Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гендерные различия.






В подтверждение мнения, что мужчины умнее и талантливее женщин, обычно приводят тот факт, что среди мужчин намного больше выдающихся ученых, изобретателей, художников и проч. Якобы врожденная разница в умственных способностях зачастую служит обоснованием сексизма и сохранения патриархальных устоев. Результаты научных исследований, подтверждающих или опровергающих наличие разницы в интеллекте и задатках у мужчин и женщин, довольно противоречивы. Среди факторов, влияющих на развитие интеллекта, называются гены, наследственность, размеры и строение мозга, социальное и культурное окружение, воспитание и образование.

Интеллект и различия в умственных способностях людей изучаются с середины XIX века. Среди первых исследователей, занимавшихся этими вопросами, были Фрэнсис Гальтон, Чарльз Дарвин и Пол Брока. Первые работы по изучению умственных способностей мужчин и женщин основывались, в основном, на случайных, несистематизированных наблюдениях. У Дарвина в «Происхождении человека» (The Descent of Man, 1871) встречаются такие сравнения: «Мужчина смелее, агрессивнее, энергичнее и изобретательнее женщины. В абсолютном измерении мозг мужчины больше, хотя соотношение величины мозга и массы тела в полной мере не выяснено. У женщины лицо круглее; Она созревает раньше, чем мужчина». С развитием психологии и статистических методов стали накапливаться систематизированные данные о связи интеллекта и пола, хотя до сих пор не существует согласия о том, что такое интеллект и насколько объективны способы его измерения.

В некоторых исследованиях мужчины демонстрируют более высокий коэффициент интеллектуальности (см. работы Линна, а также Stumpf & Jackson, 1994). Вторичный анализ результатов шести широкомасштабных тестирований, проведенных в США с 1960 по 1992 годы, показал, что в среднем по всем тестам у мужчин результаты выше (Hedges & Nowell, 1995). Тесты включали проверку различных способностей, в частности, способности чтения, словарный запас, математика, пространственная ориентация, ассоциативное мышление и память и проч. Женщины набирали больше очков в тестах на чтение, скорость восприятия и ассоциативное мышление. В целом, средняя разница между мужчинами и женщинами была невелика. В заключении авторы подчеркивают, что данные анализа не позволяют судить о причинах существующих различий между результатами тестирования у мужчин и женщин.

 

В других исследованиях разница между коэффициентами интеллектуальности у девочек (100.64) и у мальчиков (100.48) оказалась статистически незначимой (Deary et al., 2003). Значимым было лишь среднеквадратичное отклонение (14.1 для девочек и 14.9 для мальчиков). Девочек было на 2 % больше в диапазоне 90-115 очков IQ-теста, в то время как мальчиков было больше в диапазонах 50-60 и 130—140 очков. Изучив более 2000 статей и книг, опубликованных после 1966 года, авторы книги «Психология половых различий» (Maccoby and Jacklin, 1974) пришли к выводу, что большинство утверждений о различиях между полами необоснованны. В большинстве IQ-тестирований разница в результатах у мужчин и женщин либо отсутствует, либо является статистически незначимой. Единственное эмпирически подтвержденное различие существует в задачах на пространственное вращение, с которыми мужчины в среднем справляются лучше.

Исследования дошкольников и первоклассников показывают, что дети обоих полов выполняют вычисления и усваивают математические понятия на одном уровне. Большинство исследований детей с 9 до 13 лет также показывают, что пол не влияет на успеваемость по математике. С взрослением картина меняется, и мальчики получают более высокие результаты в математической секции SAT — специализированного теста для поступающих в колледж в США (Belkhir & Duyme, 1998).

На сегодняшний день большинство исследователей согласны с тем, что множество разных факторов влияет на эту разницу: детские впечатления, уверенность в себе, отношение к математике и оценка ее полезности как предмета, ожидания родителей, учителей, сверстников и проч.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.