Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психоаналитические теории личности.






Структура личности и основные стадии ее развития в классическом психоанализе З. Фрейда.

Развитие чувства реальности и формирование объектных отношений (М. Кляйн). Основные модусы психической активности в оральном периоде (Г.С. Салливан).

Анальная стадия развития личности.

Эдипова стадия и эдипов комплекс. Психосексуальное развитие личности на эдиповой и генитальной стадии.

Неофрейдисткие представления о структуре и развитии личности.

Основные положения эго-психологии Э. Эриксона. Психосоциальные стадии развития.

Концепции и принципы гуманистической теории личности Э. Фромма. Концепция невротической личности К. Хорни.

 

Оно, Я и Сверх-Я: данное трехчастное деление личности известно как структурная модель психической жизни, хотя Фрейд полагал, что эти составляющие следует рассматривать скорее как некие процессы, чем как особые " структуры" личности. Ид – первоначальная, основная, центральная подструктура. Она неорганизованна и хаотична, что унаследовано и заложено в конституции. Не знает ни добра, ни зла, ни морали. Подчинено принципу удовольствия. Резервуар энергии для психического развития и всей личности. Здесь располагаются врожденные бессознательные влечения (инстинкты жизни и смерти, находятся в антагонистических отношениях между собой, создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта), стремящиеся к своему удовлетворению, т.о. детерминирующие поведение субъекта. Врожденные влечения – каналы, проводящие энергию, которая формирует нашу деятельность, поэтому теорию Фрейда еще называют динамической, подразумевая, что психич энергия стремится к разрядке (удовл влечений), а фрустрация влечения приводит к неврозу.

Эго тоже врожденная, располагающаяся в сознательном и предсознательном слое психики, структура. Мы можем осознать ее, в отличие от ИД. Если содержание ИД в процессе жизни расширяется, то содержание Эго – сужается, т.к. ребенок рождается с «океаническим чувством Я», включая в себя весь окружающий мир.Отвечает за принятие решений. Я стремится выразить и удовлетворить желания Оно в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Я получает свою структуру и функцию от Оно, эволюционирует из него и заимствует часть энергии Оно для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма. Подчиняется принципу реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом и/или будут найдены соответствующие условия во внешней среде. Одной из основных целей психоаналитической терапии является высвобождение некоторого количества энергии Я, чтобы стало возможным решение проблем на более высоких уровнях функционирования психики.

Супер-Эго представляет интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения. Берет начало из Эго. Функции: совесть, самонаблюдение, формиование идеалов. Запрещает, осуждает, ограничивает и при этом действует бессознательно.

Стадии психосексуального развития по Фрейду. Главным фактором, определяющим развитие человека, является половой инстинкт, прогрессирующий от одной эрогенной зоны к другой в течение жизни человека. Согласно теории Фрейда, на каждой стадии развития определенный участок тела стремится к определенному объекту или действиям, чтобы вызвать приятное напряжение. Психосексуальное развитие – это биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от их культурного уровня. Социальный опыт индивидуума, как правило, привносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей. Р егрессии, то есть возврат на более раннюю стадию психосексуального развития и проявление ребячливого поведения, характерного для этого более раннего периода. Вероятность наступления регрессии зависит в основном от силы фиксации. Фикс. приводит к чрезмерному выражению потребностей, характерных для той стадии, где она произошла.

1Оральная. 0 – 18 месяцев. Зона сосредоточения либидо: рот (сосание, кусание, жевание). Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития: отвыкание (от груди). Отделение себя от материнского тела. При фиксации формируется: а) орально-пассивный, либо б) орально-агрессивный тип характера.

2Анальная. 1, 5 – 3 года. Зона: Анус (удержание или выталкивание фекалий). Опыт: Приучение к туалету (самоконтроль). При фикс: А) анально-выталкивающий, б) ан-накапливающий

3Фаллическая. 3 – 6 лет. Зона: Половые органы (мастурбация). Отождествление со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания. Доминирующий конфликт на фаллической стадии состоит в том, что Фрейд назвал эдиповым комплексом (комплекс Электры).

Латентная. 6 – 12 лет. Отсутствует (половое бездействие). Расширение социальных контактов со сверстниками

4Генитальная. Период пубертата. Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям). Установление близких отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество.

 

Салливан обозначил в понимании развития личности социально-психологический подход, (в отличии от Фрейда, который говорил о развертывании сексуального инстинкта). Он не отвергал биологических факторов развития личности, но ставил их ниже социальных детерминант психического развития.

Салливан выделил шесть стадий развития личности, предшествующих зрелости: 1.младенчество, 2.детство, 3.ювениальная эра, 4. пред-юнность, 5.ранняя юность. 6. поздняя юность.

Период младенчества продолжается от рождения до появления артикулированной речи. Основной зоной взаимодействия является оральная. У ребенка возникают различные представления о соске, в зависимости от характера связанных с ним переживаний: 1) «хороший сосок» - как сигнал о кормлении и приближающемся удовлетворении; 2) хороший, но не приносящий удовлетворения сосок, поскольку ребёнок неголоден; 3) «неправильный» сосок, поскольку не даёт молока и выступает как сигнал для отказа и последующего поиска другого соска и 4) «плохой» сосок тревожной матери, выступающий как сигнал для избегания.

Другие характеристики младенческой стадии: 1) появление динамизмов апатии и самолетного отделения; 2) переход от прототаксического к пратаксическому способу познания; 3) образование персонификаций – таких, как плохая, тревожная, отвергающая, фрустирующая мать и хорошая, спокойная, принимающая, приносящая удовлетворение мать; 4) организация опыта посредством научения и возникновение зачатков Я-системы; 5) дифференциация тела ребёнка, что позволяет ему научится удовлетворять своё напряжение независимо от тела матери – например, сося палец; 6) освоение коордированных движений, включая движения глаза и руки, руки и рта.

Выделяет 3 модуса:

1прототоксический (0-1 год)

2паратоксический (1-3)

3 синтоксический (3-6)

Межличностные отношения Салливан объясняет понятием «эмпатия» - особая эмоц.связь между младенцем и значимым другим: мать понимает младенца и его желания. На 1 году жизни переживания ребенка бессвязные, моментальные, органические. Потом место эмпатии занимает язык.

 

Эри ксон – ученик и последователь А. Фрейд, развивал Эго-псих (тут главной частью структуры личности является Эго, а не Ид, она стремится в своем развитии к сохранению своей цельности и индивидуальности). Эр. Соединил психоан.подход с важными идеями гуманистической психологии, в частности – о неоднозначной роли адаптации (она приостанавливает саморазвитие личности), и важности сохранения своей идентич-ти и цельности, также необходимости постоянного развития, творчества личности. Эриксон пересмотрел позиции Фрейда также подчеркивая огромное влияние среды, культуры и соц.окружения ребенка на его развитие: «Я неизбежно и тесно связано с меняющимися особенностями социальных предписаний и системой ценностей». Каждое общество вырабатывает свои институты социализации В отличие от классич.психоанализа в теории Эр. развитие Я охватывает все жизненное пространство индивидуума (то есть от младенчества до зрелости и старости), не только близкое окружение, но и друзья, работа, общество в целом влияет на этот процесс – формирование идентичности – цельности Эго, являющейся главным фактором устойчивости к неврозам. 8 этапов, ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой, проходя серию критических периодов. Каждый этап формирует новое, необходимое для социализации качество, а также готовит к следующим этапам. 1 до 1года доминирует инкорпорирующий модус. Общение с родными формирует чувство базового доверия или недоверия.

2 (1-3года) развивается чувство автономности либо зависимости от окружающих.

3 (3-6) инициативность либо чувство вины (зависит от того, насколько строго и жестко контролируют ребенка)

4 (6-14) трудолюбие – чувство неполноценности. Важную роль играют школа, учителя, одноклассники.

5 (14-20) ролевая идентичность – неопределенность. Главное- общение со сверст., выбор профессии, адекватное осознание себя, своих способностей. Предназначения.

6 (20-35) развитие близких, интимных отношений, либо чувство изоляции

7 (35-65) одна из наиболее значимых. продуктивность(стремление к развитию, творчеству)- застой- (- к стабильности, боязнь нового)- гибельно для личности, т.к останав.процесс саморазвития, считал Эр. Влияние интереса к работе, удовлетворение своим статусом, общение с детьми

8 (65-) Эгоинтеграция (удовлетворенность, принятие своей жизни), либо отчаяние (потеря идентичности, жизнь прожита зря) – ведет к невротизации

Неофрейдизм — направление в психологии, возникшее в 20–30–е гг., основанное последователями З. Фрейда, принявшие основы его теории, но в котором ключевые понятия психоанализа З. Фрейда были переработаны, например на основе постулата о социальной детерминированности психики человека. Например, Юнг придавал особое значение архетипам и принижал сексуальную природу либидо. Эрик Эриксон пришёл к несексуальным стадиям развития, строго связанных по срокам со психосексуальными стадиями у Фрейда.

При этом в основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества. Идейным предшественником неофрейдизма считается А. Адлер, а наиболее влиятельными представителями неофрейдизма являются психоаналитики Карл Юнг, Эрих Фромм, Карен Хорни, Г. Салливен.

А. Адлер подверг критике учение Фрейда, преувеличивающего биологическую и эротическую детерминацию человека. По Адлеру человек - не только биологическое, но и социальное существо, жизнедеятельность которого связана с сознательными интересами, поэтому " бессознательное не противоречит сознанию", как это имеет место у Фрейда. Таким образом, Адлер в определенной степени уже - социологизирует бессознательное и пытается снять противоречие между бессознательным и сознанием в рассмотрении человека. Осн прин-пы и понятия теории А.А: человек является единым, самосогласующимся и целостным; человеческая жизнь - это динамическое стремление к превосходству (совершенству); индивидуум - есть творческая и самоопределяющаяся сущность

1 чувство неполноценности (чел чувст себя слабым беспомощным, несостоятельным, вследствие: нет какого-либо органа, чрезмерная опека либо отвержение со стороны родителей) и его компенсация или гиперкомпенсация.

2 стремление к превосходству - (врожденное свойство, стремление к «совершенной исполненности»)

3 стиль жизни - (особенно ясно проявляется в установках личности и её поведении, направленном на решение трёх основных жизненных задач: работа, дружба и любовь)

4 соц интерес – забота о людях. Сексуал.инстинкт играет в жизни меньшую роль, осн мотив – социальный. Сонание доминирует над бессозн., чел понимает причины своего поведения.

5 порядок рождения - играет значительную роль в формировании личности

6 функциональный финализм - идея о том, что поведение человека подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего.

7 креативное Я - основная причина поведения чела. Персонализированная система, интерпретирует опыт организма, помогает создать и осуществить жизненный стиль.

К.Г Юнг. утверждал, что душа состоит из трёх структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Структура личности:

1 эго - является центром сферы сознания и включает в себя все мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность.

2 личное бессоз-е (вмещает в себя конфликты и воспоминания, когда-то осознававшиеся, но теперь подавленные и забытые) и его комплексы (скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и переживаний, вынесенных индивидуумом из личного или наслед-го бессознательного опыта. могут оказывать сильное влияние на поведение)

3 коллект-е бессознат-е и его архетипы (их очень много, главные: анама(анимус), персона, тень, самость) более глубокий слой в структуре личности - хранилище латентных следов памяти человечества. В нём отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ.

4 установки (экстра- интраверсия)

5 функции(взаимно противоположные пары – ощущение – чувство, мышление – интуиция)

6 самость – центр всей личности

Юнг утверждал, что материал личного бессознательного уникален и доступен для осознания.. Архетипы - врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определённым образом; иначе говоря, это универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-то объект или событие. Среди архетипов, описанных Юнгом, есть мать, ребёнок, герой, мудрец, Солнце, плут, Бог, смерть и т.д

Теория личн. Э. Фромма – это попытка преодолеть ограниченность психоаналитич. теории с ее биологизаторской детерминацией развития личности и рассмотреть роль социологич., полит., экон., религ., культурных факторов ее формирования.

Личность, с т. з. Фромма, – это целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. Под приобретенными свойствами автор понимал прежде всего различия в характере, представляющие проблему этики и свидетельствующие об уровне, достигнутом индивидом в искусстве жить. Обосновывая общественно-истор. обусловленность характера и личн. чел., Фромм вводит понятие " социального характера" как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общ-ва. В работе " Человек для себя" Фромм описывает следующие социальные типы характера:

  1. Рецептивная ориентация (берущая) – чел. представляет, что источник всех благ лежит вовне; он зависим и пассивен, доверчив и сентиментален; стремится " быть любимым", а не любить; зависит не только от авторитетов, но и от людей, способных оказать любую поддержку; всегда ищет помощника, а если помогает другим, то ради лишь того, чтобы добиться их расположения.
  2. Эксплуататорская ориентация (овладевающая) – чел. также считает, что источник благ вовне, но не надеясь получить их в дар, стремится добыть их силой или хитростью; он не способен к творчеству и поэтому добивается любви, обладания, идей или эмоций, заимствуя их у других; такой чел. агрессивен, надменен, самонадеян, эгоцентричен, уверен в себе, импульсивен.
  3. Стяжательская ориентация (сберегающая) – в отличие от предыдущих типов, чел. не верит, что может получить что-то из внеш. мира; его безопасность основывается на экономии, а траты воспринимаются как угроза; его скупость распространяется как на вещи и деньги, так и на мысли и чувства; он тяготеет к прошлому, его отпугивает все новое; он маниакально чистоплотен, ригиден, подозрителен, упрям, предусмотрителен, лоялен и сдержан.
  4. Рыночная ориентация (обменивающая) – личн. рассматривается как товар, выставляемый на продажу. Успех зависит от того, насколько хорошо чел. может подать и продать себя, насколько он способен вступить в состязание с другими для достижения жизненных целей. Самооценка чел. зависит от мнения др. людей, поскольку его ценность определяется не его человеч. качествами, а успехом в рыночной конкуренции.
  5. Плодотворная ориентация в отличие от неплодотворных, явл. идеалом гуманистич. этики – чел. воспринимает себя как воплощение своих сил-способностей, которые не скрыты и не отчуждены от него, а свободно реализуются. Силой разума он может понять сущность явлений; силой любви – разрушить стену, отделяющую одного чел. от другого; силой воображения – творить.

Помимо социальных условий, накладывающих отпечаток на формирование личн. чел., в его природе заложены ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ - (специфические человеческие потребности, вырастающие из попыток раскрыть смысл существования. Здоровый индивидуум обладает способностью находить пути соединения с миром, удовлетворяя потребности в установлении связей, преодолении себя (transcendence), укорененности в мире, самоидентичности, наконец, в наличии системы ценностей), явл. важным источником активности: в установлении связей (в заботе о ком-то, в продуктивной любви), в преодолении (в активном творч. созидании), в корнях (в чувстве стабильности и прочности), в идентичности (в тождестве с самим собой и непохожести на других), в системе взглядов и преданности (в объективном и рац. взгляде на природу и ОБЩЕСТВО, в посвящении себя чему-то или кому-то). Смысл существования чел. Фромм видит в разл. способах решения осн. проблемы, заключающейся в противоречии между свободой и безопасностью, завоеванная совр. зап. обществом, вызывает у чел. утрату чувства безопасности и ощущение личной незначимости. В поисках безопасности люди порой добровольно жертвуют свободой. В работе " Бегство от свободы" Фромм описал механизмы такого " бегства": 1Авторитаризм 2. Разрушительность 3. Автоматизирующий конформизм. В противовес механизмам " бегства от свободы" существует ОПЫТ позитивной свободы.

Карен Хорни отвергла положение Фрейда о том, что физическая анатомия определяет личностные различия мужчин и женщин, утверждая, что решающим фактором в развитии личности является характер социальных отношений между родителями и ребёнком. Согласно Хорни, в детстве основными являются потребности в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности в безопасности, это приводит к возникновению базальной враждебности, а та ведёт к возникновению базальной тревоги - основе невроза. Базальной тревогой она назвала ощущение беспомощности во враждебном мире.

Хорни описала десять невротических потребностей, которые люди используют с целью совладения с недостатком безопасности и беспомощностью, порождёнными базальной тревогой. В отличие от здоровых людей, невротики опираются на одну потребность при реагировании на различные ситуации. Десять невротических потребностей следующие:

в любви и одобрении; в руководящем партнёре; в чётких ограничениях; во власти; в эксплуатировании других; в общественном признании; в восхищении собой; в честолюбии; в самодостаточности и независимости; в безупречности и неопровержимости.

Хорни разделила список потребностей на три категории, каждая из которых представляет стратегию оптимизации межличностных отношений с целью достижения безопасности в окружающем мире. Каждой стратегии сопутствует определённая ориентация в отношениях с другими людьми: на людей, от людей и против людей. Также Хорни выдвигала феминистски ориентированные идеи, подчёркивающие значение культуры и половых ролей.

Литература

1. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М., 1996.

2. Кляйн М., Айзекс С., Райвери Дж., Хайманн П. Развитие в психоанализе. – М., 2001.

3. Мертенс В. Ключевые понятия психоанализа. – СПб., 2001.

4. Салливан Г. Интерперсональная теория в психиатрии. – СПб., М., 1999.

5. Фэйдимен Дж., Фрейгер Р. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб., 2002. – 864 с.

6. Фэйдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. – М., 1996.

7. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. – М., 1997.

8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб. – М., 1997.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.