Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление проблематики личности в истории отечественной психологии. Методологический анализ проблемы личности в работах С.Л. Рубинштейна.




В 20-ЗОе годы в психологии ведущую роль играло изучение реальной Личности (дефектология, беспризорность). В основном личность ребенка. Личность рассматривали как психосоциальное явление. В советской психологии и в психологии Л преобладал методологический уровень за счет различных подходов к Л. хотя на протяжении длительного времени изучение реальной Л совр-го чел подменялось обсуждением идеала сов чел. Эти теории Л разрабатывались в рамках псих науки. За годы явл-ся периодом кризиса в психологии и в это время Л разрабатывалась в 2-х направлениях: 1) как теоретические проблемы общественной психологии на основе методологии марксизма, но соотносительно с контекстом мировой психологии (С.Л.Рубинштейн); 2) как проблема психологического развития реб и его личности (Выготский, Запорожец, Божович).Басов конкретизировал понятие среды, оказал неповторимое влияние на Рубинштейна, сформулировал основные положения теории... В его концепции впервые появилось понимание Личности как субъекта.В ранних работах Выготского содержится обращение к Фрейду и разумная критика за абсолютизацию сексуального начала в развитии. Культурно-историческая теория Выготского была конкретизирована Ленотьевым А.Н.Главными принципами стали личностные принципы единства сознания и деятельности и категория субъекта, превратившаяся в субъективно деятельностный подход. В кон. 30-х годов изучение Л постепенно угасает и в первом учебнике «Психология» 38г. под редакцией Корнилова, Теплова и Шварца была глава не о личности, а о ее индивидуальностях. Только три психолога сохранили данную проблематику в 30-40-х годах - Вл.Н.Мясищев, - работал в Петербурге у Бехтерева, который изучал влияние коллектива на личность; С.Л.Рубинштейн - включил главу посвященную Л в свою книгу «Основы общей психологии»; и Дм. Н.Узнадзе - основатель грузинской школы психологии, рассматривал потребностно-мотивационное понимание личности. Системный подход позволил осмыслить логику развития представлений о личности в отеч псих и в конце 60-х годов произошла выработка единой концепции. С.Л.Рубинштейн выдвинул принцип единства сознания и деятельности^ при этом сознание включается в контекст жизненных связей чел с объективным миром. Основу этих связей образует деятельность, посредством которой чел, изменяя мир, изменяется сам. Он предложил новый продуктивный метод психологического познания - единство воздействия и изучения. Психология раскрывает свои тайны не в созерцании феноменов, а в процессе преобразования изучаемых объектов посредством практических действий. Он одним из первых в сов псих начал говорить о проблеме Л, о способностях чел. о его характере, но не характеризовал Л как единое целое.путь к исследованию целостной Л Рубинштейн нашел в изучении Д. в частности в исследовании творческой деятельности. Он считал, что формирование Л и равитие самознания чел. это процесс онтологический, а не одномоментный, т.к. чел рефлексирует себя в течение длительного времени, познавая различные свои качества, мотивы, стремления. Постигая себя, чел творит свою жизнь. А сотворенный им жизненный путь определяет и его дальнейшее познание себя, и его дальнейшее бытие. Понимая себя, чел лучше реализуется, в своем бытии, которое полнее отражает его сущность. Всякий чел имеет свою историю и развитие Л опосредовано результатом ее Д: чем Я был?; что сделал?; кем стал? Чел, сделавший что-то значительное, уже не тот. Он растет и формируется, если реализуется в продуктах своего труда. Линия ведущая от того, чем чел был на одном этапе своей истории, к тому чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал. В деятельности чел, в его делах, практических и теоретических, психическое и духовное развитие не только проявляется, но и формируется.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.