Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды бессознательного






В современной литературе выделяются различные ви­ды бессознательных психических явлений.

1. Субсенсорное восприятие—не доходящие до уров­не сознания или лишь смутно осознаваемые чувственные данные.

Слабые световые сигналы могут возбудить нервные окончания в органах зрения и повлиять на психическое состояние человека, не став при этом предметом его сознательного внимания.

2. Хранящаяся в памяти информация, которая мо­жет включать в себя «забытые» или «полузабытые» зна­ния и умения, а также и такие сведения, о существовании которых у себя в мозгу человек даже не подозревает.

3. Подсознательное мышление — идущие бессозна­тельно процессы переработки информации, дающие ре­зультаты, которые кажутся появившимися в сознании неизвестно как и откуда.

Многие ученые, изобретатели, художники говорят о том, что их лучшие идеи «приходят» к ним без участия их сознания, рождаются неведомыми путями; на самом деле такие идеи суть продукты подсоз­нательного мышления.

4. «Автоматизированные» навыки и способы дейст­вий, которые человек первоначально выработал под контролем сознания, а затем в результате тренировки нау­чился применять бессознательно.

Процедура письма, требовавшая от школьника на первых этапах обучения сознательных усилий, затем автоматизируется и регулиру­ется без участия сознания; таким образом, сознание освобождается для выполнения более сложной деятельности.

5. Бессознательные установки (впервые открыты и исследованы грузинским психологом Д.Н.Узнадзе в 1930-х гг.), определяющие ожидания, которые возника­ют у человека в той или иной ситуации, и заранее настраивающие его на соответствующее действие.

В процессе обучения у студентов вырабатываются установки, ориентирующие их на применение определенных методов в решении Задач, с которыми связана их специальность.

6. Непроизвольные желания, влечения, чувства, в ко­торых субъект не отдает себе отчета. Человек может со­вершенно искренне объяснять свое поведение разумны­ми, продуманными аргументами, тогда как в действи­тельности оно определяется совсем иными и неизвестны­ми ему самому мотивами, симпатиями и антипатиями.

Об этом особенно наглядно свидетельствует то, что после сеанса гипноза люди, выполняя постгипнотические внушения, которые они не осознают, без особого труда дают своим поступкам вполне рацио­нальное объяснение. Так, испытуемый, которому гипнотизер внушил, чтобы он пригласил к себе в гости одного из зрителей, сидящих в по­следнем ряду, на вопрос, почему он это сделал, отвечал: «Я с мим где-то встречался раньше, и мне уже давно хотелось познакомиться с ним поближе».

7. Надсознательное (или, по К.Станиславскому, «сверхсознательное») — неконтролируемое сознанием. «интуитивное» понимание социальных потребностей и задач, благодаря которому человек способен к творчест­ву, имеющему не чисто индивидуальный, а обществен­ный характер (7.0), Подлинный творец угадывает важ­нейшие «веяния времени»» глубинные тенденции разви­тей культуры, искусства, науки, техники, политики, как правило, не сознавая того, как он это делает. В этом — тайна гениальности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.