Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характер внутриличностного конфликта при детских неврозах.






Определяющая роль - психологический или внутренний конфликт. Внутренний конфликт - несовместимость, столкновение противоречивых отношений личности. Приводит к неврозу если переживание занимает центральное место в отношении личности или если конфликт не может быть переработан так, чтобы исчезло напряжение. Невроз - это неудачно разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности. Такая ситуация вызывает болезненно тягостные переживания, в итоге внутренний конфликт - столкновение сознания ребенка противоречиво раскрашенных аффективных переживаний к близкому лицу. Аффективное напряжение растет и обостряет противоречия, усиливает трудности, снижается самоконтроль, дисорганизация. Захаров: ведущее содержание невротического конфликта - это несоответствие воспитания возможностям ребенка и становлениям его «Я». Это всегда конфликт между «Я» и «МЫ» ребенок может, но не хочет войти в референтную группу «МЫ» (сначала это семя, а затем сверстники) неудачи межличностных отношений вызывают тревожность, неуверенность, эмоциональную неустойчивость, возникает невротическая дизантегрция процесса формирования личности ребенка. Противоречивость внутренней позиции переживается как невозможность соответствовать требованиям и в то же время оставаться самим собой. Борьба мотивов ведет к: 1. гипертрофии Я - самолюбия. 2. к развитию концепции не Я - неуверенность в себе, страх потери индивидуальности. Невротический конфликт как личностная неразрешимая проблема быть собой среди других может преломляться по разному: 1. как быть (невроз страха) 2. как быть собой (невроз навязчивых состояний) 3. как быть собой среди других (исторический невроз) 4. быть среди других (неврастения) Страх изменения препятствует развитию импатии, принятию новых ролей, приводит к негибкости поведения, появляется псевдо Я - совокупность неконтролируемых сознаний мотивации.

 

  1. Психология в соматической клинике.

Роль психического фактора в происхождении заболеваний. Влияние соматической болезни на психику человека. Основные принципы исследования изменений психики у больных хроническими соматическими заболеваниями. Характеристика познавательной деятельности больных с хроническим соматическим заболеванием. Изменения личности у больных с хроническими соматическими заболеваниями. Представление о «внутренней картине болезни». Раскрытие внутренней картины болезни в работах Р.А. Лурии. Уровни психического отражения болезни и структура внутренней картины болезни в работах В.В. Николаевой. Интрацепция в структуре внутренней картины болезни. Особенности интрацептивного восприятия. Болезнь как семиотическая система. Структура внутренней картины болезни в работах А.Ш. Тхостова.

Роль психического фактора в происхождении заболеваний

Псих. В сом клинике возникла как реакция на потерю целостности рассмотрения болезней. У нас – в 70-80гг (первые исследования в области кардиологии и онкологии). Соматическое и психическое – это различные стороны одного целого живого человека. Акцент – на роль личности в возникновении и течении физ.забол. Основывалась на психоанализе. Становление психосоматической медицины как научной дисциплины связано с именами трех ученых (З.Фрейд, И.П. Павлов и У.Кеннон)

Для больных психосомантикой характерно: выраженная фантазия, недостаточная эмоц. включенность в объективную ситуацию, неспособны описать тонкие эмоции, они не находят слов для самовыражения, они не могут описать симптомы своего заболевания. По мнению Поллока (последователь Александера) задача должна быть иной – обнаружить психол. изменения специфичные для болезни. В отечественных исследованиях патологического влияния психических факторов на соматическое состояние человека основное внимание уделяется проблеме ятрогенных заболеваний (негативное влияние врача и медицины в целом на больного). Ф. Б. Басин - теория признания зависимости происхождения и течения болезни от активности отношения человека к окружающему его миру, к себе, к жизни в целом. Факторы помогающие бороться с болезнью: психотерапия, установка на борьбу с болезнью; (+)влияние социального окружения, отношение самого больного к болезни.

Влияние соматической болезни на психику человека

Это влияние может быть - патогенный и саногенным. Наибольшее значение имеет патоген ное влияние, под к\р понимают нарушение психической деятельности чел в условиях соматической болезни. Различают соматогенный - влкяние посредством интоксикационных воздействий на ЦНС и психогенный - острая реакция личности назаболевание и его последствия.

Существует еще один важный механизм взаимоотношений между психикой и сомой. Так называемый «замкнутый круг». Сущность этого механизма заключается в том, что нарушение возникающее первоначально в соматической сфере, но возможно и в психической, вызывает психопатологические реакции, а последние являются причиной дальнейших соматических нарушений

Сом.забол. в первую очередь вызывает негативные эмоц.реакции (раздражительность, тревогу, депр, страх, невротические или астенические состояния), часто возникают переживания о последствиях забол., если оно серьезно. Изменяется мотивационно-потребностная сфера: главным становится мотив сохранения жизни (при перестройке мотивов перестраивается и личность: формируется эгоцентрическая установка, изменяется жизненная направленность, система самооценок и оценок своего будущего). Изменяется картина будущего, временная ориентация, желания, сужается круг общения.

Пр-пы исследования: Одним их фундаментальных методологических принципов, которому следовала советская психология, является: 1 - принцип анализа психики в ее развитии, становлении. 2 - развитие психики, состоящее в ее обогащении и усложнении не есть некоторый стабильный и непрерывный процесс, он чреват кризисами. Ситуация социального развития- особое сочетание внутренних процессов развития внешних условий, типичное для каждого возрастного периода. Распад соц. ситуации развития и возникновение новой – это осн. содерж. кризисных периодов. Итог кризисов – это возникновение психолог. новообразований. Тяжелое хронич. соматич. заболевание существенно изменяет всю соц. ситуацию разв. (уровень психич. возможностей снижается, что ведет к ограничению соц контактов и деят. в целом; изменяется объективное место в жизни; внутр. позиция человека, биологич. условия – (это может быть соматич. интоксикация), энергетические и операциоальные возможности - выносливость к нагрузкам становиться меньше, изменяется динамика психич. деят., а затем измен. операциональный состав деятельности Человек вступает в новую жизненную ситуацию (сит. болезни), но вступает с уже сформир. личностью: мотивационной структурой, опред. уровнем познават. способностей, оценкой своих возможностей, оценкой жизни. Реакция на болезнь зависит от преморбидных особенностей психики. Для изучения психики соматического больного необходимо рассматривать соц. ситуацию развития в целом. Основные составляющие: преморбитные особенности психики; психические последствия влияния биологической вредности; соц. последствия болезни (аспекты проф, семейной жизни и др); изменение внутр. позиции больного.

Функцион. диагноз включает в себя: -клиническую; - психологическую; - социальную стороны (у какой личности, или в какой соц. среде болезнь возникает)

Характеристика познавательной деятельности больных с хрон сомат заболеванием. У больных с выраженными явлениями почечной недостаточности описан синдром острой энцефалопатии, который проявляется в расстройстве кратковременной памяти, головных болях, головокружении. У больных, применяющих гемодиализ (не менее года) отмечаются нарушения речи в виде замедленности темпа, трудности называния предметов, галлюцинаторный психоз (синдром диализной деменции), описанный Цивилько в 1977г. - характеризуется астенией, адинамией, полной безучастностью к окружающему миру, отгороженностью. Невозможностью осуществления простых интеллектуальных действий, резкой истощаемостью, бедностью и примитивностью реакций в сочетании с явлениями раздражительной слабости.

Характеристика познавательной Д – трудность ее опосредования. Склонность к детализации, снижение уровня обобщения (степень их выраженности зависит от тяжести заболевания). Результаты клинико-психологического исследования больных выявляют сложный характер нарушения познавательной Д-ти. Для таких б-х особенно трудны задачи, требующие переключения с одного принципа работы на другой, утомление носит нарастающий характер и резко затрудняет и качественно меняет осуществление псих Д-ти. Б-х с портальной гипертензией (затруднение тока крови в портальной системе (цирроз или фиброз печени), тромбозом портальной системы, исследовала В.В Николаева. При отклонении нормального тока крови от русла - кровь из кишечника минуя печень попадает в большой круг кровообращения – нарушение обмена веществ – интоксикация и гипоксия мозга.) Им характерно нервно-псих расстройство эпизодического характера — тремор кистей, дневная сонливость, приступы цефалгии. Нарушение динамики псих процессов выражается в колебаниях внимания, истощаемоести б-ых, снижения способности к концентрации внимания, неустойчивости работоспособности, инертности мыслительных процессов, нарушение продуктивности ассоциативного процесса. Наряду с изменением динамики отмечается конкретность мышления, затруднение при выполнении сложных обобщений, склонноть к детализации (т.е. нарушения операционального компонента мышления).

Изменения личности у больных с хроническими соматическими заболеваниями. Основой исследования может служить концепция деятельности. Леонтьев выделял три основных параметра личности: широту связей чел с внешним миром; степень их иерархизированности и общую их структуру. Структура Л — это устойчивая конфигурация главных внутри себя иерархизированных мотивов. И при анализе Л мы проводим анализ нмотивов ведущих деятельностей: их содержания, степени иерархизированности и т.д. Т.е. мотивация как движущая степень человеческого поведения пронизывает все основные структурные образования Л: ее направленность, характер, эмоции и т.д. наличие устойчиво доминирующих мотивов Д-ти и создает направленость его Л. Направленность составляет центральную характеристику чел как социального индивида. В основе е формирования Л больного лежат психол закономерности нормального псих развития, но они действуют в особых, вызванных болезньью, условиях. Русский психиатр Кандинский говорил, что болезненное состояние та же жизнь, только в измененных условиях. Особенности аномальной Л проявляются не сразу а проходят ряд критериев по которым Л больного определяют как измененную: 1- изменение содержания ведущего мотива Д (формирование нового мотива – например, патологическое голодание); 2-Замена содержания ведущего мотива содержанием более низкого порядка; 3-снижение уровня опосредованности; 4-сужение основного круга отношений с миром; 5-нарушение степени критичности. ВКБ становится основным содержательным новообразованием психики и в нем как в зеркале отражается весь процесс внутренней перестройки Л чел, заболевшего хроническим зб. Д-ть становится менее богата, целевая структура обедняется. Этот процесс внутренней перестройки Л заключается в выделении нового ведущего мотива Д-ти и переподчинения всей структуры мотивационной сферы этому новому мотиву (сохранению здоровья, жизни как таковой). У больного формируется ограничительное поведение - он «уходит в болезнь». Все остальное не имет ценности, теряет смысл при угрозе жизни. Это ведет к значительному сужению социальных контактов, сферы интересов, сужается временная перспектива, повышается тревожность, конфликтность, все оценивается с точки зрения процесса лечения. В развитии Л может быть 2 пути: 1 подлинное развитие, когда чел активно преодолевает бз, не замыкается в себе, использует компенсаторные возможности. 2 Деградация, оскудение личности, что зависит от преморбидных особенностей.

Представление о «внутренней картине болезни» Раскрытие внутренней картины болезни в работах Р.А. Лурии. ВКБ-наиб-ее общее интегральное понятие, наиб.полно отражающее субъективную сторону заболевания. Центральное психич-ое новообразование, на кот.нужно направлять психокоррекционное воздействие. Гольдшейдер (1926) в книге «Боевые вопросы врачевания» ввёл понятия алло-(мед показания) и аутопластическая (имеет 2 уровня: а) сензитивный -базируется на ощущениях; б)интеллектуальный- осн-н на размышлениях) картина болезни. В 1935 г.Лурия вводит понятие ВКБ - это всё то, что испытывает и переживает больной, вся масса его ощущений, его общее самочувствие, самонаблюдение, его представление о болезни, о её причинах, весь тот огромный мир больного, кот. сост. из сложных сочетаний: восприятий, эмоций, аффектов, конфликтов, психич. переживаний и травм. Лурия выделял 2 уровня ВКБ: а)сензетивный; б)интеллектуальный; особое значение уделял интеллектуальному уровню, т.к.он оказывал большое значение на течение болезни. Шивалёв, Ковалёв выделяли 6 осн.типов переживания болезни: 1)депрессивный; 2)дистимический; 3)ипохондрический; 4)фобический; 5)истероидный; 6)эйфорически-анозогнический. Уровни психического отражения болезни и структура внутренней картины болезни в работах В.В. Николаевой. В 80-е гг.Николаева существенно изменила структуру ВКБ. Вал. Вас. Николаева рассматривает ВКБ как сложно структурированное образование, которое включает в себя 4 уровня психического отражения болезни:

- чувственный (сензитивный) - это отражение болезни на уровне ощущений; 'эмоциональный: интеллектуальный и мотивационный. ВКБ исследуют с помощью психологических методов исследования, путем сопоставления субъективных жалоб бо-го с объективными клинич. и экспер-псих данными. Для этого используют спец вопросники и проективные методы исследования. ВКБ — это - - центральное психол образование, на которое необходимо направить психокоррекционное воздействие.

ВКБ может изменяться на протяжении протекания бз (исследовано на б-х с почечной недостаточностью. ВКБ – это основной комплекс вторичных психических по своей природе симптомов зб, которые могут осложнять течение бз, препятствовать действию лечения, или способствовать выздоровлению.

Интрацепция в структуре внутренней картины болезни. Болезнь дана человеку в его ощущениях, которые зависят непосредственно от болезненного процесса. Став фактом сознания, болезнь подчиняется законам субъективного. Гольдшейден первый выявил сензитивный и интеллектуальный уровни восприятия бз. Сенсорные при этом верно отражают болезн процесс, а Интел уровень переживания больного затемняет и искажает картину бз. Но следует отметить, при значит телесных повреждениях могут отсутствовать ощущения и есть ипохондрические ощущения, которые обладают всеми признаками реальности, тем не менее не имея под собой реальных оснований. Объективная картина бз может не совпадать с субъективным образом.

Особенности интрацептивного восприятия. (отличается от экстрацептивного) Существуют ядерные, базальные конструкты (– эмоционально-оценочные), опосредующие восприятие. На первом этапе отражается опасен ли объект? – создается ощущение приятного-неприятного. Формы репрезентированноести объекта сознанию развиваются. Также восприятие вписано в постоянно существующий контекст – образ мира. Для интрац восприятия также непрерывно сущ-т фон: чувственная ткань нормального функционирования - самочувствие. Адекватность наших чувственных впечптлений обеспечивется необходимостью адаптации. Правильность интра- вс нельзя проверить в деятельности, в отличие от экстрацептвного. Сужение возможностей проверки ведет к иллюзиям, неадекватности восприятия. Интра-вс имеет дело с объектами, труднодоступными для манипуляций. Тело осознается на уровне границ.

Болезнь как семиотическая система. Интрацептивное ощущение означает: 1. само себя, 2. Усвоение существующих в культуре взглядов на бз. К чувственным ощущения добавляется язык, чтоб описать, что происходит – таким образом вознивает вторичное означение, или миф. Вторичное означение может идти по обратному пути и влиять на чувственные ощущения больного. (Чувтвенные ощущ-ие(чувственная ткань)→ означенное телесное ощущ-ие(чувстенная ткань+телесный конструкт)→ вторичное означение(концепт болезни/миф/метаязык).Движение м.б.и в обратном направлении.) В различных культурах, в различные эпохи миф существенно менялся. Миф -открытая система, улавливающая новое из общественного Со-ия.Усвоенная идея болезни, также как и идея лечения обрастат чувственной тканью.М.б.и лечебный миф -слабоструктурированная область прелположения, ожиданий, предрассудков, открытая для влияния из вне. Эффективность магического лечения. Ритуальное лечение объективно не связано с причинами и следствиями заболевания, но связана с характеристиками чел-ка.Предоставляется язык описания для неопределённых ощущений, делая их чётко-локализованными., понятными.Аффективно заряженная ситуация превращается в безопасную.Миф влияет на первично-чувственную ткань и тем самым облегчает муки. Болезнь имеет 2 стороны: 1) объективная -подчиняется объективным закономерностям; 2)субъективная-подчиняется закономерностям психич-ого и семиотического.В семиотической системе лекарство выступает как знак и вне зависимости от конкретного содержания.Возможна замена на плацебо-таблетку, возможна замена на ритуал или на психотерапию. Миф вносит в мир порядок, систему, координирует человеческую Д-ть.Мед-ий миф и вытекающий из него ритуал, дают больному возможность участвовать в происходящих событиях, позволяют овладевать ощущениями.Миф нельзя отменить.Его нужно изучать, использовать в мед.практике.

Структура внутренней картины болезни в работах А.Ш. Тхостова. Александр Шамильевич Тхостов предлагает иную структуру ВКБ.

-картина болезни:

-чувственная ткань;

-первичное означение;

-вторичное означение;

-личностный смысл болезни.

Наши потребности и мотивы могут существенно влиять на субъективные переживания больного. Болезнь м.б.неприемлемой, условно-желательной. Личностный смысл может изменять концепцию болезни.

 

Литература

1. Клиническая психология /Под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб: Питер, 2002. – 960 с.

2. Лурия Р.А. Внутренняя картина болезней и иатрогенные заболевания М.: Медицина, 1977.

3. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

4. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. – М., 1995.

5. Тхостов А.Ш. Психология телесности. М.: Смысл, 2002. – 287 с.

 

36. ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА И МЕХАНИЗМЫ ИХ ДЕЙСТВИЯ

Общее понятие о психотропных веществах.

 

 

Психотропное вещество (От греч.Psuche - душа + Tropos – поворот) - химическое вещество искусственного или природного происхождения, обладающие способностью влиять на психические процессы.

С давних пор известны патологические состояния сознания, вызываемые с помощью психотропных веществ. Каждый слышал о возможных последствиях употребления этих средств: об адской зависимости от героина, о риске передозировки, об опасностях при вождении машины в состоянии опьянения, об умственной деградации человека, долгое время употребляющего наркотики, о риске заболевания раком в результате курения...

Большинство этих предостережений оправданно. И тем не менее люди продолжают употреблять психотропные средства. Табак, кофе, алкоголь - это, несомненно, самые распространенные психотропные вещества, потребляемые в нашем обществе. Однако широко используются (хотя и нелегально) также марихуана, гашиш, ЛСД. Мескалин, амфетамины, кокаин и даже героин.

 

Нужно отличать физическую зависимость от психологической. В обоих случаях существует потребность в данном веществе. Когда имеет место физическая зависимость, функционирование нейромедиаторов изменяется так, что организм не может больше обходиться без наркотика, и если прекратить его введение сразу, то может возникнуть синдром абстиненции, иногда со смертельным исходом. Психологическая же зависимость выражается в стремлении употреблять наркотик ради удовольствия или чувства удовлетворения, которое он доставляет.

Употребление некоторых психотропных веществ приводит к развитию толерантности: организм становится все более устойчивым к их воздействию, и для достижения желаемого эффекта требуются все большие дозы

 

 

Взаимодействие психотропных веществ с нейромедиаторными системами.

 

 

Все психотропные вещества воздействуют на головной мозг, либо ускоряя передачу сенсорных сигналов, либо ее блокируя или видоизменяя, либо мешая некоторым нервным центрам нормально выполнять свою функцию. Эти эффекты обусловлены их влиянием на нейромедиаторы - вещества, ответственные за передачу сигналов от одного нейрона к другому в синапсах.

К подобным медиаторам относятся норадреналин (НА), дофамин (ДА), серотонин, ацетилхолин (АЦХ), гамма-аминомасляная кислота (ГАМК), гистамин, опиоидные пептиды (эндорфины, динорфины, энкефалины), простагландины.

Некоторые психотропные агенты фактически способны заменять эти нейромедиаторы, вызывая более значительные или просто качественно иные эффекты; другие блокируют выделение медиаторов, а третьи, наоборот, ускоряют или настолько изменяют передачу сигналов, что мозг вскоре утрачивает способность их анализировать.

 

Основной механизм формирования зависимости — это изменение метаболизма вследствие встраивания психоактивного вещества в обмен веществ. Существует представление, что каждому психоактивному веществу соответствует свой нейромедиатор, который оно начинает замещать.

Например, действие опиатов основано на их способности связываться с эндорфиновыми рецепторами в головном мозгу. Таким образом опиаты, поступающие извне, подменяют собой те опиаты, которые производит сам мозг, и встраиваются в метаболизм. Следовательно, поступление этих веществ извне становится необходимым для нормального функционирования организма.

В других случаях может возникнуть чрезвычайно серьезный недостаток нейромедиаторов. Организм реагирует на это увеличением синтеза необходимых ему веществ. Каждый раз происходит выброс дофамина и его избыточное разрушение. Возникает ускоренный кругооборот дофамина. При прекращении приема психоактивного вещества усиленный синтез нейромедиаторов сохраняется (так как ферментная система перестроилась), а усиленное высвобождение не происходит. Вследствие этого дофамин начинает накапливаться в мозге и крови (главным образом, в мозге). Повышение уровня дофамина в значительной степени обусловливает основные симптомы абстинентного синдрома — беспокойство, бессонница, возбуждение, вегетативные расстройства, подъем артериального давления и другие.

 

Механизм формирования психологической зависимости связан с воздействием психоактивного вещества на систему подкрепления (находится в стволовом отделе мозга). Эта система участвует в регуляции мотиваций и эмоционального состояния. Она функционирует при участии нейромедиаторов из группы катехоламинов и в первую очередь дофамина. Наркотики и алкоголь химическим путем активируют эту систему, причем ее возбуждение гораздо выше, чем в норме, что во многом определяет положительную эмоциональную реакцию.

 

При длительном употреблении психоактивных веществ происходит истощение запасов нейромедиаторов, так как эти вещества провоцируют их повышенный выброс. Соответственно, в отсутствие наркотиков при нормальном прохождении электрического импульса возникает дефицит нейромедиатора. Это приводит к недостаточному возбуждению системы подкрепления, что выражается ощущением упадка сил, снижением настроения, психоэмоциональным дефицитом. Поэтому при приеме психоактивного вещества происходит улучшение состояния человека, причем на самых ранних стадиях наркомании и алкоголизма это улучшение не только субъективное, но и объективное. Однако довольно быстро формируется порочный круг: после приема наркотика нейромедиатор высвобождается быстрее и в больших количествах, но и разрушается тоже очень быстро, а состояние человека ухудшается.

 

 

Виды психотропных веществ:

1.психостимуляторы,

2.галлюциногены,

3.нейродепрессанты,

4.нейролептики,

5.собственно наркотики.

 

 

1. Психостимуляторами называются вещества, вызывающие выраженную стимуляцию высших психических функций, быстро снимающие усталость, сонливость, заторможенность, вялость, повышающие работоспособность. Общим свойством препаратов этой группы является способность вызывать наркотическое привыкание и пристрастие, что отличает их от других препаратов, обладающих стимулирующими свойствами.

Действие. В большинстве случаев эффект повышения активности (как физической, так и психической) и устранение усталости ищут экзаменуемые, пилоты и спортсмены. Психостимуляторы являются как бы ключом к резервам организма, которые обычному волевому усилию недоступны (разве что под влиянием сильных аффектов). Вмешательство в автономно защитные резервы чревато: после длительного применения психостимуляторов могут наступить коллапс и тяжелое состояние истощения. У спортсменов допинг, особенно вместе с перегреванием, могут вызвать обмороки и смертельные исходы.

Побочные действия имеют вегетативно-симптоматический характер (прежде всего подъем артериального давления и тахикардия). Сексуальное влечение повышается, а потенция падает. При постоянном злоупотреблении нередко развиваются психозы параноидного типа, характерны галлюцинации. При беременности вызывают эмбриопатии, в том числе нарушают строение мозговых структур.

Зависимость. Повышение активности переживается с чувством удовлетворенности, что приводит к продолжению приема психостимуляторов. При повторном употреблении эффект быстро ослабевает, поэтому возникает необходимость в повышении доз и наконец появляется выраженная зависимость. Психоаналептики вызывают расстройство сна, что приводит к необходимости приема больших доз снотворных или транквилизаторов.

Лечение. Проявления абстиненции: усталость и сонливость, вплоть до глубокого сна, волчий аппетит. Иногда бывают падения кровяного давления, вплоть до коллапса, который снимается сердечными средствами. Фаза абстиненции облегчается малыми дозами нейролептиков.

Чтобы избежать рецидивов, необходимо отрегулировать образ жизни пациента, по возможности устранить чрезмерные нагрузки, корригировать повышенные требования к пациенту. Поскольку поведение больного могут определять невротические мотивы (страсть к работе), показана психотерапия.

Никотин, усиливая секрецию серотонина, ослабляет активность мозговых клеток, что ведет к чувству умиротворения. Только через некоторое время происходит увеличение количества норадреналина, и это сопровождается повышением активности мозга. Это действие длится всего лишь несколько десятков минут, и тогда курильщику хочется все начать сначала.

Амфетамин («пробуждающий амин») значительно повышает концентрацию норадреналина, высвобождению которого он способствует, одновременно замедляя его инактивацию. В первое время создается ощущение физического благополучия. Внутривенная инъекция амфетамина в большой дозе тотчас же вызывает вспышку острого наслаждения. Затем появляется непреодолимое желание говорить, творить, а также иллюзорное чувство превосходства над окружающими.

Экстези («танцевальные таблетки») – смесь амфетаминов, усиливающая положительные эмоции и мышечный тонус. После 10 приемов нарушает память и мышление.

Кокаин снижает обратное всасывание медиаторов ДА и НА: повышает активность и эйфоризирует, редуцирует сон и аппетит. Происходит двигательный и речевой напор, вначале также повышается сексуальная потребность. Зато сильно выражена психическая зависимость.

 

 

2. Галлюценогены (психоделики) нарушают ту часть передачи электромагнитного импульса между нервными клетками, которая связана с нейромедиатором серотонином. Они могут его имитировать и активизировать серотониновые рецепторы нервных клеток головного мозга, обволакивая их так, что сила и скорость этого процесса напрямую зависит от мощности галлюциногена.

Действие. Яркие галлюцинации, дереализация (ощущение тотального изменения реальности, изменения времени) и деперсонализация (чувство измененности размеров собственного тела и структуры своего «Я»). Характерно чувство доверия и распахнутости по отношению к окружающим и, как следствие, чрезвычайная внушаемость (внушенные в подобном состоянии мысли и действия будут «программировать» поведение человека дольше, чем сеанс гипноза). Галлюцинации и иллюзии могут быть сопряжены с тревогой, страхом, чувством безнадежности, доходящим до уровня панической реакции. Или же возникнуть «спокойная» или «пустая» печаль (депрессия), сопровождаемая мыслями о бессмысленности существования, когда единственным выходом из тупика видится самоубийство.

LSD (диэтиламид лизергиновой кислоты) самый мощный среди известных галлюциногенных препаратов, Даже малые дозы вызывают искусственное безумие (раньше считалось, что LSD моделирует или имитирует симптомы шизофрении). Во время LSD – «трипа» человек испытывает практически любое известное психиатрии патологическое эмоциональное состояние: от выраженной мании до глубокой депрессии. В какое именно попадет человек после приема наркотика, зависит от индивидуальных особенностей его нервной системы и от желания людей, находящихся рядом во время «путешествия». Сохраняя бодрствование, человек видит сны наяву. Даже его электроэнцефалограмма в этот период очень походит на соответствующую энцефалограмму во время активного сна

Чаще всего сексуальность заторможена. Однако случается, что весь «трип» ориентирован именно на интенсивные сексуальные влечения и фантазии, связанные либо с половыми извращениями либо принимают формы «мистического» секса.

LSD вызывает изменения в человеческих хромосомах, нарушает наследственную информацию в ядрах кровяных клеток. У постоянно принимающих этот наркотик вероятность рождения детей с врожденными аномалиями развития в 2-3 раза выше, чем в среднем по популяции.

Марихуана и гашиш стимулируют выделение эндорфинов и ДА. Получают их из конопли: активный компонент (коннабиол) содержится в количестве до 3% в марихуане и около 5% в гашише.

Это самый распространенный наркотик, его трудно отнести к определенному классу психотропных агентов, так как он одновременно обладает галлюциногенным, возбуждающим и эйфоризирующим действием.

Она дает ощущение, что ты лучше понимаешь себя, лучше понимаешь других, находишься в согласии с природой и всем миром. Воображение оказывается вдруг свободным, легко возникают ассоциации мыслей.

Псевдогаллюциногены - эта условная группа веществ разительно отличается от галлюциногенов растительного происхождения и LSD. Все эти вещества разрабатывались фармакологами как лекарства, предназначенные для конкретных медицинских целей. Они высокотоксичны и вызывают опасные для жизни побочные эффекты. При злоупотреблении препаратами очень скоро возникают классические признаки физической и психической зависимости, развивается прямая угроза поражения мозга и слабоумия.

Описываемая группа препаратов вызывает не галлюцинации воображения, а типичные медицинские психозы. Галлюцинации не имеют характерного для LSD разнообразия – напротив, достаточно однотипны и стандартны. К ним относят: диссоциативные анестетики (например, ангельская пыль (РСР) и циклодол.

 

 

3. Нейродепрессанты оказывают действие, противоположное действию возбуждающих средств. Угнетая деятельность дыхательных центров ствола мозга, они уменьшают поступление кислорода в мозг, влияя таким образом на его деятельность. Это ведет к плохой координации движений, сбивчивой речи, нечеткости мышления, а также к прогрессирующему торможению механизмов ретикулярной формации, обеспечивающих бодрствование и внимание.

 

Алкоголь изначальноосвобождает человека от некоторых внутренних тормозов, делает его шумным и возбужденным, способным иногда сделать такое, на что он, вероятно, никогда бы не отважился в иных обстоятельствах. Вскоре способность логически мыслить и принимать верные решения пропадает.

Злоупотребление алкоголем, помимо прочего, приводит к необратимым изменениям в организме. Оно вызывает свертывание крови, разрушение клеток мозга и печени.

Барбитураты и транквилизаторы употребляют в основном как успокаивающие и снотворные средства. При отравлении большими дозами вызывают кому (10% жертв больше не просыпаются). Половину попыток самоубийства составляют острые отравления барбитуратами. В случаях токсикомании возможны: ухудшение памяти и способности к суждению вплоть до ослабления умственной деятельности, а также потеря контроля над эмоциями, что приводит к переходам от безмятежного оптимизма к самой глубокой безнадежности.

 

 

4. Нейролептики - лекарственные вещества, оказывающие угнетающее влияние на функции центральной нервной системы и способные устранять или ослаблять некоторые симптомы психозов.

Нейролептики применяют при острых психозах, различных видах шизофрении, белой горячке и других психических расстройствах для подавления бреда и галлюцинаций и вызова состояния психомоторного безразличия.

В группу нейролептиков объединено около 500 препаратов. К ним относятся производные фенотиазина, производные тиоксантена и других химических групп

Механизм действия нейролептиков связан, по-видимому, с блокадой дофаминергических рецепторов лимбической системы. Нейролептики препятствуют передаче нервных импульсов из лобных долей на нижележащие структуры головного мозга, вызывая успокаивающее действие, сопровождающееся уменьшением реакций на внешние стимулы, ослаблением психомоторного возбуждения и аффективной напряженности, подавлением чувства страха, ослаблением агрессивности.

Хлорпромазин (аминазин) контролирует чрезмерную моторную и психическую активность. Здоровые люди после приема препарата часто испытывают сонливость, апатию, более спокойно относятся к болевым ощущениям. В умеренных дозах препарат контролирует мышечный спазм.

 

 

5. Собствено наркотики (опиаты) — группа препаратов, оказывающих на организм человека обезбаливающий и эйфоризирующий эффект, агонисты опиатных рецепторов. Часто опиатами называют алкалоиды мака и его производные, а опиоидами - их синтетические и полусинтетические производные и аналоги.

Опиум - сильнодействующий наркотик, получаемый из высушенного на солнце млечного сока, добываемого из недозрелых коробочек опийного мака. В традиционной медицине благодаря высокому содержанию морфиновых алкалоидов использовался как сильное болеутоляющее средство.

Морфин является активным компонентом опиума. Он морфий действует на головной мозг, блокируя передачу сигналов, направляющихся к центрам боли, и в то же время активирует нервные пути, участвующие в возбуждении центров удовольствия. По действию с морфином сходны эндорфины. Но они действуют гораздо медленнее, чем морфин. Когда морфин вводят в больших количествах, он блокирует выработку эндорфинов, а это приводит к возникновению зависимости от опиатов.

В конце XIX века было открыто производное морфина, способное, как полагали, не вызывать зависимость от наркотика, и за такую " героическую" роль оно получило название героина. Введенный внутривенно, героин вызывает сначала " вспышку" острого и глубокого ощущения полного блаженства, всеобщего оргазма, которое длится самое большое 10 секунд и затем сменяется чувством благополучия. Однако надежды, связанные с героином, рухнули очень быстро, когда было замечено, что он менее чем за три недели порождает физическую зависимость у 91% наркоманов.

В конца 70-х годов ученые возлагали большие надежды на искусственные эндорфины, которые только что были синтезированы, но вскоре выяснилось, что они вызывают еще большую зависимость, чем героин.

 

 

Факторы наркотической зависимости.

 

 

Сегодня известны более 70 факторов риска возникновения наркомании и наркотической зависимости. Они имеют различную значимость и могут действовать на уровне отдельного человека, семьи или общества. Кстати говоря, это те же самые факторы риска, которые играют свою роль и в других случаях: бедность, расизм, отсутствие должного воспитания, дурное влияние со стороны сверстников, " плохая" компания. Эти факторы риска увеличивают вероятность того, что люди с определенными чертами характера начнут принимать наркотики. Однако большинство людей со многими факторами риска не прикасаются к наркотикам. Сами по себе эти факторы риска не определяют конечного результата.

 

Все факторы наркотической зависимости можно условно разделить на 3 группы:

I. Биологические:

1. Врожденные особенности метаболизма могут оказывать влияние на темпы формирования зависимости, а также ее силу. Также в пользу этого говорит и факт различной восприимчивости отдельных людей и этнических групп к определенным психоактивным веществам. Особенно явно видна генетическая составляющая алкоголизма. Исследования показали, что дети, рожденные от отцов, зависимых от алкоголя, в 4 − 6 раз чаще заболевают алкоголизмом, чем дети, рожденные от здоровых родителей.

2. Наследственная отягощенность психическими заболеваниями;

3. Пре-, пери-, постнатальная патология;

4. Черепно-мозговые травмы, тяжелые и длительные соматические заболевания

5. Резидуальное (остаточное) органическое поражение головного мозга

6. Задержка полового созревания травмирует подростка: может появиться чувство неполноценности, нарушение идентичности, дисморфофобии.

 

II. Социальные:

1. Доступность наркотиков широким слоям населения;

2. Замена естественной среды обитания на искусственную, что влечет к изменениям психофизических условий жизни и увеличению случаев дезадаптивного поведения, росту количества психических отклонений и заболеваний;

3. Социальная нестабильность, расхождение общественных требований, культурно принятых жизненных целей и имеющихся в распоряжении средств, ослабление общественных привязанностей; социальных и эмоциональных контактов.

4. Дезинтеграция семьи.

5. Молодежная субкультура порой носит дезинтегрирующий характер и способствует формированию девиаций.

6. Мода на употребление наркотиков (например, на экстази в клубной хаус-культуре).

7. Мозаичность, разорванность и противоречивость представлений о наркомании у подростков и детей. Резко отрицательное эмоциональное отношение к стереотипу " наркоман" очень часто совпадают с интересом к употреблению таких веществ.

 

III. Психологические:

1.Нарушения в семейном воспитании (гипо- или гиперопека ребенка родителями). Холодность родителей травмируют ребенка, ожесточают его и подталкивают к поиску «другой жизни», другого общества. Опекаемый ребенок пытается обрести самостоятельность любым доступным способом, поэтому наркотики могут стать единственным, над чем, как ему кажется, он обладает полной властью. Всеобщий любимец, привыкший к вседозволенности, стремится все попробовать.

2. Преморбидные характеристики личности зависимого. Ряд исследователей считают, что существует особый тип личностной конституции, психические аномалии, служащие предпосылкой формирования наркомании при первом знакомстве с наркотиками.

Для людей с повышенным риском заболевания наркоманией характерны такие личностные черты, как эмоциональная незрелость, эгоцентризм, низкий самоконтроль, враждебность, склонность неадекватно реагировать на фрустрирующие обстоятельства, неумение найти продуктивный выход из трудной психотравмирующей ситуации, болезненная впечатлительность, обидчивость. У них присутствует тревога, стресс, вызванные нежелательными ограничениями: индивид сопротивляется давлению извне, хочет свободно следовать своим желаниям и преодолеть ощущение пустоты и разрыва с другими людьми. У них выражена гедоническая мотивация, склонность к увлечениям, успеху, насыщенной интересной жизни.

Так субъект, употребляя наркотики, нанося себе вред, " попадает под контроль схемы с неподходящим способом подкрепления - наркотическим веществом". Наркотик помогает неуверенному и боязливому человеку освободиться от страха и неуверенности.

3. Подростки с определенной акцентуацией характера склонны к аддиктивному поведению. Например, возбудимые личности часто становятся хроническими алкоголиками. Демонстративные и истерические личности склонны вытеснять неприятные мысли, которые могли бы побудить их к активным раздумьям, так как они не желают ничем отягощать себя. Эмоционально-лабильные подростки используют психоактивные вещества как средство уйти от проблем. Для шизоидных подростков особенно привлекательны те вещества, которые способствуют аутистическому фантазированию или же облегчают контакты со сверстниками. Эпилептоидная акцентуация сама по себе предопределяет риск самодеструктивного поведения. При неустойчивом типе акцентуации характера главной жизненной установкой является поиск удовольствия всегда и везде. Личко указывает на то, что подростки с сенситивной или психастенической акцентуацией характера вообще не склонны к аддиктивному поведению. А Леонгард отмечает, что среди зависимых от алкоголя педантичных личностей не встречается, соответственно акцентуацию данного типа можно считать благоприятным прогностическим признаком.

4. Предвкушение наркотика базируются на прямых или косвенных впечатлениях. Ожидания людей в отношении наркотиков являются определяющими в их восприятии и отношении к наркотику. В отдельных случаях это может влиять даже сильнее, чем фармакологическое воздействие психоактивного препарата (эффект плацебо).

..

Практически все исследователи наркоманий (независимо от подхода, в рамках которого они работают) сходятся в том, что причины наркомании коренятся в неправильном развитии в детском возрасте. Медики основное внимание уделяют генетическим и физиологическим нарушениям, а психологи — нарушениям общения и адаптации, а также влиянию социальной среды. По-видимому, нарушения развития в детском возрасте играют решающую роль в формировании любой формы дезадаптивного поведения, в том числе и наркомании. При этом все возрастающая социальная нестабильность усиливает эти нарушения и негативные тенденции развития личности. Вероятно, с этим связан рост наркомании в нашей стране в последнее десятилетие.

 

 

37.Жизненный цикл семьи. Введение в психологию семейных отношений.

Семейная психология сложилась как наука, изучающая объективные закономерности функционирования семьи, проявление и механизмы брачно-семейных и родственных отношений. Семейные психологи изучают брачные установки и убеждения, подчинение и независимость, любовь и ненависть, ролевое взаимодействие и интимное общение, детско-родительские отношения и жизненный цикл семьи и мн. др. Это наука о том, как люди объединяются в брачные пары, каким образом создают семью и как организуют свое совместное существование. Исследованием семейных отношений занимались и древние. Философы: Аристотель, Платон (его называли отцом «патриархальной теории» В эпоху просвещения эта теория царствовала безраздельно, Плутарх («Наставление супругам») и Энгельс (Происхождение семьи), Кант (Метафизика нравов), Гегель, Шопенгауэр, Чернышевский, Флоренский и другие). Сейчас изучением семьи и брака занимается целый комплекс дисциплин - социология и психология семьи, сексология, семейная педагогика и т.д. В настоящее время выделяют несколько общенаучных направлений в изучении семейной проблематики: эволюционное, этологическое, эмпирическое и научное. Большой вклад внес швейцарский историк Баховен (Материнское право). Он разработал концепцию гетеризма, через которую прошли все народы от моногамного брака и семьи, основанную на материнском праве и высоком положении жен в обществе «гинекократия», шотландский юрист Мак-Ленон (Первобытный брак). Оба они подчеркивают идею изменчивости форм брака. Идея группового брака отмечалась в «Истории» Геродота. Первой формой брака был материнский род, основанный на коллективном хозяйстве. Морган и Энгельс считали, что разложение коллективной собственности и обретение хозяйственной самостоятельности, появление частной собственности и наследования стали причиной изменчивости семейных отношений, перехода от материнского рода к отцовскому. Функциональным направлением изучения семьи занимался Дюркгейм, изучал взаимосвязь разводов и самоубийств. Функционализм признавал брачные отношения лишь при появлении беременности и рождении ребенка. Этологическое направление начинается с книги Дарвина «Происхождение человека и половой отбор». Этологи отвергали промискуитет как изначальную форму брачных отношений. Они полагали четыре системы брачных отношений: групповой брак, полигиния (один муж и несколько жен), полиандрия (одна жен и несколько мужей), моногамия (один - одна). Последняя была в двух формах - пожизненная и допускающая развод. Эмпирическое направление рассматривало семью как малую соц группу, где семейные отношения строятся на эмоциональной близости и на их потребностях и влечениях. Родоначальником этого подхода считают Ф.Ле Пле. Создателями научного направления считают У. Джеймса, Ж.Пиаже, З.Фрейда, Р.Хилл и др. Ими рассматривались семейные отношения во взаимосвязи личности и общества. Понятие брак семья. Между понятиями брак и семья существует тесная взаимосвязь, хотя есть и особенности. Брак и семья возникли в разные исторические периоды. Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, которую общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности, а Семья - институированная общность, складывающаяся на основе брака и порождаемая им правовой и моральной ответственности супругов за здоровье детей, их воспитание.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.