Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отличие психологического консультирования от психотерапии.






Как в консультировании, так и в психотерапии используются те же самые профессиональные навыки; требования, предъявляемые к личности клиента и психотерапевта, одинаковы; процедуры, используемые в консультировании и психотерапии, тоже подобны. Наконец, в первом и втором случаях помощь клиенту основывается на взаимодействии между консультантом (психотерапевтом) и клиентом. Gelso, Fretz (1992), Blosher (1966) выделяют специфические черты психологического консультирования, отличающие его от психотерапии:

§ консультирование ориентировано на клинически здоровую личность; это люди, имеющие в повседневной жизни психологические трудности и проблемы, жалобы невротического характера, а также люди, чувствующие себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности;

· консультирование сориентировано на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения; эта ориентация основана на вере, что " человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков, даже если они невелики из-за неадекватных установок и чувств, замедленного созревания, культурной депривации, недостатка финансов, болезни, инвалидности, преклонного возраста" (Jordan с соавт.; цит. по: Myers с соавт., 1968);

· консультирование чаще ориентируется на настоящее и будущее клиентов;

· консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь (до 15 встреч);

· консультирование ориентируется на проблемы, возникающие во взаимодействии личности и среды;

· в консультировании акцентируется ценностное участие консультанта, хотя отклоняется навязывание ценностей клиентам;

· консультирование направлено на изменение поведения и развитие личности клиента.

 

К основным стандартам профессиональной этики психотерапевта относятся:

* Профессиональная компетентность.

Психотерапевт должен заниматься практикой, которая не выходит за пределы его компетентности. Психотерапевт должен постоянно отслеживать уровень собственной профессиональной компетентности.

* Уважение личности и отсутствие дискриминации.

Психотерапевт не должен допускать дискриминацию пациентов по полу, возрасту, состоянию здоровья, национальной и религиозной принадлежности и т.д. Психотерапевт должен с уважением относиться к личным ценностям, а также культурным особенностям пациентов.

* Взаимность и информированное согласие

Условия прохождения психотерапии должны быть ясны пациенту до начала психотерапии; любое их изменение должно обсуждаться с пациентом.

* Конфиденциальность.

Психотерапевт должен уважать личные права пациента и избегать не оправданного разглашения конфиденциальной информации. Требование к сохранению сведений о личной жизни пациентов в тайне перестает действовать только в тех случаях, когда нарушение конфиденциальности может помочь предотвратить явный вред пациенту, психотерапевту или другим людям, или когда существуют юридически обоснованные обстоятельства, предписывающие раскрытие конфиденциальной информации.

* Честность

Психотерапевт должен корректно называть свою специальность, обозначать квалификацию и предлагаемые услуги.

* Запрет на эксплуатацию пациента

психотерапевт должен осознавать свою роль и ответственность во взаимодействии с пациентами и стремиться использовать особенности терапевтических отношений в интересах пациентов.

* Социальная ответственность

Психотерапевту следует поддерживать законы и социальную политику, которые действуют в интересах пациентов и содействуют психическому здоровью в обществе.

При работе в групповой психотерапии важно соблюдать все вышеперечисленные этические правила.

Еще одно из важнейших условий эффективности психотерапевтической группы, как и любой психотерапии, – свободное и добровольное самоопределение, согласие участвовать в работе группы, а также возможность покинуть ее. Только тогда участники могут принять на себя ответственность за результаты своей работы в психотерапевтической группе. Перед началом работы с психотерапевтической группой терапевт должен информировать участников об их обязанностях, правах и условиях будущей работы. Участники группы должны знать: Цели группы, предлагаемые терапевтом способы работы и важнейшие правила. Образование и квалификацию терапевта. Возможность свободно выбрать, участвовать или не участвовать в предлагаемых терапевтом действиях группы, подчиняться или не подчиняться давлению группы или желаниям других участников. В группе запрещено физическое и психическое насилие по отношению друг к другу. Терапевт обязан заранее предупредить участников о выполняемых в группе исследованиях, участии наблюдателей, о наблюдении за работой группы с помощью зеркала одностороннего видения или записью работы группы. Границы конфиденциальности. Категорически запрещается делиться с кем-либо информацией о действиях других участников в группе или передавать раскрытые ими сведения о себе. Одной из важнейших вещей, о которой должны знать участники, является возможный психологический риск, связанный с участием в группе, и способы его снижения.

Школы психотерапии различаются по приемам и формам работы. Но при этой разнице их объединяет единый круг проблем, связанных с общими правилами поведения психотерапевта в процессе работы и его подготовленности.

Вне зависимости от подхода психотерапевт должен владеть навыками грамотного выслушивания клиента, совместного формулирования проблемы, установления эмоционального контакта и доверия.
Одной из задач психотерапии является помощь клиенту в достижении независимости от терапевта и способности к дальнейшей самостоятельной жизни. Обязательным в профессии психотерапевта является сохранение конфиденциальности, уважение пациента и его жизненных ценностей, а также неиспользование работы с пациентом для решения своих собственных психологических проблем.
Если раньше считалось, что главным фактором лечения было понимание клиентом причин своих проблем, то сегодня им являются прежде всего отношения между терапевтом и клиентом. Чем эмоционально интенсивнее отношения, тем эффективнее психотерапия независимо от подхода и приемов работы. И ответственность за эти отношения несет психотерапевт. Он должен передать страдающему человеку опыт любви и понимания. Главными условиями такой терапии - искренность, эмпатия и безусловно положительное отношение.Одним из выводов такого подхода является то, что главное в подготовке психотерапевта не изучение книг, а опыт непосредственных переживаний, получаемый в тренинге. В нем происходит обучение будущего терапевта сопереживанию, умению быть естественным и искренним, возможности прийти к соглашению со своими скрытыми предубеждениями и обидами и освободиться от них.
Г. Кохут и М. Гилл обосновали важность раскрытия человечности психотерапевта, его принципиальной незащищенности от собственных переживаний (связанных с психотерапевтическим процессом) и получившей название контрпереноса. Т.о. к личности терапевта предъявляются требования самосознания, рефлексии, открытости к собственному опыту и многие другие.
Кроме того терапевт несет персональную ответственность за свою работу и должен осуществлять свою деятельность только в рамках своей компетенции и в рамках существующих правил. Терапевту необходимо постоянно работать над повышением своей профессиональной компетенции. Систематическое консультирование с коллегами, также как и консультирование обратившихся коллег, всегда осуществляется в интересах пациента, а не аналитика. Аналитик должен использовать любые возможности для супервизий во всех случаях, когда это может повысить качество работы и успешность терапии. В период обучения будущие специалисты должны самостоятельно заботиться о получении адекватных сессий персонального анализа и супервизий для своих случаев.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.