Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Позднеантичная и средневековая риторика






Лекция №3.

Здравствуйте, уважаемые друзья. Меня зовут Ксенофонтов Александр Андреевич. Мы продолжаем цикл лекций по истории риторики, сегодня - История риторики: Новое эра.

Нашу лекцию мне бы хотелось начать с одного известного факта.

Цицерон, обладавший не только блестящими теоретическими, но и практическими знаниями, огромным опытом в области ораторского искусства, полагал, что искусство речи, в отличие от поэтического таланта, не дается человеку с рождения – ему необходимо учиться. А учиться – способен каждый. Как же трансформировалось учение о риторике в последующие эпохи?

 

Позднеантичная и средневековая риторика

 

В эпоху борьбы христианства с античным язычеством была создана наука о христианском ораторском искусстве, называемая гомилетикой, достигшая блистательного развития в IV и V веках н.э.

Гомилетика — это учение о церковном проповедничестве. Оно тесно связано с пастырским служением. В число обязанностей, которые получает пастырь при вступлении в должность, входит наставление своих прихожан в вероучительных истинах. Эта учительская обязанность пастыря и является предметом гомилетики. Но можно сказать, что гомилетика - это не только теория, но и искусство проповеди. Замечательный пример риторического мастерства и мудрости - текст Ветхого завета Екклесиаст (Экклезиаст).

3. О том, что для всего -- свое время
  Всему -- свое время, и время -- всякой вещи под Небом:
  Время -- рождаться, и время -- умирать; время -- насаждать, и время -- вырывать посаженное;
  Время -- убивать, и время -- врачевать; время -- разрушать, и время -- строить;
  Время -- плакать, и время -- смеяться; время -- сетовать, и время -- плясать;
  Время -- разбрасывать камни, и время -- собирать камни; время -- обнимать, и время -- уклоняться от объятий;
  Время -- искать, и время -- терять; время -- сберегать, и время -- бросать;
  Время -- раздирать, и время -- сшивать; время -- молчать, и время -- говорить;
  Время -- любить, и время -- ненавидеть; время -- войне, и время -- миру.

Не правда ли знакомые слова?

Ещё, гомилетика рассматривает проповедь в форме речи к народу, то есть в форме ораторской речи. Это учение излагает условия, которые делают проповедь действенным словом. Кроме того, гомилетика объясняет проповеднику, как, когда и при каких обстоятельствах применять эти условия, и ещё учит разумно пользоваться ими, чтобы проповедь достигала своего назначения.

В теоретическом смысле средневековая риторика почти ничего не прибавляет к античным разработкам, держится правил Аристотеля и поздних теоретиков (на Западе — Цицерона) и лишь перерабатывает их в расчёте преимущественно на сочинение писем (посланий) и проповедей. То есть оказывается важен и письменный аспект риторического мастерства - искусство слагания письменных текстов. Повсеместно происходит ужесточение требований к соблюдению этих правил.

Выдающийся представитель этого ораторского искусства — Иоанн Златоуст.

Иоа́ нн Златоу́ ст родился ок. 347— архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом.

Последние годы были посвящены работе над богословскими творениями: “О Провидении”, “Книга о девстве, ” “К молодой вдове”, “Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников.”

Дальнейшее развитие риторики очень интересно. Уже к IV веку сфера действия риторических норм совпала с самим понятием литературы: в латинской литературе средних веков риторика заменяет поэтику, прочно забытую средневековой традицией. Следуя этому искусству, автор, прежде чем создавать произведение, должен был составить себе ясное и рациональное представление о предполагаемом материале. В средневековой риторике сохранялось учение об убеждении как об основной задаче и о трёх задачах («учить, побуждать, развлекать».

Создание произведения, в свою очередь, подразделялось на три части, или ступени (три главных элемента из пяти в античном списке).

Инвенция, подготовка содержания речи. Она извлекает из предмета весь его идейный потенциал. Она предполагает наличие у автора соответствующего таланта, но сама по себе является чисто техническим приемом. Её законы определяют отношение писателя к своему материалу; они подразумевают, что всякий объект, всякая мысль может быть ясно выражена в слове, и исключают все невыразимое, как и чистую выразительность формы. В своем главном аспекте, называвшемся «амплификация», она описывает способы переходить от неявного к выраженному.

Диспозиция, предписывала порядок расположения частей. Здесь общие тенденции системы обозначались с трудом. Средневековая риторика никогда всерьез не занималась проблемой органичного сочетания частей. Она ограничивается несколькими эмпирическими и самыми общими предписаниями, определяя скорее некий эстетический идеал, нежели способы его достижения. На практике от средневекового поэта требуется незаурядная творческая мощь, чтобы преодолеть это препятствие и достичь гармонии и равновесия в длинном тексте. Зачастую он выходит из положения, выстраивая имеющиеся в наличии элементы в соответствии с определенными числовыми пропорциями: такая практика не вписывается в античную риторику, однако в глазах средневекового чтеца её оправдывало существование числовых «искусств», особенно музыки.

Элокуция, облекает «идеи», найденные и выраженные посредством инвенции и организованные посредством диспозиции, в языковую форму. Она служила чем-то вроде нормативной стилистики и под разделялась на целый ряд частей; наиболее разработана из них та, что посвящена, украшению, украшенному слогу, то есть преимущественно теории риторических фигур.

Перенимая идеи античных наставников, создатели риторик XI–XIII веков сосредоточивают основное внимание на амплификации и на учении об украшенном слоге, в котором они видят суть письменного слова: их деятельность сводится главным образом к перечислению и упорядочению тех способов выражения, какие в своем первозданном виде уже существуют в обыденном языке; они описывают их в функциональных понятиях, как код типов слога с высокой степенью вероятности.

В данный период появляется систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля, называемая схоластикой.

Схоластику характеризируют отличительные особенности:

· Составление «Сумм» — всеобъемлющих знаний по тому или иному вопросу.

· Доскональное изучение поставленного вопроса со скрупулёзным рассмотрением всех возможных случаев и опровержением неортодоксальных воззрений.

· Высокая культура цитирования.

Схоластика занималась проблемами - веры и знания, доказательством бытия Бога и др.

К схоластам относились такие личности, как Альберт Великий, Фома Аквинский, Дунс Скот.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.