Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности учебной деятельности и динамика её мотивации






Согласно Д.Б. Эльконину, который одним из первых начал разработку теории УД,

учебная деятельность является (см. Медиатеку):

общественной по своему содержанию (в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством);

общественной по своему смыслу (она является общественно значимой и общественно оцениваемой);

общественной по форме своего осуществления (она осуществляется в соответствии с общественно выработанными нормами).

 

Учебная деятельность есть прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, то есть продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте.

Учебная деятельность, как уже указывалось, это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действия в сфере научных понятий. Она должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть только мотивы, непосредственно связанные с ее содержанием, т.е. мотивы приобретения обобщенных способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Личные успехи, личное совершенствование приобретает тем самым глубокий общественный смысл.

Усвоение знаний, умений и навыков внутри УД имеет ряд характерных особенностей.

Во-первых, содержание УД составляют научные понятия и законы, всеобщие способы решения соответствующих им познавательных задач.

Во-вторых, усвоение такого содержания выступает как основная цель и главный результат деятельности (в других видах деятельности усвоение знаний и умений выступает как побочный результат).

В-третьих, в процессе УД происходит изменение самого ученика как ее субъекта, происходит психическое развитие ребенка благодаря приобретению такого основного новообразования, как теоретическое отношение к действительности. Продуктом учебной деятельности являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте.

Учебная деятельность - это, прежде всего, индивидуальная деятельность. Она сложна по своей структуре и требует специального формирования. Как и труд, учебная деятельность характеризуется целями и задачами, мотивами. Как и взрослый человек, выполняющий работу, ученик должен знать, что делать, зачем, как, видеть свои ошибки, контролировать и оценивать себя. Ребенок, поступающий в школу, ничего этого самостоятельно не делает, т.е. он не обладает навыками учебной деятельности. В процессе учебной деятельности школьник не только осваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.

Главное в обучении - это мотивация учащихся. А.К. Маркова в своих работах опирается на теорию А.Н.Леонтьева. В структуру мотивационной сферы она включает такие понятия, как потребность, мотив, цель и интерес. По ее мнению, формирование мотивационной сферы эффективно лишь при взаимодействии и взаиморазвитии всех этих сторон. Каждой из них она приписывает свои функции: потребности – побуждающую, цели – направляющую и организующую, мотиву – смыслообразующую.

Как и в работах А.Н. Леонтьева, акцент делается на то, что всякая деятельность начинается с потребности, которая позже переходит в мотив. В обучении мотивом является направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса. М.В. Матюхина в своей работе «Мотивация учения младших школьников» проводит анализ исследований в этой сфере разными отечественными авторами. Материалы исследований Л.И.Божович позволили сделать вывод, что в системе мотивов младших школьников наибольшее место занимают социальные мотивы, а познавательный интерес, как таковой, занимает не ведущие позиции. Она определяет мотив как то, ради чего осуществляется деятельность. Наравне с другими авторами, Л.И.Божович считает, что основным фактором развития ребенка является потребность. В более поздних работах отмечается, что эта потребность связана с получением новых впечатлений и переживаний.

Ш.Н. Чхартишвили придает большое значение потребности в активности. Считает, что потребность получать новые впечатления вторична, а не первична.

Сама М.В. Матюхина к учебно-познавательным мотивам относит те, что непосредственно связаны с ее прямым продуктом. При этом выделяет мотивы, связанные с содержанием учения и мотивы, связанные с процессом учения.

Мотивация, по ее мнению, также представляет собой сложное образование, при формировании которой, следует учитывать все ее составляющие.

И.А. Зимняя в своих работах также проводит анализ данной проблемы, решаемой многими отечественными и зарубежными авторами. Она выделяет такие понятия, как мотив, мотивация и мотивационная сфера. В заключении своего анализа она делает вывод о том, что мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека. Структура же мотивационной сферы находится в постоянном развитии.

По мнению И.А.Зимней, учебная мотивация определяется рядом факторов, среди которых: образовательная система, образовательное учреждение, где осуществляется учебная деятельность; организация образовательного процесса; субъектные особенности обучающегося; субъектные особенности педагога. Учебная мотивация является системной и характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Анализируя структуру учебной мотивации, И.А.Зимняя опирается на работы А.К. Марковой, выделяя в иерархичности строения потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.

 

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:

 

1) самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;

 

2) организацией образовательного процесса;

 

3) субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.);

 

4) субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу;

 

5) спецификой учебного предмета.

 

Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению - использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.

Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации.

 

Все составляющие элементы структуры учебной деятельности и все её компоненты требуют особой организации, специального формирования. Всё это задачи комплексные, требующие для своего решения соответствующих знаний и немалого опыта и постоянного каждодневного творчества.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.