Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методики выявления стрессоустойчивости, уровня эмоциональной напряженности и т. д.






Стрессоустойчивость - совокупность личностных качеств, позволяющих работнику переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Диагностика позволяет определить:

1. нервно-психическую устойчивость

2. риск дезадаптации

3. возможные реакции при стрессе

4. реакции в напряженных ситуациях

5. реакции в экстремальных условиях

 

Методика Холмса и Раге

Они изучали зависимость заболеваний от различных стрессогенных жизненных событий. Пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности.

Испытуемый должен вспомнить все события, случившиеся с ним в течение последнего года, и подсчитать общее число «заработанных» им очков.

 

Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз»р екомендуется при подборе лиц, пригодных для работы в экстремальных ситуациях. 84 вопроса. Ответы: Да и Нет. Результаты соотносятся ссо шкалой нервно-психической устойчивости

Эмоциональная напряженность характеризуется временным понижением устойчивости психических и психомоторных процессов, что, в свою очередь, сопровождается различными достаточно выраженными вегетативными реакциями и внешними проявлениями эмоций. Возникает и развивается она в связи с очень сильными воздействиями на мотивационную, эмоциональную, волевую, интеллектуальную сферы личности. Быстрота и степень развития у человека напряженности во многом определяется индивидуальными психологическими особенностями, в частности, уровнем эмоциональной устойчивости и личностной тревожности, как способности противостоять эмоциогенным воздействиям, индивидуальной и личностной значимости этих воздействий и его исходным состоянием.

 

Методика экспресс-диагностики психоэмоционального напряжения и его источников состоит из таких шкал:

1) шкала самооценки здоровья;

2) шкала психосоциального стресса Л.Ридера;

3) шкала удовлетворенности жизни в целом О.С.Копиной;

4) шкала удовлетворенности условиями жизни О.С. Копиной;

5) шкала удовлетворенности основных жизненных потребностей О.С. Кониной

6) Опросник основных социально-демографических показателей.

Данный комплекс методов выявляет неблагоприятные психосоциальные факторы, оказывающие влияние на здоровье населения. С его помощью среди населения могут выявляться лица, нуждающиеся в получении психологической поддержки.

 

Опросник САН разработан в 1973 году авторским коллективом (Доскин, Лаврентьева, Мирошников, Шарай). Направлена методика на изучение актуального самочувствия, настроения и активности испытуемого. Применяется с целью отслеживания изменений в эмоциональном и функциональном состояниях испытуемого в начале и в заключение консультации (исследования, диагностики). Представляет собой бланк содержащий 30 антонимических рядов - признаков функционального состояния личности, сгруппированных в три фактора. Степень выраженности каждого признака оценивается по семибалльной шкале (от +3 до -3). Задача испытуемого состоит в том, чтобы выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования.

 

Методика Розенцвейга — проективная методика исследования личности. Стимульный материал: 24 рисунка, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрирующей ситуации. Оценка полученных ответов осуществляется по направлению реакции (агрессии) и ее типу. По направленности реакции подразделяются на: а) экстрапунитивные — реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации и подчеркивается ее степень, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица; б) интрапунитивные — реакция направлена на самого себя с принятием вины или же ответственности; в) импунитивные — фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное.

Тест для проверки уровня тревожности (Ж.Тейлор, модификация Н.М.Пейсахова) п озволяет выяснить особенности эмоциональной сферы, способности управлять своими переживаниями. В экстремальных условиях люди с высокой тревожностью теряют сосредоточенность, резко теряют производительность труда. Однако люди с пониженной тревожностью, спокойные и самоуверенные в обычных условиях, тоже теряются, не могут перестроиться, не замечают своих ошибок, неудач, не могут объективно оценить себя. В опроснике 50 вопросов. Ответы: Да и Нет.

 

 

30. Психодиагностика межличностных отношений.

1.Межличностные отношения как объект психодиагностики. " ОТНОШЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе деятельности совместной и общения. Система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и пр. диспозиций, через кои люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией деятельности совместной и выступают основой формирования климата социально-психологического в коллективе". Так определяется понятие " межличностные отношения" в " Словаре практического психолога". Сфера межЛ-ых отношений чрезвычайно велика. Она охватывает практически весь диапазон существования человека, начиная от его отношения к большим соц.группам (нации, рабочему коллективу) до интимных, диадных отношения (супруги, детско-родительские). Для практического психолога огромное значение имеет психодиагностика межличностных отношений. В настоящее время в психологии существует довольно большое количество конкретных методик, позволяющих их исследовать. В.Б.Быстрицкас и Г.Т.Хоментаускас [55, с.179] отмечают следующие основания для систематизации этих методик:

А) на основании объекта (диагностика отношений между группами, внутригрупповых проц, диадных отношений);

Б) на основании задач, решаемых исследователем (выявление групповой сплочённости, совместимости);

В) на основании структурных особенностей используемых методик (опросники, проективные методики, социометрия);

Г) на основании исходной точки отсчета диагностики межличностных отношений (методики субъективных предпочтений, методики выявления Личностных характеристик участника общения и т.п.). Возможны и др.критерии.

Для психодиагностики межличностных отношении чаще всего используются опросники и проективные методики. При применении опросниковых методов возникает проблема неискренности клиентов, так как большинству людей свойственно стремление казаться лучше, чем они о себе думают. Кроме того, опросники ограничивают клиентов в выборе обсуждаемых проблем, так как предлагают уже готовый и общий для всех перечень вопросов, на которые предлагается дать ответ. Причем не акцентируется внимание на том, актуальна для человека об­суждаемая проблема или есть что-то более для него значимое. Существенная особенность опросниковых методов и в том, что они адресуются к осознанной информации клиента.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.