подчинены принципу необратимости времени. Т. н. повторное отличается уже тем, что оно происходит в другое время и, следовательно, в новых условиях, накладывающих отпечаток на явление.

Общее - философская категория, которая выражает сходство признаков предметов.

Всеобщее - общее присущее всем без исключения классам.

Категории философии - формы всеобщего.

Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи:

1) Предметы - всегда единство всеобщего, общего, обособленного и единичного.

2) Разграничение на единичное и общее относительно.

3) В процессе развития общее может превратиться в единичное и наоборот.

Превращение единичного в общее и обратно хорошо прослеживается в процессе социализации человека.

Противоположность индивидуальному - типовое.

Сущность и явление, философские категории, отражающие всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление - то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории С. и я. выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству - к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.

41 Материальное произв-во как сфера обществ жизни. Хар-ка производительных сил и производственыых отношений. Материальное производство — производство, непосредственным образом связанное с изготовлением вещественных ценностей и с оказанием материальных услуг. Целью материального производства является выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы.М П создает необходимые условия материального обеспечения функционирования социальной и духовной сфер жизни общества, благодаря материальному производству развивается материальная база существования общества, решения его многочисленных проблем В процессе производства люди взаимодействуют с природой и друг с другом. Эти два рода отношений и составляют неразрывно связанные стороны любого конкретного способа производства, что находит свое выражение в существовании производительных сил и производственных отношений. Способ производства определяется как противоречивое единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы составляют содержание способа производства, а производственные отношения - его форму. Производительные силы - это те силы, с помощью которых общество воздействует на природу и изменяет ее. Наряду с этим, производительные силы можно характеризовать как одну из сторон развития общественного индивида. Производительные силы выражают отношение человека к природе, его способность творчески использовать богатство ее в личных и общественных интересах. Производительные силы существуют и функционируют только внутри общественного производства. Уровень развития производительных сил проявляется в степени познания человеком закономерностей природы и их использования в производстве для достижения поставленных целей. К производительным силам относятся все факторы, которые определяют уровень производительности труда: это все субъективные (личностные) и материальные (вещественные) элементы процесса труда, а также их взаимодействие в производстве материальных благ. К ним принадлежит, прежде всего, человек как главная производительная сила с его трудовым опытом, уровнем образования и квалификации, а также средства труда и предметы труда. К производительным силам относят также науку в ее технологическом применении, обобществление производства посредством разделения труда, кооперации, специализации, а также возникающие из них организацию и управление производством. Природные богатства и природные силы лишь тогда становятся производительными силами, когда они благодаря человеческому труду превращаются в элементы общественного производства.

Производственно-технические связи и отношения обусловлены объективными потребностями технологии и организацией самого производственного процесса. Они возникают между работниками различных специальностей, между организаторами и исполнителями, связанными технологическим разделением труда внутри производства, отрасли, между отраслями, в масштабе страны, в системе мирового хозяйства (производства). Технико-технологические отношения и связь, присущие тому или иному типу труда, обусловливают экономические производственные отношения, в которые вступают также и люди.

В отличие от производственно-технических экономические производственные отношения - это отношения по поводу собственности на средства производства, обмена деятельностью, распределения и потребления. Главную роль в системе экономических отношений играют отношения собственности на средства производства. Пронизывая все сферы экономических отношений, они обусловливают характер и содержание обмена деятельностью, распределения и потребления, материальных благ, формируют определенную социально-классовую структуру общества, его политическую систему, влияют на развитие различных форм общественного сознания (политических, правовых, философских, моральных, эстетических и других взглядов, отношений и учреждений) 44. Понятие и условия возникновения политических отношений в обществе. Понятие политической власти. Политическая система общества и ее элементы.

Политика – это иск-во управления гос-вом.Она возникае тпри переходе от родоплеменной формы к госуд-ой. Политика-стремление к участию во власти(Вебер) Власть – это навязывание воли одного субъекта другому или другим субъектам.Власть оказ воздейств на людей, опираестя на порядок, воплощающийся в организац-х действияхВиды власти: материальная (экономическая), социальная, политическая.

Политическая система общества-целостная, упорядочен сов-ть полит институтов, отношений ролей и принципов политич организации; одна из подсистем обществанной жизни.ПСО орпедел-ся его соц-м строем, формой правления, типом гос-ва, характером полит режима.Элементы полит сист: 1пол партии, обществен организации 2интересы различ соц групп о общностей 3 полит элита и бюррократия

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.