Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подход к изучению личности К. Роджерса






Теория, разработанная Карлом Роджерсом, получила название феноменологической, аоснованный на ней психотерапевтический метод – «клиентцентрированной терапии». Также на ее основе был создан метод групповой психотерапии и коррекции, основанный на посещении так называемых «групп встреч».

Основные идеи феноменологической концепции Роджерса.

1. Признание ценности и уникальности человеческой личности и ее опыта, возникающего в процессе всей жизни и объединенного в понятие «феноменальное поле», которое не является миром объектов и предметов, а включает в себя все, что чувствует человек (организм) не зависимо от того, осознанно или не осознанно это чувство. Осознание того или иного чувства было им названо символизацией объекта. Организм реагирует на окружение так, как оно дано ему в опыте и восприятии. Именно эта сфера - восприятие событий является реальной. Иными словами, человек реагирует не на какую-то абсолютную реальность, а на свое восприятие этой реальности. Организм реагирует на определенное феноменальное поле как организованное целое.

2. Введение понятия конгруэнтности, т. е. степени совпадения или несовпадения видения субъектом своего внутреннего мира с реальной окружающей его действительностью, соответственно высокая конгруэнтность ведет к позитивному личностному развитию, а низкая - к внутренним конфликтам, тревожности, невротическому развитию.

3. Видение человека активным существо, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя вперед к ним, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля. Руководящим мотивом в жизни Роджерс считал тенденцию актуализации. Самоактуализация, контакт со своей индивидуальностью, возможный только в ситуации жизни в настоящем - главная потребность и движущая сила развития человека, отказ от самоактуализации также ведет личность к невротизации.

4. Понимание самооценки как важнейшего компонента личности, в котором выражается сущность человека и который обладает качеством адекватности и гибкости, т. е. способности меняться в зависимости от ситуации. Самооценка формируется под влиянием личного опыта человека, при этом открытость новому опыту является важным фактором ее формирования.

5. Часть личного мира человека, его восприятия начинают осознаваться и оформляться в отдельную структуру - Я-концепцию. Я - символизированная часть опыта, возникшая в результате того, что некоторые чувствования относительно себя были обозначены и обособлены в отдельное образование. В структуру Я входят разные ценности:

1) непосредственно переживаемые организмом;

2) интроецируемые у других, но в своем искажении воспринимаемые как собственные, непосредственные.

Здоровая структура личности развивается у ребенка, который не вынуждается родителями искажать свой опыт.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.