Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие эмоциональной сферы младенцев




Возраст 4-5 месяцев – это расцвет эмоционального общения ребенка с окружающими взрослыми. При благоприятных условиях общения малыш активен, жизнерадостен, требователен, доброжелателен к окружающим людям, проявляет любознательность по отношению к предметам. Он бурно радуется при виде взрослого: его лицо озаряет яркая улыбка, часто переходящая в смех, он интенсивно двигает ручками и ножками, выгибает животик, произносит разнообразные звуки - протяжно гулит, громко вскрикивает. Так же радостно младенец реагирует на игрушки, с интересом рассматривает новые предметы, окружающую обстановку.Однако, психическое развитие младенца, испытывающего дефицит общения, отклоняется от нормы. Если ребенку уделяют мало внимания, не носят на руках, не ласкают, не разговаривают с ним, малыш равнодушен к людям, молчалив, безучастен к окружающему. В таких условиях у младенцев тормозится развитие познавательной активности, надолго задерживается появление речи. Эмоциональное общение со взрослым в первом полугодии жизни ребенка оказывает мощный развивающий эффект. В процессе общения младенец испытывает положительные эмоции, что приводит к повышению общего тонуса организма: ребенок становится веселее, энергичнее, его физическое развитие идет высокими темпами. На этом фоне интенсифицируется развитие всех психических процессов. Общение со взрослым играет большую роль в развитие эмоциональной сферы ребенка. Общение требует от младенца умения распознавать эмоциональные проявления взрослого и совершенствования собственных экспрессий, с помощью которых он выражает свое отношение ко взрослым, свои желания и состояния. Характерно, что, начиная 3- х месяцев, дети обнаруживают высокую чувствительность к разнообразным оттенкам положительных эмоций взрослого, в то время как отрицательные эмоции дифференцируются ими менее тонко. На выражение упрека, сердитое лицо младенцы реагируют также радостно, как и на улыбки и похвалы взрослого, выделяя из отрицательных обращений компонент внимания. В то же время безразличие взрослого воспринимается детьми отрицательно, вызывая тревогу, недовольство.В рамках положительного отношения появляется разница между отношением к родным, знакомым и незнакомым людям. Ребенок 4-5 месяцев в одной и той же ситуации ведет себя по разному. Близким взрослым - маме, папе или бабушке малыш сразу начинает улыбаться, гулить, всячески привлекать внимание, побуждать к общению. Знакомой тете малыш, возможно, улыбнется, но не сразу, а на незнакомого человека будет долго смотреть и лишь после многократных " приглашений" наконец улыбнется.В процессе общения активно происходит предречевое развитие ребенка. От рождения наделенные избирательной чувствительностью к звукам человеческой речи, младенцы нуждаются в постоянном слышании речи взрослого. Они предпочитают особую речь, так называемый " бэби-ток", с которой обычно взрослые обращаются к маленькому ребенку. Это нежные высоко интонированные звуки, с отчетливыми акцентами, обязательно с выраженной адресованностью к малышу. Безадресная речь, не включенная в общение (например, магнитофонная запись или речь по радио), не только не способствует предречевому развитию, но и притупляет чувствительность к ней ребенка. Эмоциональное общение влияет и на развитие познавательной активности ребенка в отношении предметного мира. В процессе общения со взрослым развиваются зрительные действия (фиксация, слежение, рассматривание), слух, движения рук, которые также необходимы и для познания предметов. Для малыша особенно привлекательны те предметы, которые ему показывает взрослый, на них как бы остается " печать общения". Такие игрушки младенец сразу узнает, дольше их помнит и предпочитает всем прочим. В процессе общения ребенок осваивает сферу человеческих взаимоотношений. Эпизоды общения не проходят бесследно, они откладываются в опыт ребенка в виде установок, ожиданий определенного отношения и действий со стороны взрослого, в общении рождается привязанность малыша к тем людям, которые наиболее полно удовлетворяют его потребность во внимании и доброжелательности. Первые признаки появления привязанности обнаруживаются в 3, 5 - 4 мес. Они проявляется в том, что младенец стремится разделить с близким взрослым свои впечатления. Так в процессе эмоционального общения закладывается способность к сопереживанию. Привязанность ребенка в первом полугодии носит название " аффективно-личностных связей". Они представляют собой первое наиболее важное образование в психике ребенка и во многом определяют успешность его дальнейшего развития. Воспринимая в процессе общения положительное эмоциональное отношение к себе окружающих взрослых, младенец чувствует себя любимым, значимым для окружающих. Благодаря быстрой и чуткой реакции матери на свои воздействия, он переживает себя как активное существо, источник преобразований в окружающем мире, ощущает себя субъектом, а не пассивным объектом воздействий окружающих. Таким образом, уже в первые месяцы жизни у ребенка закладывается основа самосознания и личности.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.