Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды научения






Когда хотят подчеркнуть результат учения, то пользуются понятием «научение». Оно характеризует факт приобретения человеком новых психологических качеств и свойств в учебной деятельности.

Научение практически всегда опирается на определенный уровень биологической зрелости организма и без него не может осуществиться. Научение, кроме того, зависит от созревания организма по характеру течения процесса: он может быть ускорен или заторможен соответственно ускорению или замедлению созревания организма. У человека есть несколько видов научения. Первый и простейший из них объединяет человека со всеми другими живыми существами. Это научение по механизму импритинга – быстрого, автоматического, почти моментального по сравнению с длительным процессом обучения приспособления организма к конкретным условиям его жизни с использованием практически готовых с рождения форм поведения. Через описанный механизм импритинга формируются многочисленные прирожденные инстинкты, включая двигательные, сенсорные и другие.

Второй вид научения - условнорефлекторное. Начало его исследованиям было положено работами И. П. Павлова. Данный вид научения предполагает возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул, который раньше специфической реакции не вызывал. Например, определенная, ставшая привычной обстановка, в которой неоднократно оказывается во время кормления младенец, условнорефлекторным путем может начать вызывать у него органические процессы и движения, связанные с приемом пищи.

Третий вид научения - оперантное.При данном виде научения знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок. Все описанные виды научения встречаются как у человека, так и у животных и представляют собой основные способы приобретения жизненного опыта различными живыми существами. Но у человека есть и особые, высшие способы научения, редко или почти не встречающиеся у других живых существ. Это, во-первых, научение через прямое наблюдение за повелением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. Данный тип научения называется викарным и представлен у человека в наиболее развитой форме. Во-вторых, это вербальное научение, т. с. приобретение человеком нового опыта через язык. Благодаря ему человек имеет возможность передавать другим людям, владеющим речью, и получать сам необходимые способности, знания, умения и навыки, описывая их словесно достаточно подробно и понятно для обучаемого.

Символическое, или вербальное, научение становится основным способом приобретения опыта, начиная с момента усвоения речи, и особенно при обучении в школе.

 

Механизмы научения:

формирование ассоциаций,

повторение,

различение,

обобщение,

инсайт и творчество.

Задачи обучения.

Обучение рассматривается как процесс передачи ребенку з.у.н. Рассматривая процесс обучения с психологической точки зрения, важно отметить, что обучение должно носить развивающий характер, следовательно одной из ведущих задач обучения является способствование повышению или ускорению умственного развития детей разных возрастов.

К проблеме развивающего обучения существует разный подход. Одни психологи решающее значение придают изменению содержания и формы образования. Такой позиции придерживались такие известные психологи, как Д.Б. Эльконин и Давыдов В. В. Другие психологи считали, что достижение развивающего эффекта обучения должно происходить главным образом посредством усовершенствования методов обучения. Такой позиции придерживался Занков Л. В.. Менчинская и Богоявленский пытались средствами обучения изменить способы умственной деятельности школьников и тем самым повысить эффективность усвоения программы. Таким образов, развивающее обучение – это такой вид обучения, который оказывает влияние на умственное и психическое развитие ребенка.

Задачи:

1. Способствовать повышению или ускорению умственного развития детей разных возрастов.

2. Способствовать эффективному развитию психических процессов и личностных качеств средствами обучения через учебную деятельность.

3. Способствовать формированию мотивов учения, развитию устойчивых познавательных потребностей и интересов учащихся.

4. Способствовать раскрытию индивидуальных особенностей и способностей ученика.

5. Формировать развитие навыков в учебной деятельности.

6. Направить работу на реализации возрастных возможностей ребенка в усвоении системы научных знаний.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.