Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.






Третий блок - это лобные доли. Здесь создаются, удерживаются намерения, вырабатываются соответствующие программы действий, осуществляется контроль за протеканием действий. Это блок связан с ретикулярной формацией. С помощью ретикулярной формации импульсы сформированные в лобных долях регулируют общие состояния активности организма, изменяют состояния в соответствии с сформированными намерениями.

Каждая ВПФ осуществляется при участии всех 3-х блоков мозга.

Структурно-функциональная модель организации мозга, предложенная Лурией, предполагает, что произвольная опосредованная речью осознанная психическая деятельность осуществляется с обязательным участием всех 3 блоков.

Психическая деятельность начинается с фазы мотивов, намерений, замыслов, которые превращаются в программу деятельности. Эта программа деятельности включает в себя образ результатов, представлений о способах реализации программы, об операциях. Первичная стадия – стадия формирования мотивов преимущественно связана с 1 блоком. Стадия формирования цели, программы - контроль за реализацией деятельности осуществляется 3 блоком. А выполнение конкретной операции преимущественно связано со 2 блоком.

С блочным представительством структур мозга связана проблема, которая получила название проблемы локализации психических функций (см. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи).

Роль и функции ретикулярной формации в управлении психикой и поведением.

 

 

Ретикулярная формация оказывает заметное влияние на электрическую активность головного мозга его функциональное состояние. Она же имеет непосредственное отношение к регуляции основных жизненных процессов: кровообращения и дыхания. Раздражение восходящей части стволовой ретикулярной формации вызывает характерную для состояния бодрствования организма реакцию изменения электрической активности коры головного мозга. Разрушение ретикулярной формации мозгового ствола, напротив, вызывает состояние длительного сна. Т.о. восходящая часть ретикулярной формации играет важную роль в управлении механизмами сна и бодрствования, научения и внимания. Кора головного мозга через нисходящие нервные волокна способна также оказывать влияние на ретикулярную формацию, что, по-видимому, связано с сознательной психологической саморегуляцией человека.

Разделение ретикулярной формации на стволовую и таламическую фактически совпадает с разделением ориентировочных рефлексов на генерализованные и локальные. Последние, создавая избирательную настройку анализатора, особенно отчетливо выступают в актах произвольного внимания человека

Активизирующее влияние обратной связи, относящейся к ретикулярной системе, является «существенным механизмом отбора и переработки сигналов, поступающих от рецепторных окончаний при действии предметов внешнего мира.

 

 

Функциональная асимметрия мозга, ее проявления и назначение в регуляции психических процессов и состояний.

Мозг человека характеризуется четко выраженной межполушарной ассиметрией, т.е. левое и правое полушария не разнозначны и это функциональная закономерность работы мозга. МАМ наблюдается уже у животных, но максимальное развитие получает у человека и наиболее ярко это выражено в ВПФ. Существуют анатомические данные, подтверждающие наличие морфологических различий между полушариями (это структурная основа функциональных различий).

Теория МАМ прошла несколько этапов в своем становлении. Сейчас говорят о функциональной специфичности полушарий, т.е. специфичности того вклада, который делает каждое полушарие в каждую психическую функцию. Полушарие не может быть доминирующим по отношению к функции в целом. Оказывается, что нет безусловной связи между ведущей рукой и ведущим по речи полушарием. И у левшей, и у правшей речевые функции обеспечивает левое полушарие. Невербальные гностические процессы сосредоточены преимущественно в правом. Эти представления строятся на нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций, сформулированной А.Р. Лурия.

 

Основные положения функциональной ассиметрии больших полушарий:

1. ФАМ, понимаемая как различная по характеру и неравное по значимости участие левого или правого полушария в осуществлении психических функций, имеет не глобальный, а парциальный характер. В различных системах (моторной, сенсорной, речевой) характер ФАМ может быть неодинаков. В результате анализа соотношения 3 видов асимметрий «рука - глаз – ухо» выделили 8 вариантов функциональных асимметрий.

2. Каждая конкретная форма ФАМ характеризуется определенной степенью (мерой). Можно говорить о сильной или слабой моторной (сенсорной, речевой) асимметрии. Парциальные характеристики должны быть дополнены количественными данными.

3. Функциональная асимметрия больших полушарий – продукт действия биосоциальных механизмов. Основы межполушарной функциональной специализации полушарий врожденные. По мере развития ребенка происходит усовершенствование, усложнение механизмов в межполушарной асимметрии и взаимодействии.

 

Физиологи нашли, что при интеллектуальной деятельности МАМ по показателям α -ритма усиливается. Выраженность α -ритма в левом полушарии ниже. В ряде работ замечено снижение выраженности α -ритма при образной форме деятельности в правом полушарии, а при вербальной – в левом. Существует межполушарная выраженность потенциалов. Вызванные потенциалы в задних отделах правого полушария опережают по времени потенциалы в левом. Т.к. в правом полушарии осуществляется первичный зрительно-пространственный анализ стимулов. При предъявлении вербальных стимулов асимметрия вызванных потенциалов максимально выражена в височных областях коры. Т.о. асимметрия потенциалов зависит от характера деятельности, которую выполняет человек. Согласно клиническим наблюдениям речевые нарушения и нарушение других функций, связанных с речью, наблюдается при поражении левого полушария.

Т.о. способность к речи, анализу, детализированию, абстракции обеспечивается левым полушарием мозга. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя с фактом, деталью, символом, знаком, отвечает за абстрактно-логический компонент в мышлении.

Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, этику, способность к адаптации. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами.

Имеются различия функций полушарий мозга в цветоощущении: полушария головного мозга асимметричны в восприятии и обозначении цветов.

Правое обеспечивает словесное кодирование основных цветов с помощью простых высокочастотных названий (синий, красный). Здесь характерны минимальные латентные периоды названия и точное соответствие названий физическим характеристикам основных цветов. В целом правое полушарие ответственно за формирование жестких связей между предметом и цветом, цветом и словом, словом и сложным цветным образом предметного мира.

Левое полушарие обеспечивает словесное кодирование цветов с помощью относительно редких в языке, специальных и предметно соотнесенных названий. При угнетении левого полушария из лексикона исчезают такие названия цветов, как оранжевый, терракотовый, вишневый, цвет морской волны.

В речемыслительной деятельности комплементарность проявляется в том, что каждое полушарие формирует свои принципы организации речи:

- правое полушарие формирует целостность смыслового содержания, обеспечивает эмпирическое и образное (метафорическое) мышление, создает ассоциации на основе наглядно-чувственных представлений о предмете; левое полушарие обеспечивает теоретическое мышление, грамматическое оформление высказывания и характеристику свойств предметов.

- формирование структуры лексикона человека происходит за счет суммации разных слоев лексики: правое полушарие опирается на образное отображение предметного мира, левое — на слова-концепты.

Таким образом, межполушарное взаимодействие служит основой осуществления высших психических функций. Нарушение этого взаимодействия у взрослых может приводить к формированию синдрома «расщепленного мозга», проявляющегося в нарушении сенсорных, речевых, двигательных и конструктивно-пространственных функций. Нарушения, произошедшие в раннем возрасте, могут быть частично скомпенсированы.

Основные генотипически обусловленные психологические и поведенческие характеристики человека.

Практически все в организме человека: и его развитие, и анатомо-физиологическое строение, и основные жизненные функции — в конечном счете находится под определенным контролем со стороны генных структур, Мозг, как и любой другой орган, обнаруживает генетическую детерминированность и изменчивость, поэтому логично предположить, что должны существовать генетические факторы, которые по крайней мере в ранние годы определяют психологию и поведение человека.

На начальном этапе развития человека, в первые месяцы его жизни, ведущим является генотип. От него зависит созревание фиксированных программ развития психики и поведения в их элементарных формах, связанных с деятельностью организма.

Определяющую роль в это время играют наиболее древние мозговые структуры, от которых зависят жизненно наиболее важные формы приспособительного поведения. Период жизни, о котором идет речь, охватывает первые два месяца и обычно характеризуется как новорожденность.

Второй этап развития начинается с двухмесячного возраста. Он связан с началом функционирования и включением в работу коры головного мозга, активным развитием и дифференциацией ее структур.

Начиная с дошкольного возраста стабильно связанными с генотипом становятся индивидуальные различия в общительности, а также управление такими свойствами темперамента, как динамика непроизвольно совершаемых и автоматически регулируемых движений. К числу врожденных и довольно рано появляющихся относятся некоторые экспрессивные реакции человека, например способность улыбаться. Даже дети, родившиеся слепыми или глухими, отвечают улыбкой на ласку. Люди, принадлежащие любой из человеческих культур, часто от удивления поднимают брови. Вполне возможно, что и эта поведенческая реакция является врожденной. Экспериментально подтверждено наследование форм пищевого и полового поведения, эмоциональности и агрессивности.

С возрастом, по-видимому, увеличивается вклад генотипа в индивидуальные интеллектуальные различия. Генетические влияния этого типа в детском и взрослом возрасте являются относительно устойчивыми.

Установлено, что в организме человека функционирует специальный нейроэндокринный аппарат генетической регуляции программы развития. Любая психическая функция благодаря его работе реализуется в пределах некоторого диапазона, заданного уровнем зрелости организма. Однако конечная ее форма в пределах этого диапазона зависит не столько от генотипа, сколько от условий окружающей среды, в частности от обучения и воспитания.

Установлен факт о наследуемости электроэнцефалограммы (ЭЭГ) человека — картины электрической активности мозга в целом или отдельных его частей (типы ЭЭГ связаных с элементарными психическими и поведенческими явлениями).

Из всех человеческих свойств минимальную зависимость от генотипа обнаруживают черты личности, выражающие отношение человека к людям и обществу. В целом же можно определенно утверждать, что среда в детерминации психического развития человека играет гораздо более важную роль, чем генотип. Даже среди известных свойств нервной системы человека нет ни одного, которое было бы полностью независимым от воздействий среды.

Психофизиологическая проблема.

Психофизиологическая проблема - проблема соотношения психики и мозга, души и тела.

Первое решение этой проблемы определяется как психофизиологический параллелизм. Суть его заключается в противопоставлении психики и мозга, то есть психика и мозг признаются как независимые сущности, несвязанные между собой причинно-следственными отношениями.

Наряду с этим есть и другие подходы к решению психофизиологической проблемы:

Психофизиологическая идентичность - вариант крайнего физиологического редукционизма, при котором психическое, утрачивая свою сущность, полностью отождествляется с физиологическим;

Психофизиологическое взаимодействие - вариант частичного решения проблемы. Предполагает, что психическое и физиологическое имеют разные сущности, но допускает определенную степень взаимодействия и взаимовлияния.

Современные варианты решения психофизиологической проблемы выглядят следующим образом:

1.Психическое тождественно физиологическому, оно представляет собой физиологическую деятельность мозга. В настоящее время эта точка зрения формулируется как тождественность психического лишь процессам высшей нервной деятельности, но не любой физиологической деятельности.

2.Психическое здесь выступает как особая сторона, особое свойство физиологических процессов мозга или процессов высшей нервной деятельности;

3.Психическое - это отдельный (высший) класс или вид нервных процессов, обладающий свойствами, не присущими всем остальным процессам в нервной системе, в том числе процессам ВНД.

4.Психическое - это особые (психонервные) процессы, которые связаны с отражением объективной реальности и отличаются субъективным компонентом (наличием внутренних образов и их переживанием);

5.Психическое, хотя и обусловлено физиологической - (высшей нервной) деятельностью мозга, тем не менее не тождественно ей. Психическое несводимо к физиологическому, как идеальное к материальному или как социальное к биологическому.

Ни одно из приведенных решений не получило общего признания, и работа в этом направлении продолжается.

Определение предмета психологии как науки.

 

 

Психология – наука о законах порождения и функционирования психического отражения в жизни и деятельности живых индивидов (Леонтьев).

Предмет психологии: закономерности возникновения, развития, проявления психики в целом и сознания человека в отдельности (Лурия).

К проявлениям психики относят психические явления: процессы, состояния, свойства личности, что психология и изучает.

 

 

Предмет психологии и его развитие.

 

 

В научном у потреблении термин «психология» появился впервые в 16 веке. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в 17 - 19 веках, сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека. История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году основанием в Лейпциге немецким психологом Вильгельмом Вундтом первой в мире экспериментальной психологической лаборатории В 20 веке психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания.

Психология в своем развитии прошла несколько этапов:

1 этап - психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

2 этап - психология как наука о сознании. Возникает в 17в. В связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

3 этап - психология как наука о поведении. Возникает в 20 веке. Задача психологии - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, - а именно, поведение, поступки и реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

4 этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Задачи психологии

А.Р. Лурия:

1. установить законы психической деятельности человека;

2. проследить пути развития психической деятельности;

3. вскрыть основные механизмы и описать изменения, которые происходят в этой деятельности в патологических состояниях.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.