Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава XV. Попытка Никанора напасть на Иуду в день субботний (1–5)






Попытка Никанора напасть на Иуду в день субботний (1–5). Воодушевление иудеев Иудою (6–16). Мужественное выступление иудеев на бой и победа. Гибель Никанора. Установление праздника (17–37). Заключение книги (38–39).

 

1. Когда узнал Никанор, что бывшие с Иудою находятся в стране Самарийской, то думал совершенно безнаказанно напасть на них в день покоя.

 

1. «В стране Самарийской…», έ ν τ ο ί ς κ α τ α Σ α μ α ρ ι α ν τ ό π ο ι ς … в местах по Самарии, т. е. на границе Самарийский, между Вефороном и Гофною (1 Мак VII: 39 и д.).

 

2. Когда же поневоле сопровождавшие его Иудеи говорили: «Не губи их так жестоко и бесчеловечно, воздай честь дню, освященному Всевидящим»;

 

2. «Дню, освященному Всевидящим…», τ ή π ρ ο τ ε τ ι μ η μ έ ν η υ π ό τ ο ύ π α ν τ α ε φ ο ρ ώ ν τ ο ς μ ε θ α γ ι ό τ η τ ο ς 'η μ έ ρ α …, слав. точнее: «предпочтенному от Всевидящего со святынею дневи…», т. е. дню, почтение которого освящено примером и заповедью Самого Всевидящего Господа (ср. Быт II: 3; Исх XX: 8–11 и д.).

 

3. тогда этот нечестивец спросил: «Неужели есть Владыка на небе, повелевший праздновать день субботний?»

 

3. Вопрос: «неужели есть Владыка на небе, повелевший…» выражает не отрицание существования Бога, но лишь отрицание означенного повеления, - отрицание того, что будто бы «среди богов» нашелся такой, который бы издал это повеление.

 

4. И когда они отвечали: «Есть живый Господь, Владыка небесный, повелевший чтить седьмым день»,

 

4. «Живый Господь» - ό Κ υ ρ ι ο ί ζ ώ ν - живый - в противоположность мертвым богам языческим.

 

5. то он сказал: «А я - господин на земле, повелевающий взять оружие и исполнять царскую службу». Впрочем, он не успел совершить своего умысла.

 

5. Что помешало замыслу Никанора напасть на Иудеев в субботу, - неизвестно.

 

6. Превозносясь с великою гордостью, Никанор думал одержать всеобщую победу над бывшими с Иудою.

 

7. Маккавей же не переставал надеяться с полною уверенностью, что получит заступление от Господа.

 

8. Он убеждал бывших с ним не страшиться нашествия язычников, но, воспоминая прежде бывшие опыты небесной помощи, и ныне ожидать себе победы и помощи от Вседержителя.

 

9. Утешая их обетованиями закона и пророков, припоминая им подвиги, совершенные ими самими, он одушевил их мужеством.

 

10. Возбуждая дух их, он убеждал их, указывая притом на вероломство язычников и нарушение ими клятв.

 

10. Примеры вероломства и клятвопреступления язычников - 1 Мак XVI: 17; 1 Мак VI: 62; 2 Мак V: 25 и д. и XII: 5.

 

11. Вооружил же он каждого не столько крепкими щитами и копьями, сколько убедительными добрыми речами, и притом всех обрадовал рассказом о достойном вероятия сновидении.

 

12. Видение же его было такое: он видел Онию, бывшего первосвященника, мужа честного и доброго, почтенного видом, кроткого нравом, приятного в речах, издетства ревностно усвоившего все, что касалось добродетели, - видел, что он, простирая руки, молится за весь народ Иудейский.

 

12. Об Онии этом - см. 2 Мак III: 1, 5; IV: 1 и д.

 

13. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием.

 

14. И сказал Ония: это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий.

 

15. Тогда Иеремия, простерши правую руку, дал Иуде золотой меч и, подавая его, сказал:

 

16. возьми этот святый меч, дар от Бога, которым ты сокрушишь врагов.

 

16. «Святый меч…», как вручаемый ему от Бога на посечение зла и нечестия, покушавшегося на Его святыню.

 

17. Утешенные столь добрыми речами Иуды, которые могли возбуждать к мужеству и укреплять сердца юных, Иудеи решились не располагаться станом, а отважно напасть и, с полным мужеством вступив в бой, решить дело, ибо город и святыня и храм находились в опасности.

 

17. «Город и святыня и храм…», τ ή ν π ό λ ι ν κ α ι τ α α γ ί α κ α ι τ ό ι ε ρ ό ν - слав.: «град, и святая, и святилище…» Τ α α γ ι α рядом и именно перед ι ε ρ ό ν - показывает, что здесь оно (та α γ ί α) употреблено в широком смысле слова - священное устройство, священные установления народа.

 

18. Борьба за жен и детей, братьев и родных казалась им делом менее важным; величайшее и преимущественное опасение было за святый храм.

 

18. «Преимущественное опасение было за светый храм…» - ввиду угроз Никанора - XIV: 33.

 

19. Для тех, которые остались в городе, также немало было беспокойства, ибо они тревожились о сражении, имеющем быть в поле.

 

20. Итак, когда все ожидали, что наступает решение дела, когда враги уже соединились и войско было поставлено в строй, слоны размещены в надлежащих местах и конница расположена по сторонам,

 

21. Маккавей, видя наступление многочисленного войска, пестроту приготовленного оружия и свирепость зверей, простер руки к небу и призывал Господа, творящего чудеса и всевидящего, зная, что не оружием одерживается победа, но Сам Он, как Ему угодно, дарует победу достойным.

 

21. «Свирепость зверей…», т. е. слонов.

 

22. В молитве своей он так говорил: Ты, Господи, при Езекии, царе Иудейском, послал Ангела, - и он поразил из полка Сеннахиримова сто восемьдесят пять тысяч.

 

23. И ныне, Господи небес, пошли доброго Ангела пред нами на страх и трепет врагам.

 

24. Силою мышцы Твоей да будут поражены пришедшие с хулением на святый народ Твой. Сим он кончил.

 

25. Бывшие с Никанором шли со звуком труб и криками,

 

26. а находившиеся с Иудою с призыванием и молитвами вступили в сражение с неприятелями.

 

27. Руками сражаясь, а сердцами молясь Богу, они избили не менее тридцати пяти тысяч, весьма обрадованные видимою помощью Божиею.

 

28. Окончив дело и радостно возвращаясь, они узнали, что Никанор пал в своем всеоружии.

 

29. Когда крик и шум утихли, они восхвалили Господа на отечественном языке.

 

30. Тогда Иуда, первоподвижник за сограждан и телом и душею и лучшие лета свои сохранивший для одноплеменников, дал приказание, чтобы отсекли голову Никанора и руку с плечом и несли в Иерусалим.

 

31. Придя туда, он созвал одноплеменников и поставил пред жертвенником священников, призвал и тех, которые находились в крепости,

 

32. и, показав голову скверного Никанора и руку злохульника, которую он простирал на святый дом Вседержителя и превозносился,

 

33. приказал вырезать язык у нечестивого Никанора и, раздробив его, разбросать птицам, руку же безумца повесить против храма.

 

33. «Руку же безумца…», τ α δ ΄ έ π ι χ ε ι ρ α τ ή ς α ν ο ί α ς; слав. точнее: «и сия в возмездие безумия… повеси». Единственное число τ ο ε π ί χ ε ι ρ ο ν очень редко (Иер XLVIII: 25) употребляется в значении плечо; во множественном же τ α ε π ί χ ε ι ρ α означает - то, что кому приходит «н а -руку», суждено, заслужено - возмездие дела, и если дела злого, то - наказание. Следовательно, в данном месте - повесить τ α δ 'ε π ί χ ε ι ρ α τ ή ς α ν ο ί α ς - значит повесить знак наказания безумца, т. е. отсеченную его руку.

 

34. Тогда все, обращаясь к небу, прославляли явившего помощь Господа и говорили: благословен Сохранивший неоскверненным место Свое!

 

35. Голову же Никанора повесил он на крепости в видимое для всех и ясное знамение помощи Господней.

 

35. «На крепости…» Здесь, как и в 21 ст. разумеется не крепость Сионская, которая была очищена от язычников позднее, при преемниках Иуды, но, вероятно, укрепления самого Иерусалима и храма, в противовес укреплениям Сионским.

 

36. И все общим приговором определили: никогда не оставлять без торжества день сей, чтить же празднеством тринадцатый день двенадцатого месяца, называемого на Сирском языке Адаром, за день до дня Мардохеева.

 

З6. Об установлении праздника в 13-й день Адара - см. 1 Мак VII: 49. - «За день до дня Мардохеева…», т. е. накануне праздника Пурим (Есф IX: 31 и д.). - «На Сирском языке» - τ ή Σ υ ρ ι α κ ή φ ω ν ή, т. е. на арамейском наречии, которое тогда входило во всеобщее употребление среди Иудеев Палестины.

 

37. Так окончилось дело с Никанором; и как с того времени город остался во власти Евреев, то я и кончу здесь мое слово.

 

38. Если я изложил его хорошо и удовлетворительно, то я сего и желал; если же слабо и посредственно, то я сделал то, что было по силам моим.

 

39. Неприятно пить особо вино и тотчас же особо воду, между тем вино, смешанное с водою, сладко и доставляет удовольствие; так и состав сочинения приятно занимает слух читателя при соразмерности. Здесь да будет конец.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.