Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема сознания в работах классиков отечественной психологии.






Ломов. Сознание – это высшая форма психического отражения и саморегуляции, присуща только человеку как общественно историческому существу. Выступает как сложная система, способная к развитию и саморазвитию, несущая научный и социальный опыт, моделирующая мир и преобразующая его в деятельности.

Сознание:

1. Бытийное – определяется через онтологию;

2. Рефлексивное – входят значения, смыслы (индивидуальные характеристики).

Платонов. Сознание – субстанция, объединяющая психические явления и человека. Считал, что не все в психике человека является сознательным (например, сновиден6ия, импульсивные действия, автоматизированные действия). Структура сознания, по Платонову, состоит из 3 категорий:

1 категория – Психические процессы – это те психические явления, которые имеют начало, развитие и конец, проявляющийся в виде реакции. Психические процессы непрерывны, они вызываются как внешними воздействиями, так и внутренними.

Психические процессы:

1. Познавательные: ощущение, восприятие, память, мышление.

2. Эмоциональные: чувства, переживания.

3. Волевые: волевые усилия, волевые решения.

Различные психические процессы связаны и составляют единый поток сознания. Протекают с разной быстротой и интенсивностью.

2 категория – Психические состояния – это определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Психические состояния имеют рефлекторную природу, возникают под действием обстановки.

3 категория – Психические свойства личности являются наиболее стойкими регуляторами психической деятельности: Темперамент, характер, способности.

Зинченко. Сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем образе» и предвосхищающих его практическую деятельность. Сознание любого индивида уникально, но не произвольно. Сознание, в отличие от психических процессов невозможно расчленить во времени. В структуре сознания выделил биодинамическую ткань живого движения.

Рубинштейн. Сознание – процесс формирования субъектом окружающего мира и тех отношений, в которые он с ними вступает. Субъект деятельности есть Со. Выделял 2 формы связи Со и деятельности:

1. В Со содержится идеальный план деятельности

2. Со развивается и формируется в деятельности (и в онто- и в филогенезе)

Рубинштейн единственный из отечественных психологов, кто понимал Со не только как образ (гносеологически), но и как переживание (онтологически). Онтологизируя Со, он подчеркивал его чувственную основу. Со как высший уровень развития психики свойственно только Ч.

Со – это единство 2х сторон: предметной и субъектной. Субъектный аспект содержит отношение личности к миру, представленное в переживании.

3 основных свойства Со: идеальность, предметное значение, смысловое семантическое содержание.

Со – общественное образование, но оно принадлежит каждому отдельному индивиду. Со представляет личности все, что существует в мире и даже те явления, с которыми личность никогда не вступала в контакт. Со выполняет 3 взаимосвязи (функции): 1) регуляция психических процессов, 2) регуляция отношения субъекта к миру, 3) регуляция деятельности как субъект. проявления. Со выводит личность в мир, а не замыкает ее в себе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.