Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профориентационная работа школьного психолога.






Под ПО понимают систему мероприятий направленных на разрешение проблем профессионального самоопределения шк-ов. В систему таких мероприятий входят: медиц-ские; соц-эконом-ские и психолого-педагогические исследования (измерения). ПО - явл-ся комплексной проблемой. Определяется ч\з понятие Д. цель к\р: знакомить с миром профессий, учить правильному профвыбору, формировать интересы, способности, склонности, знакомить с методоми и приемами самооценки собственных физических и психофизиологич хар-к.

Отечествен. Псих Аванесов предложил формировать представление о ПО, как о единстве 3-х взаимосвязанных составляющих: -собственная методология; междисциплинарные теории (принятия решений, оптимизация, рационализация, стат теории) и практическая Д по ПО и отбору.

Таким образом для правильного решения проблемы профессионального самоопределения необходимо комплексное исследование.

Психологические аспекты, задачи, структура и хар-ка основных направлений профессиональной ориентации. ПО явл-ся одним из аспектов работы шк психолога. К психолог аспектам ПО относят: 1 -изучение психологами жизненного самоопределения личности. Поскольку - Каким быть? и Кем быть? - неразрывно связаны др с др.Причем акт профвыбора явл-ся ядром акта жизненного самоопределения Л; 2 - психологи исследуют псих особенности формирования интересов, установок, отношений, самооценки, уровня притязаний Л, составляющих внутреннюю основу профсамоопределения Л ч\з к\р преломляются все внешние воздействия, идущие от шк, семьи и СМИ.

Задачи ПО - 1-Разъяснить значение правильного выбора профессии. К правилам выбора профессии относят «треугольник ПО» -анализ рынка труда (изучают спрос и предложения, т.е. рыночную коньюктуру); - анализ Д (профессия предъявляет к психике чел определенные требования, к\р образуют структуру. И важно анализировать не отдельные требования, а структуру требований); - Личность (выбирающий профессию должен проанализировать структуру собственной Л, с т.зр. соответствия ее и системы требований, предъявляемых к Л профессией).

2 - Консультирование учащихся, учителей, родителей по вопросам выбора профессии; определение степени профпрогодности в случае давления родителей; консультайия по вопросам трудоустройства и поступления на учебу, (шк псих должен работать в тесном контакте с центрами занятости).

3 - Формирование мотивов выбора профессии; создавать на практике условия для «примеривания» на себя школьниками различных профессий, для проверки склонностей, способностей и т.д.

4 -Проведение массовых опросов уч-ся с целью выяснения их проф намерений и

планов. 5 - Участие в проведении спецкурса «Основы выбора профессии»,

планирование и организация профориентационных мероприятий (беседы,

встречи, экск).

Структура ПО. Основные направления ПО Д шк. психолога:

1- Профинформирование (цель - сформировать представление о профессии,, о

различных ее сторонах, научить правильно ориентироваться в мире профессий). Это направление явл-ся исходным (на западе ограничиваются только им).

2 - Проф диагностика -связана и измерением уровня развития личностных св-в, качеств и функций.

3 - проф консультирование - дает ответ о степени соответствия псих структур Л и профессии.

4 - Профотбор или подбор - это поиск профессии наиболее подходящий Л оптанта..

5 - профадаптация - путь дальнейшего совершен-ния приспособления чел к профессии. Система исходных понятий - Оптант - чел выбирающий профессию; Профессия ~ (от лат. «говорить публично», говорить другим о своем деле занятии, специальности, чтобы кто-то узнал в продукте моей д предмет своей потребности) -род трудовой Д, требующий определенной подготовки и явл-ся источником существования. Специальность - вид труда в рамках одной профессии.

Профсамоопределение - потребность в осознанном и самостоятельном выборе професии, к\р явл-ся существенным аспектом общего процесса развития Л. А как новообразование Л - это системное Л-ное качество формируемое в ранней юности. Профнаправленостъ - это активное избирательно-положительное отношение к профессии или к группе профессий.

Профплан (намерение) - осуществление профвыбора и представление о путях профессионализации (где учиться).

Интерес- положительное эмоциональное отношение к профессии (смотреть нравится) Склонность - эмоционально-действенное отношение к проф-ии (хочется учавствовать). Способности -(по Теплову) индивидуально-психол кач-ва лежащие в основе успешного выполнения Д.

Проф важные кач-ва (ПИК) - это св-ва 8-та д включенные в процесс Д и определяющие эффект-сть ее выполнения по основным параметрам: производительности, качеству и надежности, (св-ва конституции, нейродинамики, познавательные функции, личностные хар-ки и т.д.) т.о. способности относятся к ПВК, составляют их часть.

Принципы ПО работы. Методологические принципы - это система установок, лежащих в основе организации научной работы. Принципы ПО работы психолога в школе:

1- (основополагающий принцип) - культивировать в сознании уч-ся полной психструктуры труда, (формировать представление о профессии с учетом ее составляющих -

-результат труда и его социальная ценность,

-средства труда и навыки их использования;

-внешние и внутренне препятствия. Возникающие в ходе Д;

-социальное сознание и ориентировка в межлюдских отношениях..

2 - «Вето» на превозношение одних професии, как творческих или интеллектуальных за счет обесценивания других.

3 - ПО работа должна трактоваться, как органичное звено по формированию мировоззрения старшекласников. (мирров-е - это важнейшее новообразование ранней юности, свидетельствует, что школа выполнила свои функции и подготовила к самостоятельной жизни. Но если выпускник не ориентирован в мире профессий -можно говорить о дефекте сформированности мирров-ия).

4 - Формирование профпригодное™ очень длительный процесс и зависит от многих факторов. Психолог не отбирает, а подбирает наиболее подходящие для оптанта группу профессий и внутри гр опрант ищет то, что ему нравится. Большинство професий не требуют полного соответствия, активно приспособиться к ним может практически каждый, за счет формирования индив стиля Д.

Психолог опирается на формирующий воспитательный подход. Отбор - это крайняя мера, когда средства воспитательного подхода формирования, проектирования индивидуального стиля, тренировки, коррекции-исчерпаны.

5 - сочетание массовых форм работы с групповыми и индивидуальными, реализовывать принцип «доходить до каждого». Использовать фронтальный метод работы. Выделить группу наиболее нуждающихся в углубленной профконсультации 9 проводить с ними факультативы «основы выбора профессии» 2 раза в мес) на гр занятиях выделить уч-ов нуждающихся в индивид работе.

Основные подходы:

1) Исходит из многогранного изучения индивидуальности оптанта с помощью множества психодиагностических методик. Недостаток - тратится много времени.

2) Исходит из наличия, у оптанта определенного плана. Выявляется индивидуальные особенности личности. Методики лишь те, которые соответствуют узкой сфере интересов оптанта. Достоинство – экономия времени. Недостатки – односторонний подход и отсутствие целостной картины соотнесения способностей оптанта с миром профессий.

3) Основывается на интуиции и опыте консультанта. Его сторонники полагают, что достаточно всего одной проективной методики для заключения, практикуется как научно не обоснованный. Рекомендуются использовать сразу три подхода, так как по отдельности не один из них не может обеспечить научно-обоснованный, целостный диагноз по причине отсутствия концепции типологизации личности и соответствующей ей классификации профессии.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.