Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зрительного, речевого и слухового






Никопольское педагогическое училище

Государственного высшего учебного заведения

«Криворожский национальный университет»

В помощь практиканту

Готовимся к пробным урокам

По русскому языку и чтению

(методическое пособие)

 

 

 

г. Никополь

2012 г.

 

В помощь практиканту

(из опыта работы учителей начальных классов г. Никополя и г. Орджоникидзе)

Готовимся к пробным урокам

По русскому языку и чтению

(методическое пособие)

 

В методическое пособие включены различные интересные приёмы и виды заданий, которые можно использовать при подготовке к урокам русского языка и чтения в начальных классах с украинским языком обучения. Раскрыто содержание упражнений, способствующих совершенствованию выразительности и повышению техники чтения, представлены формы работы с отдельными видами заданий (девизами уроков, скороговорками, поэзиями). Занимательный материал поможет учителю пробудить в учащихся живой интерес к изучению русского языка.

Даны образцы планов-конспектов уроков русского языка и чтения в начальных классах с украинским языком обучения.

 

 

Для студентов педагогических училищ, учителей начальных классов

 

 

Составитель: преподаватель русской филологии Пеливан А.Д., преподаватель-методист высшей квалификационной категории, Отличник образования Украины;

 

Рецензент: преподаватель русской филологии Лазаренко Е.В., преподаватель-методист высшей квалификационной категории, Отличник образования Украины

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Приёмы и виды заданий по совершенствованию техники и выразительности чтения на уроках русского чтения в начальных классах: ………………………….... 4

1.1.Упражнения на развитие анализаторов: зрительного, речевого и слухового ……………………………………………………………….............. 5

1.2. Упражнения на внимание …………………………………………………... 6

1.3. Упражнения на управление дыханием………………………………......... 6

1.4. Упражнение на расширение угла зрения…………………………………... 6

1.5.Упражнения на повышение техники и выразительности чтения ………………………………………………………………………………….. 8

2. Формы работы над тексом на уроках чтения ……………………………..……… 8

3. Девизы уроков ……………………………………………………………..……….. 11

4. Скороговорки ………………………………………………………………………. 12

5. Минутки поэзии на уроках русского чтения ………………………….………….. 15

5.1.Рекомендованные формы работы…………………………………...…….. 16

6. Антицирование текста ………………………………………………... …………. 16

6.1. Рекомендованные формы работы………………...…………………..…... 16

6.2. Материал для минуток поэзии и антиципирования текста ……………... 17

 

7. Физминутки ………………………………………………………………………… 19

 

8. Образцы планов-конспектов уроков …………………………………………….... 23

1. Урок чтения. Тема. Е.Каменев. Как петух попал на полотенце
(2 класс) ………………………………………………………........................... 23

2. Урок русского языка. Тема. Правильно произносим твердые и мягкие согласные. Сопоставляем произношение и написание слова. Говорим: пересказываем прочитанное, составляем диалог (4 класс) …....................... 27

3. Урок чтения. Тема. Возвращение балалайки (4 класс) …………………… 31

4. Урок чтения. Тема. Н.Носов. Живая шляпа (3 класс)……………………….… 36

5. Урок русского языка. Тема. Алфавит. (3 класс)………………………………. 38

6. Урок чтения. Тема: М. Пришвин. Осеннее утро. Ф. Тютчев. Листья.
(3 класс) …………………………………………………………..……............. 41

7. Урок русского языка. Тема. Правильно произносим звонкие глухие согласные (дзвінкі та глухі приголосні). Сопоставляем произношение и написание слова (3 класс) ……………………………………………………………... 44

 

9. Игровые моменты на уроках …………………………………… ………………… 47

10. Начало уроков …………………………………………………………………….. 55

Приёмы и виды заданий по совершенствованию техники и выразительности чтения на уроках русского чтения в начальных классах

 

Без высокой культуры чтения нет ни школы, ни подлинного умственного труда

В.А.Сухомлинский

Основой обучения, овладения основами наук является чтение – величайшее изобретение, созданное руками и интеллектом человека. Все дети любят чтение, особенно, когда им читают. Книги они любят, но сам процесс чтения вызывает у них большие трудности, с которыми не каждый справляется. Не владея техникой чтения, ребёнок теряет интерес к самому чтению, так как плохо улавливает смысл прочитанного и быстро устаёт.

Плохо читающий ученик обычно схватывает слова, а не группами, а поодиночке, т.е. он читает то слово, на которое смотрит. А нужно видеть текст слитными лексическими группами. Установлено, что чем больше слов охватывают глаза во время одной остановки, тем быстрее печатная информация будет направляться для осмысливания. Нужны специальные тренировки, чтобы сократить время схватывания каждой единицы текста.

Следует заметить, что скорость чтения зависит и от количества новых сведений, которые содержатся в данном тексте. Большое значение имеет и то, чтобы техника чтения отрабатывалась в пределах учебного материала.

Вопрос о технике чтения – один из основных в начальных классах. Слабо читающий ученик часто не справляется с полученным заданием по русскому языку, математике и другим предметам лишь только потому, что медленно осмысливается печатный текст из-за низкой техники чтения. От умения читать зависят успехи в обучении и воспитании детей, их грамотность. Ученики должны научиться читать сознательно, быстро и правильно.

Выработка хорошей техники чтения – это очень сложный процесс, который осуществляется по определённым законам. В нём важны: мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и зрительные анализаторы.

Процесс чтения вызывает у детей большие трудности, так как включает:

- технику чтения (зрительное восприятие и произношение слова, которое помогает проникнуть в содержание идей, излагаемых автором);

- понимание прочитанного (определение отношения к прочитанному).

В формировании навыка чтения выделяют три этапа:

1. Аналитический – слого-буквенный анализ, слоговое чтение.

2. Синтетический – синтетическое чтение, этап возникновения и становления целостной структуры действий, темп чтения приближается к разговорной речи, понимание прочитанного происходит одновременно с восприятием.

3. Этап автоматизации – чтение автоматизируется, процесс чтения уходит на второй план, на первом – осознание прочитанного.

Не владея высокой техникой чтения, ребёнок теряет интерес к чтению, плохо понимает и усваивает смысл прочитанного и быстро устаёт. Поэтому развитие техники чтения и понимание читаемого – слов, словосочетаний, предложений – взаимосвязаны, влияют одно на другое и должны осуществляться одновременно.

На скорость чтения влияют многие факторы:

- уровень речевого развития;

- угол зрения чтеца;

- развитие артикуляции;

- постановка дыхания;

- характер текста (содержание текста, лёгкий – трудный, интересный – неинтересный);

- графическое изображение слова (шрифт);

- развитие антиципации (умение предвидеть следующую букву, слово).

На развитие техники чтения положительно влияет стимуляция к быстрому чтению:

- показ образца быстрого чтения;

- отработка чтения каждого ученика;

- заучивание и чтение наизусть;

- организация внеклассного чтения;

- систематический учёт и корректировка скорости чтения.

При систематическом обращении внимания на эти факторы скорость чтения увеличивается на 50 – 100 %.

Какими же приёмами можно развивать уровень поля зрения, артикуляцию, отрабатывать постановку дыхания, темп, понимание прочитанного, оценить уровень речевого развития, чтобы добиться оптимальных показателей?

 

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ АНАЛИЗАТОРОВ:

ЗРИТЕЛЬНОГО, РЕЧЕВОГО И СЛУХОВОГО

  1. Чтение слов отличающихся одной буквой:

парта- карта кора- нора рак- лак- мак

  1. Чтение слов с обратным порядком букв и слогов:

кот- ток весна – навес сосна – насос

  1. Чтение слов, созвучных в какой-то части:

мама - сама - дома

Шура пора ура

рак – рядом девять – деревья

/ Учитель просит объяснить различие в буквенном составе, значение /.

4. Какое слово длиннее?

(змея - червячок час – минута зима - весна день – ночь…)

5. Найди в абзаце самое длинное слово. Найди слово на орфограмму «безударные гласные в корнях слов», «правописание приставок» …

6. Замени гласную букву:

бак дом лук

бок дам лак

бук дым лик

бык мул - нос-

7. Замени согласные буквы:

чайка - (майка, байка…)

бак - … дуб - … жук - … лить - … сила - … волк - …

8. Слова из слова: гастроном (гном, нора...)

кот (кто, ток, от …)

ткани (нитка, кит, на...)

снегурочка (снег, горка, урок…)

9. Слуховые и зрительные диктанты.

Подбираются предложения из текстов. Проговариваем (слуховой диктант) или записываем на доске, или используем карточки (зрительный диктант) и показываем на короткое время без повтора. Это заставляет учеников сосредоточиться, прочитать внимательно и быстро, а потом воспроизвести. Рекомендуем проводить 1-2 раза в 10 дней. Объём предложений (текстов) увеличиваем постепенно, а время показа или чтения ограничиваем. Для зрительных (слуховых) диктантов рекомендуем примерные тексты:

1 класс. Тает снег.

Идёт дождь.

Небо хмурое.

Коля заболел. Поле опустело.

2 класс.

Читай книгу.

Митя шёл из школы.

Зеленеют сады и поля.

Наша семья живёт дружно.

Был тёплый весенний день.

Надвинулась тяжёлая туча

3 – 4 класс.

Киев – столица Украины.

Школьники поливают саженцы.

Надо быть честным и правдивым.

Летом наша семья была на море.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.