Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коротко о четвертом измерении






ЗА ПРЕДЕЛАМИ НАШЕГО МИРА ЕСТЬ ДРУГОЙ, ЧУ­ДЕСНЫЙ МИР, НАЗЫВАЕМЫЙ МИРОМ МАГОВ, — ОСЛЕПИТЕЛЬНО СВЕРКАЮЩИЙ И ПРОНИЗАН­НЫЙ ВНУШАЮЩЕЙ ТРЕПЕТ СИЛОЙ. НО БЫЛО БЫ БЕЗУМИЕМ ВОЙТИ В ЭТОТ МИР ТОМУ, КТО НЕ ВЛАДЕЕТ КЛЮЧАМИ, ИБО, ХОТЯ ОН ВЕКАМИ БЫЛ ИСКОМ МНОГИМИ, НАЗВАНИЕ ЕГО ОБЪЯСНЯЕТ­СЯ ТЕМ, ЧТО В ТКАНЬ ЕГО ОКАЗАЛИСЬ ВКРАПЛЕ­НЫ ОСТАНКИ СОИСКАТЕЛЕЙ, НЕ ИМЕВШИХ ДОЛ­ЖНЫХ КЛЮЧЕЙ.

Для большинства учеников ничто, пожалуй, не является столь привлекательным в толтекской традиции, как кон­цепция иных миров. На самой идее, что Толтеки способны дос­тигать невидимых миров, находящихся за пределами привычно­го нам мира, основывается множество волшебных сказок, и рас­сказы воинов об этих мирах не перестают очаровывать людей. Однако рассказы эти, хотя и вселяют в учеников истинный дух героических приключений, также в большинстве случаев стано­вятся для них источником глубокого уныния: дух приключений порождается интуитивным признанием божественной природы человека, уныние же оказывается гнетущим свидетельством сос­тояния апатии и бессилия, в котором пребывает ныне человечес­тво.

Чаще всего ученики просто не в состоянии представить себе, что когда-нибудь они обретут личную силу, достаточную для вос­приятия иных миров, не говоря уже об их достижении. Твердо уверенные, что они не обладают тем, что необходимо для притя­заний на свое божественное наследие, такие ученики нередко растрачивают драгоценное время на беспочвенные мечты о том, чтобы найти некий простой или волшебный способ обрести силу. Но хотя обладать силой и пользоваться магией этой силы — неотъемлемое священное право человека, не существует ни прос­того, ни волшебного способа обрести силу.

Многие люди, преисполнившись суеверий, могут поверить в существование так называемой сверхъестественной силы; со­вершение ритуалов и употребление галлюциногенных средств могут позволить человеку мельком взглянуть на альтернативные состояния реальности, но как бы то ни было, существует лишь одна истинная сила, именуемая Единой Силой, которая отнюдь не сверхъестественна — она естественна, как ничто другое в приро­де. Будучи совершенно естественной, Единая Сила не материали­зуется внезапно, подобно вспышке молнии среди клубов дыма, — ее, как и всякое порождение природы, нужно кропотливо взращивать и обуздывать. Хотя Толтеки и обладают настолько большой силой, что могут творить чудеса, эта сила приобретена не с помощью так называемых сверхъестественных явлений, но есть продукт упорного нелегкого труда на протяжении несколь­ких жизней. Всякий, кто пожелает, может обрести силу, если только он готов работать ради этого и заплатить за обладание силой должную цену — цену, над которой мало кто из учеников всерьез задумывался, выражая желание овладеть ею.

Достижение измененных состояний восприятия и созна­тельное вхождение в иные миры — это, согласно толтекской тра­диции, лишь две, притом незначительные, награды для овладев­шего силой. Не поддаваясь очарованию, присущему такого рода актам силы, Воины Свободы видят в них не более чем средства достижения истинной свободы. По собственному опыту слиш­ком хорошо зная, что стремление к силе ради силы есть один из четырех естественных врагов человечества, Толтеки стараются всячески препятствовать тому, чтобы их ученики позволяли себе какие-либо выходки, рассчитанные на внешний эффект. В связи с этим они часто напоминают им, что истинный воин — не дрес­сированное животное, а потому не должен вести себя подобно ему.

Дух жертвы, дух жалости к самому себе и ощущение собс­твенной важности настолько характерны для среднего человека, что несмотря на то, что ученики, как правило, не позволяют себе ничего подобного, большинство людей становится на Путь Вои­на с тайным стремлением к возвышению с помощью силы над своими собратьями. Ученик может трепетать перед Единой Си­лой, иметь своим идеалом владение Копьем Предназначения и Мечом Силы, но почти всегда его на самом деле пленяет как раз эта довольно-таки наивная идея — обрести способность управ­лять другими с помощью магии. По этой причине лишь весьма немногие из них по-настоящему подготовлены к тому, чтобы пройти через трудности обучения, необходимого для обретения истинной силы. Подавляющее же большинство людей, несмотря на искреннее желание овладеть Единой Силой, не готовы запла­тить требуемую за это цену.

Предпочитая этому на первый взгляд не требующую столь многого и легко доступную практику магии, многие люди века­ми выбирали стезю шаманизма, полагая, что он освободит их от разного рода угнетения и обеспечит таким образом успех во всех областях жизни. Но по иронии судьбы, те, кто делал столь деше­вое «приобретение», закончили тем, что отказывались как от второго, так и от третьего кольца силы, пожертвовав наряду с этим своей истинной свободой — цена в высшей степени непо­мерная и не могущая оправдать те немногие выгоды, что сулит сила шамана. Истинное знание действительно дорого стоит, но цена его для ступивших на Путь Свободы пренебрежимо мала в сравнении с той, что платит шаман, получаемая же ими награда, в свою очередь, куда более величественна.

Следует, однако, отдавать себе отчет в том, что действитель­ная величина такого рода платы полностью определяется тем, на чем именно человек решает сосредоточить свое внимание. Цена истинной силы — жизнь того, кто на нее претендует; с учетом же того, как мы обычно относимся к своей жизни, она может пока­заться ужасающе огромной. Для тех же, кто приходит к выводу, что их нынешняя жизнь не представляет более для них ценности, эта цена хотя и остается высокой, совершенно не сравнима с той, которую предстоит заплатить человеку, не стремящемуся по­жертвовать своей жизнью. В первую очередь именно по этой причине говорят, что лишь те, кто ступает на Путь Воина с готовностью умереть, могут надеяться на успех, ибо овладение Единой Силой требует полной трансформации, преображения, предполагающего отмирание старого в процессе полной перест­ройки острова тоналя.

Именно потому, что Путь Свободы требует смерти прежне­го, большинство людей находят эту цену чрезмерно высокой, даже в том случае, если их прежний образ жизни был никчемным и обессиливающим. Лишь в том случае, если ученик окажется вынужден сделать выбор ради собственного выживания, он ре­шится на то, чтобы отказаться от той единственной жизни, которую когда-либо знал. Поэтому нет ничего удивительного в том, что и по сей день не столь уж многие могут эффективно овладеть Единой Силой, хотя тысячи и тысячи людей пытались обрести ее «легко и просто».

Я знаю, что многие читатели этих книг не смогут устоять перед искушением попытаться обрести силу «быстрым» спосо­бом — пробравшись в Мир Магов «легким» путем. Но я ничего не могу поделать с этим, разве что еще раз напомнить о величай­ших опасностях, кроющихся в такого рода деятельности. Опас­ности эти связаны с тем, что люди, как правило, совершенно не представляют себе, какая мощь скрыта в акте восприятия. Боль­шинство людей просто находят для себя слишком сложным по­верить, что мир есть именно то, что мы воспринимаем, и когда им встречается человек, воспринимающий его отличным от них образом, они неизменно отвращаются от такого человека, счи­тая его сумасшедшим или умственно неполноценным. Однако лишь немногие из тех, кого медицина называет психически неу­равновешенными, действительно больны. Некоторые из них действительно таковы, но многие — всего лишь пасынки общес­тва, которое страшится альтернативных состояний восприятия. Наоборот, большинство настоящих умалишенных вовсе не об­ретаются в психиатрических лечебницах и приютах — нередко это те самые люди, которых общество почитает честными, доб­ропорядочными гражданами и живым воплощением мудрых правителей.

В такой ситуации совершенно не удивительно, что столь многие люди во всем мире так догматически придерживаются своих представлений о том, что значит быть разумным, здраво­мыслящим и практичным. Еще менее удивительно, что столь многие из тех, кто стремится обрести силу, пребывают в абсурд­нейшем заблуждении, что ее может дать принесение в жертву собственной свободы. И хотя подобные рассуждения совершен­но бессмысленны, находятся (и находились всегда), представьте себе, тысячи и тысячи людей, вполне серьезно верящих, что цель оправдывает средства, а потому всегда найдутся те, кто с ра­достью воспользовался бы возможностью получить хоть немно­го силы за любую цену, если только им обещано, что это прои­зойдет легко и быстро. Тот же факт, что подобные обещания вряд ли могут вылиться в нечто осязаемое, напрочь игнорирует­ся.

И все же удивительно наблюдать, какое множество, вообще говоря, интеллигентных людей прельщается практикой магии просто потому, что она дает, точнее говоря, обещает дать им преимущество над себе подобными. Вместо того чтобы стре­миться обрести такую силу, которая дарует им свободу от дикта­та других людей, они хотят подчинять их своей воле в плане со­циального манипулирования — Толтеки называют этот фено­мен сумасшествием сна.

Именно сумасшествие сна во времена Атлантиды вызвало раскол толтекского братства, и именно оно в конце концов при­вело к уничтожению этого континента. Но несмотря на уроки истории, многие и сегодня продолжают упорствовать в этом су­масшествии, хотя со времен разрушения Атлантиды человечест­во прошло через две мировые войны. И вот год за годом, поко­ление за поколением, тысячелетие за тысячелетием люди пыта­ются обрести силу «быстрым» способом, войдя в Мир Магов по «легкому» пути, несмотря на то, что большинство таких несчас­тных дорого заплатили за подобные безрассудные попытки.

Мир Магов — свой для каждого из людей, даже для тех, кто никогда о нем не слышал, ибо он есть именно Иное. Таким обра­зом, если вы бедны, Иное есть изобилие богатств, если вы боль­ны, Иное есть крепкое здоровье, если вам недостает знаний, Иное предстанет в облике огромного вместилища разного рода уче­ности, если вы жертва, Иное значит быть победителем, если вы стремитесь к мирской власти, Иное предложит вам в этом отно­шении столь широкий выбор, что голова пойдет кругом, если вы тяготеете к мистике, Иное дарует вам невыразимый религиозный экстаз, если вам нужны секреты шаманизма, Иное окажется на­селено множеством существ всех мыслимых видов, открываю­щих в высшей степени соблазнительные тайны. По сути, Иное есть все, что человек может себе представить и на что он может надеяться, в чем и кроются смертоносные ловушки этого захва­тывающего мира сказочной магии.

Как можно объяснить человеку, имеющему устоявшиеся взгляды на мир, что фантазия не есть фантазия, что она только кажется таковой, вступая в противоречие со сложившимися представлениями о действительности? Как объяснить таким лю­дям, что с помощью магической силы, присущей акту восприя­тия, так называемую фантазию можно превратить в реальность? Когда братья Райт впервые задумались о самолете, они казались многим фантазерами. Пока Армстронг не сделал первые шаги по Луне, космические путешествия считались уделом научной фан­тастики. Но сегодня ни к самолетам, ни к космическим кораблям не относятся более ни как к беспочвенным мечтам, ни как к фан­тазиям умалишенного — они стали столь же привычными, как автомобили. Но несмотря на то, что многие люди способны се­годня правильно и с пользой для себя настроить Мир Магов, им мешает сделать это неверие в самих себя. В этом отношении чрезвычайно важно понять, что, если бы братья Райт не верили в то, что они могут построить машину тяжелее воздуха, способ­ную взлететь, они никогда не смогли бы сделать этого. Точно так же, если бы ученые продолжали верить в то, что управляемый аппарат, движущийся за пределами земной атмосферы, невоз­можен, космические путешествия до сих пор были бы не более чем фантазией.

НЕ СУЩЕСТВУЕТ АКТА, БОЛЕЕ МОГУЩЕСТВЕННОГО, ЧЕМ АКТ ВЕ­РЫ. ВОИН — ЭТО ТОТ, КТО ВЕРИТ В СВОИ БОЖЕСТВЕННЫЕ ВОЗ­МОЖНОСТИ МАГИЧЕСКОГО СУЩЕСТВА ВСЕЛЕННОЙ. МАГ ЖЕ НЕ ВЕРИТ В СВОЙ БОЖЕСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, А ПОТОМУ ИСПЫТЫ­ВАЕТ ПОТРЕБНОСТЬ НАЙТИ ТО, ЧТО МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВМЕСТО ТОЙ СИЛЫ, КОТОРОЙ ЕМУ, ПО ЕГО МНЕНИЮ, НЕДОСТАЕТ.

Приведенный выше афоризм очень четко показывает раз­личие между истинным воином и магом, но несмотря на то, что толтекское братство всегда занимало в этом вопросе предельно четкую позицию, странная причуда человеческого разума состо­ит в том, что ему гораздо легче поверить, что чего-то быть не может, чем в обратное. Вследствие этого в братстве всегда нахо­дились такие, кто, не веря в божественный потенциал человека, также не мог поверить в то, что можно накопить силу без помо­щи магической практики. Именно это неверие так долго разде­ляло толтекское братство, поскольку все магические практики основаны на принципе насильственной манипуляции, против­ном Воинам Свободы.

Большинство людей, даже искренние христиане, никак не поймут, что магия, что бы о ней ни рассказывалось в сказках, есть не более чем определенный набор практик, предназначенных для того, чтобы заставить кого-то выполнять чью-либо волю. Это так, идет ли речь о ритуале, используемом так называемым ша­маном для того, чтобы наслать несчастья на своего противника, о бизнесмене, который финансовыми методами пытается убрать своего оппонента с рынка, о враче, пытающемся вылечить пациента с помощью трав, или об адвокате преступника, который с помощью словесных хитросплетений старается пустить жюри присяжных пыль в глаза. Основа всех магических практик — насильственная манипуляция, вне зависимости от того, похож ли пользующийся ими на мага и чем именно он прикрывает свои действия. Чистая глупость — верить в то, что мага делает магом его личина, равно как и в то, что силу ему дают непонятные сло­ва, произносимые при совершении загадочных ритуалов. Мага делают магом его действия и те мотивы, которые его на них тол­кают. Вспомните, что, хотя судья обычно наряжен в столь же необычное одеяние, а юридический жаргон звучит непривычно для непосвященного, это не означает, что все судьи маги. Однако если такой судья использует свое знание закона для манипулиро­вания судом, с тем чтобы принятое решение соответствовало его собственному пониманию справедливости, он является в точ­ности таким же магом, как те, кто открыто признает себя шама­нами.

Приведенный выше пример еще раз показывает, как незна­ние жизни порождает у глупцов суеверия. Мир Магов куда более доступен, чем склонно думать большинство людей, и магов, под­визающихся в обычных видах человеческой деятельности, сегод­ня гораздо больше, чем тех, кто до сих пор придерживается тра­диционных названий, атрибутов и ритуалов.

Но что же именно в таком случае представляет собой этот Мир Магов? Как уже говорилось, Мир Магов для каждого свой, но по сути он есть мир завершения — мир, в котором возможно Все, просто потому, что там нет различия между тем, что было, тем, что есть, и тем, что может быть. В этом мире, таким обра­зом, лишено смысла понятие потенциала, так как все потенци­альное реально здесь благодаря лишь своей нематериальности — эта черта делает его полной противоположностью осязаемому физическому миру; отсюда же происходит его название: Иное. Вместе с тем Мир Магов не только полная противоположность физическому миру, но, будучи потенциалом Всего, он также ко­пия физического мира. Поэтому в Мире Магов существует имен­но все, что известно теперь, все, что было известно, и все, что когда-либо станет известно, и вместе с тем все это совершенно реально существует в настоящий момент, который есть также прошлое и будущее. Отсюда и утверждение, что Мир Магов — в высшей степени запутанный лабиринт. Поскольку любая часть этого лабиринта целостна в самой себе, это Все, дабы быть всем, не обладает ни началом, ни концом, ни текучестью, ни опреде­ленностью; этот мир постоянно обращается в самом себе, чтобы быть всем прочим. Поэтому здесь всегда именно здесь, но также и там, а затем вдруг везде, так что вне зависимости от того, в каком месте лабиринта находится наблюдатель, он может быть одновременно во многих местах, в то же время находясь нигде, но здесь. Точно так же сейчас всегда есть именно сейчас, но также как раз теперь, незадолго до, а затем вдруг оказывается вне вре­мени. Вследствие этого упомянутое завершение, являющееся от­личительной чертой Мира Магов, с учетом его нематериальнос­ти совершенно непостижимо.

Чтобы постичь Мир Магов и найти свой путь сквозь лаби­ринт его постоянно меняющихся форм, необходимо иметь клю­чи, которые Толтеки называют двадцатью одним самоцветом осознания. Эти ключи, столь же нематериальные, как и сам Мир Магов, из-за своей аморфности именуются также двадцатью од­ним абстрактным ядром. Однако несмотря на то, что Толтеки обычно говорят о двадцати одном самоцвете, их, вообще говоря, насчитывается двадцать два — за этим фактом кроется одна из глубочайших тайн, связанных с осознанием и актом восприятия. По существу, тайна, окружающая двадцать один самоцвет осоз­нания, — это своего рода «уловка-22» (аллюзия на одноименный роман Дж. Хеллера. Имеется в виду внутренне противоречивая, двусмысленная ситуация), так как практически не­возможно хоть сколько-нибудь постичь Мир Магов без понима­ния этих ключей, равно как и без понимания Мира Магов чрез­вычайно трудно уяснить смысл ключей, которые на самом деле вовсе не являются ключами. Но такова загадочная натура боль­шей части Пути Воина, так что единственный способ постичь смысл, заложенный в какой-либо загадке, состоит в необходи­мости прежде всего разобраться, что же именно составляет эту загадку.

Поймите, что загадок как таковых не существует, точно так же, как не существует случайностей и совпадений. Всякая загадка лишь кажется загадкой из-за «пробелов» в наших знаниях. Из­лишне говорить, что каждый такой «пробел» представляет собой взаимосвязь между тем, что кажется нам противоречивыми пара­дигмами. Иными словами, абсурдность или неразрешимость за­гадки есть лишь иллюзия противоречивости парадигм. Вместе с тем лишь небольшое усилие мысли позволяет прийти к выводу, что во Вселенной ничто не может быть действительно противо­речивым, ибо такая концепция предполагает, что Вселенная представляет собой хаотическую совокупность не связанных друг с другом фрагментов — что есть очевидный абсурд. Таким образом, неразрешимых загадок не существует в принципе, име­ет место лишь нелепое упорствование человека в вере в то, что всякая парадигма, противоречащая его собственной единствен­но рациональной парадигме, непременно есть нонсенс, фантазия или, в лучшем случае, неразрешимая загадка. В связи с этим ос­тается лишь удивляться, видя, как часто обычный человек попа­дает в ловушки своего собственного рационального образа мыслей. Ему и в голову не приходит, что все парадоксальные ситу­ации являются не более чем порождением зацикленного рацио­нального мышления и что, поскольку цикл этот создан им са­мим, он сам может разорвать его, когда пожелает.

Поэтому имея дело с тем, что представляется загадкой, ок­ружающей Мир Магов и его ключи, важно понимать, что, если мы не хотим оказаться втянутыми в циклы рационального мышления, для нас чрезвычайно важно уяснить, насколько это возможно, взаимосвязь между Миром Магов и его ключами. Так­же чрезвычайно важно помнить, что все действия и все понима­ние воинов тем или иным образом основывается на взаимосвя­зях, поскольку в конечном счете существует лишь одна жизнь, компоненты которой теснейшим образом взаимодействующи, взаимозависимы, а потому взаимосвязаны. Во Вселенной нет аб­солютно ничего, что не было бы связано с чем-то другим, что не взаимодействует с чем-то другим и что, таким образом, не было бы зависимо от чего-то другого в своем бытии, предназначении и сущности. Повторяю, не существует ничего, то есть Никакой Вещи, кроме единой пустоты, содержащей в себе Все, то есть Всякую Вещь. И поскольку Мир Магов есть потенциал Всего, он, очевидно, есть потенциал проявленной вселенной, потенциал космического тоналя.

Вспомним, однако, об обширной подоплеке, связанной с природой Мира Магов. Будучи потенциалом космического то­наля, Мир Магов есть именно та часть потенциала Невыразимо­го, которая реализуется в данный момент как проявленная вселенная. Иными словами, Мир Магов есть то, что Невыразимое желает раскрыть в своем нынешнем воплощении, а потому отра­женное в Мире Магов есть четырехстороннее предназначение Невыразимого, а следовательно, также истинное предназначе­ние и сущность человека — микрокосма макрокосма.

Вот поэтому из всех возможных миров маги вынуждены сосредоточивать все свои усилия на овладении Иным. Однако, как видно из афоризма, приведенного в начале данной главы, Мир Магов получил свое название не из-за своей популярности у магов, как это может показаться, а из-за того, что столь многие претенденты на звание мага веками подпитывали этот мир сво­им осознанием, своей личной силой и, прежде всего, своей жиз­ненной субстанцией.

Такая искусственная подпитка была столь мощной, что се­годня в Мире Магов присутствует скопление хаотической чело­веческой силы, которое, по всей видимости, стало жить собствен­ной жизнью, независимой от силы, присущей самому Миру Ма­гов. Этот хаос человеческой силы распространился по всему Ми­ру Магов и за тысячи лет обрел такую мощь, что стал чем-то вроде легендарных блуждающих огней. Это, разумеется, делает этот и без того опасный мир еще опасней. По сути, многие из легенд о блуждающих огнях, сфинксах, гарпиях, злобных сущес­твах, караулящих перекрестки дорог, Предводителе Дикой Охо­ты и тому подобных основываются на иллюзиях, порождаемых скопившимися в лабиринте Мира Магов останками людей. Толтеки называют такие человеческие останки зеркалом справедли­вости, взгляд в которое насылает болезни или смерть на того, кто не владеет ключами Мира Магов, обладающему же силой, необ­ходимой для пользования ключами, оно дает освобождение пос­редством силы намерения.

Поскольку Мир Магов отражает четырехстороннее предназ­начение Невыразимого, именно в этом мире проблемы, касаю­щиеся материи, энергии, пространства и времени могут быть ре­шены легче, чем в каком-либо ином. Фактически, лишь уяснив смысл и предназначение МЭПВ, можно уцелеть в Мире Магов. Однако для этого важно помнить, что МЭПВ никоим образом не есть то, чем его представляет себе средний человек. Мы уже час­тично разъяснили это в книге «Крик Орла», и читателю было бы неплохо тщательно повторить эту часть учения, поскольку изло­женное ниже довольно трудно усвоить без понимания содержа­щихся там основ космологии.

Несмотря на то, что вопрос времени был освещен несколько более подробно в восьмой главе, полностью объяснить МЭПВ на данном этапе не представляется возможным. Однако для дости­жения наших нынешних целей нам следует хотя бы попытаться глубже проникнуть в подоплеку МЭПВ в контексте Мира Магов. В этом плане следует помнить, что все десять миров на самом деле являются измерениями осознания, сущего в четырех направ­лениях. Иными словами, Мир Магов является не неким отдален­ным миром, но особым состоянием осознания, представляю­щим собой весьма значительную часть этого мира, которая в то же время существует за его пределами. Данная концепция в выс­шей степени трудно формулируема; помочь здесь может анало­гия с атомом, однако читателю следует помнить, что в данном случае атом — лишь аналогия для реальности, не поддающейся словесному описанию.

Представим себе осязаемый физический мир, то есть прояв­ленную вселенную во всей ее полноте, в виде гигантского атома. Уподобим теперь материю инертным нейтронам, содержащим­ся в ядре этого атома, а энергию — также содержащимся там положительно заряженным протонам. Ядро это окружено сло­ем, ограниченным вращающимися вокруг него отрицательно за­ряженными электронами; в нашей аналогии этот слой представ­ляет пространство, а электроны — время. Учтем, однако, что, в отличие от атома, где нейтроны и протоны существуют незави­симо друг от друга, энергия окружает и пропитывает собой всю материю, равно как и пространство не есть пустое ничто, а пред­ставляет собой вполне осязаемую силу, окружающую и пропи­тывающую собой как энергию, так и материю. Точно так же и время не является простой совокупностью электронов, обраща­ющихся вокруг ядра, но представляет собой единую целостную силу, определяющую параметры пространства и при этом повсе­местно существующую в пространстве, энергии и материи.

Хотя данная аналогия в какой-то мере помогает объяснить концепцию четвертого измерения, она вместе с тем искажает действительность в той же мере, что и трехмерная модель, от которой мы отказались. Четвертое измерение невозможно ни разъяснить в практических терминах, ни проиллюстрировать графически по той простой причине, что оно является динамич­ной сферой, не имеющей фиксированного центра. Я не знаю, какими еще словами можно его описать, но читателю, возмож­но, удастся вообразить такую сферу в плане приведенной выше аналогии, а затем зрительно представить себе ее центр, непре­рывно движущийся таким образом, что по мере его движения сфера переопределяется, будучи втянута движением центра вов­нутрь. Однако каждое местонахождение центра определяет сфе­ру бытия, а потому ни одним из них нельзя пренебрегать. Таким образом, все положения центра — прошлое, настоящее и бу­дущее — существуют одновременно. Именно непрекращающе­еся движение центра образует четвертое измерение, так как будь он неподвижен, измерений осталось бы только три, четвертое же измерение и — в данном случае — развитие осознания были бы невозможны.

Возвращаясь к Миру Магов, представим себе, что весь ося­заемый физический мир, то есть проявленная вселенная, являет­ся совокупностью нейтронов еще большего атома. Иными сло­вами, то, что в проявленной вселенной является МЭПВ, в Мире Магов представляет собой лишь материю. Именно поэтому мы говорим, что Мир Магов есть часть обычного мира, но при этом существующая за его пределами. Это справедливо для всех ми­ров, поскольку по мере продвижения вверх по Древу Жизни каждый мир включает в себя предыдущий в плане материи. В конце концов первый мир оказывается объят пустотой, знаме­нующей собой нагвалъ, — то есть Не-Чем-то, знаменующим со­бой Невыразимое. Это, разумеется, первичная сфера бытия, цен­тр которой есть десятое измерение, то есть осязаемый физичес­кий мир, пребывающий, как уже говорилось, в непрестанном движении, вызванном развитием осознания.

Поскольку мы теперь лучше представляем себе, каким обра­зом сосуществуют четыре компонента МЭПВ, нам становится легче разобраться, почему их следует называть четырьмя направ­лениями. Следует, однако, отметить, что в этом отношении мы можем сделать лишь первые шаги. Толтекские учения связаны друг с другом таким образом, что, прежде чем читатель действи­тельно поймет, почему МЭПВ следует именовать четырьмя нап­равлениями и почему в этом случае вообще следует говорить о направлениях, он должен изучить их гораздо более подробно.

Напомним, что в книге «Крик Орла» говорилось, что мате­риализация, то есть материализация желания нагваля воплотить неизвестное в известном, есть основное предназначение прояв­ления, и поскольку оно неизбежно должно осуществляться пос­редством практического опыта, такая материализация, очевид­но, может происходить лишь в контексте жизни в пределах про­явленного. Будь это не так, не существовало бы прежде всего необходимости проявления Невыразимого. Материализация, таким образом, есть главное в предназначении нагваля, а потому с полным правом может быть названа центром сферы бытия, что совершенно не удивительно, поскольку проявленная вселен­ная, как уже говорилось, есть сокровеннейшая сущность косми­ческого тоналя.

Вместе с тем материализация оказывается связана с Севером. Этот факт невозможно объяснить на данном этапе, можно разве что сказать, что присущее осознание склонно к линейному прод­вижению, а линейное продвижение есть магнитный север прояв­ленной вселенной. Кроме того, поскольку материализация пред­ставляет собой Битву Невыразимого, Толтеки также называют Север полем битвы. Следует, однако, помнить, что материализа­ция является центром сферы бытия, а следовательно, Север в рамках четвертого измерения, по сути дела, находится в центре этой сферы. Отсюда и вытекают утверждения вроде того, что битва происходит внутри, а не вовне и все знания приходят из­нутри.

Материализация является центром бытия, но, поскольку этот центр есть также поле битвы и с учетом того, что всякое действие подразумевает движение, совершенно не удивительно, что центр сферы бытия должен постоянно находиться в дви­жении. Поскольку всякая материализация склонна к инерции, та­кое постоянное движение центра является основным в акте не­делания, то есть не-делания Невыразимого, в результате чего Се­вер оказывается также местом, связанным с не-деланием, что, как мы знаем, представляет собой искусство выслеживания само­го себя. Невыразимое может материализовать и материализует свое предназначение именно посредством выслеживания Своего восприятия Себя. А поскольку такая материализация происхо­дит в самом центре Его проявленного бытия, Север называют центром мира.

Теперь, когда вы получили более ясное представление о сущ­ности Севера, полезно напомнить, что материализация есть не более чем преображение энергии, а потому, говоря о движении как таковом, Толтеки обычно имеют в виду не столько движение центра сферы бытия, а скорей трансформацию вследствие этого движения энергии в материю или, более точно, то действие, ко­торое называют не-деланием Невыразимого. Таким образом, ис­тинное движение является актом подпитывания или, говоря более строго, актом подпитывания сна Невыразимого, который, как уже указывалось в книге «Крик Орла», связан с Югом. Опять - таки, причины этого здесь объяснить невозможно, можно разве что сказать, что, в то время как Север является средоточием действия и материализации, его полярная противоположность, Юг, должна представлять собой энергию, необходимую для это­го действия. Но поскольку энергия есть продукт личной силы, единственный способ овладеть энергией состоит в том, чтобы сновидеть, то есть получить доступ к возможно большему числу настроек восприятия.

Если мы теперь вернемся к нашей «атомной» аналогии, из всего вышесказанного станет ясно, что в плане четвертого изме­рения материя и энергия образуют ядро, которое есть движение. Любое такого рода движение ограничено рамками предназначе­ния, дающего ему толчок. Иными словами, предназначение про­явленной жизни в том, чтобы давать толчок движению, — что порождает как энергию, так и материю. Лишь такое предназна­чение доступно ощущению, так как в конечном счете мы можем делать предположения только по поводу проявленного предназ­начения Невыразимого. То же, что, возможно, составляет глу­бинное предназначение Невыразимого, пока что лежит в сфере непознаваемого. Следовательно, в своих попытках постичь предназначение жизни мы, в лучшем случае, можем ощутить свой путь во тьме, что, несомненно, является актом исследова­ния неизвестного, а потому требует стирания личной истории.

Стирание личной истории связано с Западом, средоточием чувствования, то есть чувствования своего пути во тьме. Это то же самое, что открытие сердца, но поскольку оно влечет за собой слушание в толтекском смысле, очевидно, что Запад есть то, что называют звуком. Кроме того, поскольку стирание личной ис­тории постепенно открывает полноту сущности, оно должно приводить ко все большему пониманию предназначения жизни, или ко все большему и большему его чувствованию. Однако мы уже выяснили, что пространство определяется как продукт свидетельствования предназначения жизни, в том смысле, что прос­транство на самом деле является проявлением предназначения бытия и того, что постепенно и последовательно открывается по мере возникновения полноты предназначения. Это практически все, что можно на данном этапе сказать об истинной природе пространства, так как полностью разъяснить ее пока что невоз­можно.

Рассмотрим теперь «электроны», которые в нашей «атом­ной» модели соответствуют времени. Из книги «Крик Орла» чи­тателю известно, что время — первый компонент МЭПВ, мате­риализованный в проявлении Вселенной, что совершенно не удивительно, поскольку время есть универсальное выражение намерения (см. гл. 8). Однако учеников довольно часто приводит в замешательство кажущееся противоречие, состоящее в том, что, будучи универсальным выражением намерения, время, вне всякого сомнения, является чувствами Невыразимого. С другой стороны, время связано с Востоком, являющимся средоточием трезвости — свойства разума. Между тем здесь нет никакого противоречия, поскольку, как читатель, должно быть, помнит, намерение и разум суть две диаметрально противоположные сто­роны одного и того же осознания, а так как осознание само по себе предшествует проявлению, единственная причина того, что Невыразимое проявляется, состоит в том, что Оно приступило к перепросмотру и этот перепросмотр достиг трезвости, необхо­димой для понимания необходимости проявления. Как только такой уровень трезвости достигнут, намерение Невыразимого начинает проявляться в виде желания, которое, как уже говори­лось в первом и втором томах, есть не только то, что Толтеки называют цветом, но также и основа всякого чувства, а потому, разумеется, и времени.

Более подробные объяснения причин того, что чувство дол­жно именоваться цветом, и того, что время должно связываться с Западом, к сожалению, настолько сложны, что выходят за рам­ки наших нынешних целей. Мы пытаемся здесь лишь дать чита­телю некоторое представление о том, что скрывается за поняти­ем четвертого измерения, чтобы овладеть хотя бы необходимым практическим минимумом познаний о Мире Магов, сущность которого состоит в отражении Всего, в том числе четырехсто­роннего предназначения Невыразимого, то есть МЭПВ.

Постичь МЭПВ во всей его полноте невозможно без основа­тельного овладения всеми аспектами учений Толтеков; на дан­ном же этапе мы заняты лишь тем, что пытаемся дать читателю представление о тех основах космологии, которые выходят за рамки книги «Крик Орла». Вместе с тем мы уже несколько продвинулись в понимании сущности четырех направлений, что поз­волит нам рассмотреть их в следующей главе в плане осознания, — ведь не нужно забывать, что четыре направления в конечном счете суть особые состояния осознания, и для того, чтобы понять сущность и природу Мира Магов, нам следует обратить внима­ние именно на них.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.