Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология и организация выборных кампаний: зарубежный и отечественный опыт. – М.– 1993






Шустов А.В. Опыт избирательных кампаний в регионах: психологический аспект.– СПб.– 1997.

 

 

Политика происходит от слова polis –город, государство, его ввел Аристотель. Одно из определений: это организация, основная в системе таких сфер: экон, правовой, кульрурной.

Политика – это система гос.институтов (президент, парламент и т.д.) Предмет изучения в этом случае – система отношений между ветвями власти, группами, личностями.

Политика также понимается как процесс. Это динамика политических функций, правил и т.д. например, полит процессы могут быть насильственными, революционными, эволюционными. Тогда предмет – особенности политической социализации, т.е становление полит взглядов, представлений, идеалогий.

Политика также – система правил игры. (Политич действия, традиции, обряды и т.д) тогда предмет – причины сформированности именно этих сценариев полит поведения. Политика трактуется как система ценностей, норм, установок. И предмет тогда – содержание массового сознания, а также и бессознательного.

Политика понимается как вид человеческой деятельности. Предмет – поведение, поступки и соц-психологические условия, их определяющие.

политпсихология -- междисциплинарная наука, родившаяся на стыке политологии и социальной психологии. Ее главная задача состоит в анализе психологических механизмов политики и выработке практических ре­комендаций по оптимальному осуществлению поли­тической деятельности на всех уровнях. Существовала и развивается западная поли­тическая психология, в 80-е годы начала складываться отечественная психология поли­тики(деят.подход). Формально датой рождения западной политиче­ской психологии считается 1968 г., когда при Амери­канской ассоциации политических наук было учреж­дено отделение политической психологии. Главная методологическая основа современной западной политпсих.-поведенческий подход: изучение диалектики и трансформаций влияния объ­ективных условий на внутреннюю мотивацию и об­ратное влияние, внутренних побудительных сил, че­рез человеческое поведение на внешние условия. Рассмотрение политики как особой сферы поведения людей. Мерриам предложил выявлять специфические черты политического поведения индивида, тех или иных со­циальных групп, а также массовых феноменов эмпи­рическим путем, количественными методами.Важнейшим достоинством поведенческого подхо­да является акцент на субъективные аспекты и состояния политики, внимание к тем политико-психологическим составляющим данной сферы общественной жизни, которые до этого недооценивались, а под­час просто игнорировались иными направлениями политологии, нацеленными на рассмотрение более объективных компонентов политической жизни об­щества.

Недостатки упрощенных вариантов поведенче­ского подхода. Основными чертами поведенческого подхода, критически выделяемыми сторонниками иных направлений, считаются несколько основных мо­ментов. Во-первых, это стремление анализировать по­литическое поведение прежде всего, а во многих слу­чаях исключительно как поведение на выборах, т.е. абсолютизация без сомнения важной, но лишь одной формы политической жизни. Во-вторых, к недостаткам данного варианта час­то относится тенденция рассматривать политическое поведение лишь в условиях стабильности политиче­ской системы.. При таком подходе исчезает другая сторона: влияние политических процессов, по­литического поведения людей на политические инсти­туты. В-третьих, частую критику вызывает некоторая склонность отдельных разновидностей поведенческого подхода к ограничению анализа лишь вербальными оценками поведения (обычно ответами на анкеты с «за­крытыми» вопросами, подразумевающими лишь три — «да», «нет», «не знаю» — варианта ответов) без доста­точного учета невербальных проявлений политического поведения. З адачи: 1 анализ роли «человече­ского фактора» в политических процессах. 2 прогнозирование роли этого фактора и, в целом, психологических аспектов в политике. 3управленческое влияние на политическую деятельность со стороны ее психологического обеспечения, т.е. со стороны субъективно­го фактора.В рамках политической психологии во внутрен­ней политике стержнем исследований является пси­хология личности «политического человека», проблемы политической социализации и социальных установок как психологических характеристик, через которые раскрывается личность в политике. Сле­дующие функционально-содержательные проблемы политической психологии: 1вопросы методологии, методов и фундаментальных принципов науки. 2 исследование пси­хологических механизмов массовых форм политиче­ского поведения. 3 изучение психоло­гии малых групп в качестве элемента политических процессов и явлений. 4 исследо­вание процессов становления личности как участ­ника политических процессов: психологических за­кономерностей вовлечения человека в политику, механизмов политической социализации, ее этапов и факторов. 5 пси­хологические проблемы международных отноше­ний. В структурно-содержательном измерении: Первый уровень — анализ психологии личности в по­литике, психологические механизмы воз­никновения и развития данного типа, а также про­гнозирования его поведения, проблема политического лидерства уже в индивиду­ально-психологическом выражении. Второй уровень — анализ психологии малой группы. Сюда относятся формальные и не­формальные отношения лидера с ближайшим окру­жением; психология взаимоотношений внутри малой группы и ее отношений с внешним окружением; пси­хология принятия решений в группе и целый ряд свя­занных с этим проблем. Третий уровень —больших соци­альных групп и национально-этнических общностей (племена, нации, народности). Четвертый уровень —психологии масс и массовых политических настроений, проблемы массовых политических организа­ций и движений, массовые коммуникационные процессы (например, действую­щие в ходе избирательных кампаний). Задачи: 1 полит терроризм и выявление причин его возникновения, разработка методов предотвращения; 2 полит стабильность и неустойчивость (конфл, кризисы); 3 изучение психологии развития субкультур протеста и неудовлетворенности и форм влияния на них; 4 избирательные технологии.

1антипозпт. модели соотнош. Л и политики. а) когнитивистские теории. Фестингер «Теория когнитивного диссонанса».Келли «Теория лич. конструктов». Особенности знаний о политике: 1 высокая степень абстрагирования; 2 насыщенность стереотипами К ультур и суб-Культур, обремены.лич. опытом индивида; 3 наличие каузальной атрибуции.Часто это все отпугивает людей, т.к. требут ум.работы и влкл-ти. Б)гуманистическая конц: личности ориентир-ся на св.ценности, потр., которые надо изучать! В)полит.психоан-з: человек ориентирован как родители, больше на взгляды матери, если у них с отцом разные. 2позитивист.модели соот Л и политики. общ.установки: чел и мир познаваемы и управляемы! А)теория полит поддержки.Смесь бихевиоризма (повед.зависит от + или – отношение к системе подкреплялось в детстве, так будет и во взрослом возрасте) Психоанализ (при выборе чел ориент.на глубин.чувства, родившиеся в детстве) НО для демокр сис-м, и для тоталитаризма не действует!

Менталитет: генезис, структура, функции. Учение возникло в 1932 Париж, школа.анналов(ее представители: историки-медиевисты М. Блок, Л. Февр ввели понятие «Менталитет» - это «психическая оснастка, духов.универсум», история по их мнению – это история изменения менталитета, т.е особенностей мировосприятия). «М».понятие отчасти образно-метафор. плана, обозначающее в широком смысле совокупность и специфическую форму орга­низации, своеобразный склад разнообразных психи­ческих свойств и качеств, особенностей и проявлений (оригинальный способ мыш, склад ума, умонастроение). С функциональной соц-полит.точки зрения общий для той или ин.группы М поддерживает преемственность ее сущ-ния, устой-сть поведения ее членов, особенно в кризисных сит. Генезис: в результате совокупного влияния усл, мех-мов, форм отражения объективной р-ти образуется М как универсальный способ мировоспр, мироощ, миропоним, поведения. Как состояние, М – не осознается группой. Дает состояние внутр. идентичности, выражается в относ-но единых способах воспр, интерпретирования реальности. Типы политической мент-ти: 1 Культовый: ритуальные действия- результат и демонстрация идентификации с группой + мифический тип сознания: симбиотическая причастность к идее. Экстрим.идеи притягивают лиц с таким М (например, комунизм убрал религию но на е место поставил культ личности для таких людей); 2 Плюралистский: верят, что что-то м\ сделать, 3 Индифферентный: его жизнь вне политики часто соединяется с фаталич.типом. 4 Негативистск: резкое – отнош. ко всем полит структурам. Это устоановка, характерная для многих – результат защиты.

Полит социализация - это процесс взаимодействия индивида и политич системы, с целью адаптации индиви­да к данной системе, превращение его в личность гра­жданина. К содержанию данной формы социализации следует отнести развитие политического сознания, политической культуры, политической практики или опыта, электоральное воспитание, политическое участие, субъектно-политическую деятельность и т. д. По М. Веберу, можно выделить несколько типов политической среды, которые определяют способ социализации личности: патриархальный, подданнический и активистский. Уже в 3—4 года ребенок приобрета­ет, в доступных для него формах, первые сведения о политике через семью, СМИ, ближ соц окруж. Такая вполне дос­тупная информация дает свои результаты, действуя на детское подсознание. Ребенок поним, что в люб сис отн-ний есть отношения власти 2 школа формирует сознательное отношение к политической жизни, количественно и кач. изменяет знание о политике, дает представление об иерархичности, месте людей в иер-хии; средний подростковый возр: социоцентризм, дедукция, способность предвидеть последствия, формирование системы этико-полит принципов, кот потом крепнут, критичность в отн власти, аворитета. 3 юношеский возр. субкультура может нести альтернативные знания и идеи. Полит структуры личности развиваются на разных этапах соц-ции неравно­мерно. В возрасте 11-13 лет происходит быстрое развитие политических представлений, в 16-18 лет прогресс гораздо скромнее. При этом мыш­ление 11-летних конкретно, персонализованно и эгоцентрично. 15-летний уже способен к абстрактному, обобщенному мышлению. Он пользуется понятиями свобода, равенство. первое важное изменение пол мыш-оно достигает абстрактного уровня, расширяется врем перспектива.

Соц-ция в об-вах разного типа. Полит. социализация - усвоение норм, ценностей, правил, спос действия, кот приняты в данной среде (более 40 теорий соц-ции) Психологические: (связ с психоанализом) необх-мо подавить асоциальность чела, с помощью сис контроля. Теория взаимод-я: в процессе взаимодействия усваиваются ролевые функции в об-ве, тогда индивид готов включиться в полит жизнь. Теор полит плюрализма: есть некая идеальная модель: 1молодой чел идентиф-ся с известными политиками, 2 усваивает правила игры, видит различные взгляды, развивает толерантность, 3 принимает либеральные ценности, принятые в его об-ве, 4 формирует идеологическую сис, кот ему ближе, 5 актив участник политической жизни.. Гармоничная (США, Анг) люди знают, могут влиять на полит жизнь в своей стране и активно участв-т Плюралист (мультиКультурная) страны, зап Евр) это процесс взаимодействия ин-да и полит сис, с целью адаптации индиви­да к данной системе, превращение его в личность гра­жданина. Включает в полит сис путем приобретения опыта, закрепления в полит Культуре дан общества. П С-ция –С-ция в соотв со св культурой, но есть общекультурный код, осн на либер ценн-тях Конфликтная (в странах 3-го мира) жесткая клановая сис, низк ур жизни, здесь власть напрямую связ с жизнью. Гегемонистич страны с единой идео-ей, которая правит; фаш, соц, ком, ислам, тотал реж. Коньюктурная ( Укр, стр, сменившие идео-ю) недовер к политикам, беспринцип, полит осущ в рамках коньюктуры. Условия социализации: 1 экон сит, 2 особ-ти полит сис (тотал, дем), 3 информоционная сис, 4 соотношение ветвей власти.

Содержание работы психолога в избирательной кампании.

Задачи:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.