Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории эмоций как основа психодиагностических методик.






Эволюционная теория эмоций

Чарльз Дарвин предположил, что эмоции появились в процессе эволюции как жизненно важные приспособительные, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма.

 

Психоорганическая теория эмоций

У.Джеймс и независимо от него Г.Ланге считали, что первопричиной эмоций являются органические изменения. Отражаясь в психике через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности (печальны от того что плачем, боимся потому, что дрожим, радуемся потому, что смеемся). У.Конной экспериментально доказал, что искусственно вызываемые у человека органические изменения не всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями. П.Бард доказал, что телесные изменения и эмоциональные переживания возникают почти одновременно и связаны с гипоталамусом и центральной частью лимбической системы.

 

Активационная теория эмоций

Линдсей и Хебб доказали влияние ретикулярной формации на динамику эмоциональных состояний. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. Хебб получил кривую выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения и успешностью его практической деятельности. Для достижения наивысшего результата в деятельности необходим оптимум эмоциональной возбудимости. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает практически неуправляемой.

 

Биологическая теория эмоций

П.К.Анохин постулирует, что положительные эмоции возникают в связи с достижением успешного результата и закрепляют поведенческий акт, приводящий к этому результату. Отрицательные эмоции тормозят неудачные поведенческие акты и направляют организм на поиск новых приспособительных действий.

 

Информационная теория эмоций

П.В.Симонов утверждает: " Эмоция есть отражение мозгом силы потребности и вероятные познавательные результаты, которые выражаются в трех формах мышления», что представлено в краткой символической формуле: Э=(П (Ин – Ис), где Э - эмоция, ее сила и качество; П - величина и специфика актуальной потребности; (Ин - Ис) - оценка вероятности удовлетворения данной потребности; Ин - информация о средствах, необходимых для удовлетворения потребности, Ис - информация наличных средствах. Возникновение отрицательных эмоций обусловлено дефицитом прагматической информации. Положительные эмоции появляются, когда полученная информация увеличивает вероятность удовлетворения потребности по сравнению с уже существующим прогнозом.

 

Теория когнитивного диссонанса

Согласно Л. Фестингеру положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т. е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение. Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями.

 

Когнитивно-физиологическая теория

Шехтер раскрыл роль памяти и мотивации человека в эмоциональных процессах. Кроме внешних раздражителей и телесных изменений, на возникающее эмоциональное состояние оказывает огромное значение прошлый опыт чел, его субъективная оценка ситуации (плацебо — переживание по инструкции).

 

Ценностная теория эмоций

Б.И.Додонова считал эмоцию ценностью, самостоятельной динамической единицей личности, которая характеризует поведение и деятельность человека. Огромна роль эмоций и в трансформации потребностей человека, в организации их личной иерархии. Положительные эмоции будут поощрять и поддерживать те потребности, которые сопровождаются ими. Им выделено 10 типов эмоциональных направленностей. Для классификации эмоций. Б.И.Додонов выбирает полуэмпирический путь, при котором он шел не от потребностей к эмоциям, а от предварительно собранного огромного сырого материала о «ценных» переживаниях к потребностям, положенным в основание классификации:

1. Альтруистические эмоции возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям.

2. Коммуникативные эмоции возникают на основе потребности в общении.

3. Глорические эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе.

4. Праксические эмоции вызываются деятельностью, ее успешностью или неуспешностью.

5. Пугнические эмоции происходят от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.

6. Романтические эмоции возникают на основе стремления ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному.

7. Акизитивные эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, «коллекционированию» вещей, выходящему за пределы практической нужды в них.

8. Гедонистические эмоции связаны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.

9. Гностические эмоции описываются часто под рубрикой интеллектуальных чувств. Их связывают с потребностью в получении любой новой информации и с потребностью в «когнитивной гармонии».

10. Эстетические эмоции являются отражением потребности человека быть в гармонии с окружающим.

Процедура диагностики: испытуемый ранжирует приятные переживания в порядке предпочтения. Так выявляется ведущая эмоциональная направленность.

 

Дифференцированная теория эмоций

Изард считает, что каждая эмоция имеет свой механизм возникновения и проявления. Некоторые эмоции связаны между собой иерархически. Другой принцип организации эмоциональной системы — полярность между рядом эмоций. Он выделяет три уровня эмоций: нейрофизиологический, экспрессивный, субъективный. На основе выраженности этих уровней дает описание таких фундаментальных эмоций, как: интерес, радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. В «шкале дифференциации эмоций» 10 типов эмоций по три разновидности на каждый тип (30 эмоциональных характеристик).

Фундаментальные эмоции, образуя устойчивые сочетания, приводят к образованию всевозможных аффективных комплексов типа тревожности, депрессии, любви и враждебности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.